Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 семестр / сущность процессов компенсации.doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
21.04.2019
Размер:
62.46 Кб
Скачать
  1. Специфика процессов компенсации у ребенка в сравнении со взрослым

Процессы компенсации у детей в отличие от взрослых глубоко специфичны. У взрослых функции ЦНС уже сложились, приняли характер стойкой организации, что дает широкие возможности взаимозаменяемости и переключения в случае нарушения какой-либо из функций. Аномальные же дети проходят особый путь психического развития, где благодаря условиям спецобучения и воспитания, формируются новые функциональные системы, развиваются способы действий и усвоения соц опыта.

Детский организм обладает пластичностью. При оценке возможностей развития функций ребенка следует учитывать не только уже сформировавшееся функциональные системы, но и находящиеся в стадии созревания и становления – зону ближайшего развития.

В детском возрасте многие функции ЦНС находятся в состоянии формирования, в результате на разных стадиях развития ребенка сложившееся механизмы компенсации изменяются и развиваются, прежде всего, под влиянием обучения.

При отклоняющемся развитии сохраняется тот же принцип протекания нервных процессов, что и в норме. В процессе компенсации используются сохранные анализаторы, корковые замыкательные механизмы и эффекторные органы. В результате неорганизации функций образуются новые межфункциональные связи и отношения.

Выготский формулирует так называемый закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации: положительное своеобразие ребенка с отклоняющемся развитием создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, а тем, что их выпадение вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект. Достигая в своем развитии того же, что и нормальный ребенок, глухой или слепой ребенок достигает этого иным способом, иными путями и средствами.

  1. Составляющие процесса компенсации

Компенсация - это замещение или пе­рестройка нарушенных или недоразвитых функций, слож­ный, многообразный процесс приспособляемости организма при врожденных или приобретенных нарушениях развития или его отставания.

Психофизиологическая составляющая. Запас «прочно­сти» на случай резких неблагоприятных изменений во внешней и внутренней среде обеспечивают организму спе­цифические механизмы адаптации и компенсации. Адап­тация проявляется, когда внешние изменения нарушают баланс между индивидом и средой. Восстановление это­го баланса возможно, если определенные изменения про­изойдут в самом индивиде. Компенсаторные процессы на­чинаются при изменениях в самом индивиде. В этом слу­чае восстановление баланса возможно при условии частичного или полного возвращения индивида к исход­ному состоянию.

В онтогенезе адаптация и компенсация развиваются не равномерно — вначале адаптационные процессы обго­няют компенсаторные, затем последние догоняют адап­тационные, уравниваются с ними; по мере старения сна­чала ослабевают адаптационные, а за ними и компенса­торные.

Чем сложнее живая система, тем больше ее эффек­тивность, как и вероятность внутренних «сбоев» в ее ра­боте. Сущность процессов компенсации — в поддержании определенного уровня надежности системы и ее ком­понентов. Такие феномены, как наличие парных органов, дублирующих друг друга при поражении одного из них, и способность к регенерации свидетельствуют о филоге­нетической древности компенсаторной приспособляемо­сти системы.

В результате первичного нарушения в организме воз­никают различного рода перестройки и замещения фун­кций на основе мобилизации резервных возможностей ЦНС. При этом компенсаторная перестройка организма у человека, в отличие от животных, носит качественно иной характер.

Изучая сущность процессов компенсации, Л.С. Вы­готский пришел к выводу о двустороннем характере по­следствий дефекта: с одной стороны, происходит недоразвитие функций, непосредственно связанных с органи­ческим дефектом, с другой — возникают компенсаторные механизмы. Исход компенсации зависит не только от тя­жести дефекта, но в значительной степени от адекватно­сти и действенности применяемых методов формирова­ния компенсаторных процессов, а в зависимости от ус­пешности компенсации и коррекции меняется структура дефекта.

Компенсация может осуществляться во внутрисистем­ной и межсистемной форме. При внутрисистемной ком­пенсации используются сохранные нервные элементы по­страдавшей функции. Каждая система обладает такими запасными механизмами, которые в норме не всегда ис­пользуются. При этом значительную роль играет коррек­ция первичного дефекта, например развитие остаточно­го зрения, слуха.

Сложившиеся функциональные системы — это свое­образный «сплав» элементов, каждый из которых выпол­няет определенную функцию в тесном взаимодействии с другими. При врожденных аномалиях какие-то из этих эле­ментов выпадают, и функциональная система формиру­ется за счет набора взаимозаменяющих средств. Уже сло­жившиеся функциональные системы характеризуются ус­тойчивостью и при выпадении какого-то компонента вследствие постнатального поражения не распадаются, а перестраиваются. Так, оглохшие дети не утрачивают сло­весной речи, если они потеряли слух после того, как сфор­мировались и закрепились речедвигательная и слуховая системы; в этом случае фонематические элементы не рас­падаются.

Межсистемная компенсация заключается в мобилиза­ции резервных возможностей и нервных элементов, в норме не включаемых в функциональную систему. В этом случае формируются новые межанализаторные нервные связи, используются различные обходные пути, включа­ются механизмы адаптации и восстановления вторично нарушенных функций. Здесь также в какой-то мере используются остаточные функции поврежденных анали­заторов, но широко привлекаются также ранее сложив­шиеся и закрепившиеся в онтогенезе функциональные системы связей, являющиеся физиологической базой со­хранения, преобразования, воспроизведения прежнего опыта. Так, поздно оглохшие дети при развитии устной речи опираются на сложившиеся слуховые образы, ко­торые вплетаются во вновь формирующиеся динамиче­ские системы связей. Постепенно значение сигнализации от поврежденных функций снижается, привлекаются дру­гие способы, основанные на взаимозамещении функций.

Важно различать первичные и вторичные нару­шения. Л. По­жар предложил различать в связи с этим первичную и вторичную компенсацию. Первичная протекает в виде деятельности по уменьшению меры проявления основного де­фекта. Это могут быть коррекционные технические сред­ства, например очки, слуховые аппараты и др.

Значительно сложнее вторичная компенсация, которая пред­полагает формирование и развитие высших психи­ческих функций, и, прежде всего, психической регуляции поведения. Здесь нельзя говорить о каком-то автоматическом механизме, каждый раз начинающем действовать при возникновении дефекта. (Так, если слепой научился лучше использовать слух для ориентировки в среде, это не означает, что слух у него лучше, чем у зрячего, и он может благодаря этому компенсировать последствия сле­поты)

Вторичная компенсация возможна лишь в том случае, когда организм и психика обладают достаточным ком­пенсаторным фондом, а у индивида сформированы необходимые предпосылки компенсации: воля, мотивация для продолжительных упражнений и тренировок.

Психологическая компенсация — это процесс, направ­ленный на достижение или восстановление чувства внут­ренней стабильности и самопринятия в связи с переживанием несостоятельности в тех или иных аспектах жиз­ни. Она представляет собой противопоставление неуспеху в одной сфере, успехов в другой. Гиперкомпенсация выгля­дит как наращивание усилий в сфере несостоятельно­сти. Здесь компенсация — поведение, направленное на достижение цели: уравновешивание жиз­ненных амбиций и уровня притязаний со своими способностями.

Психологический уровень компенсации связан с ра­ботой защитных механизмов и копинг-стратегий поведе­ния. Копинг — это преодоление стресса, деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и собственными ресурсами. Копинг-стратегий — это актуальные ответы личности на воспри­нимаемую угрозу, способы управления стрессом; психи­ческая деятельность, направленная на спонтанное изжи­вание последствий психической травмы; адаптивные ме­ханизмы, предохраняющие от болезненных чувств и вос­поминаний.

Анализируя процессы психологической компенсации у слабослышащих детей, Выготский выделял несколько линий его компенсаторного развития: реальную, фиктив­ную (настороженность, подозрительность, мнительность), бегство в болезнь, когда ребенок добивается выгод, но не избавляется от трудностей. Иногда ребенок компенсирует трудности ответными агрессивными дей­ствиями по отношению к социальной среде. Так, ребе­нок, вследствие тугоухости занимающий в играх после­днее место, будет стараться помыкать детьми младшего возраста.

Участие, взаимопомощь, эмоциональная поддержка, понимание, терпимость — мощные психологические сред­ства раскрытия потенциальных возможностей человека, укрепляющие его веру в свои силы, восстанавливающие  позитивное отношение к себе, поддерживающие соци­ально-психологическое благополучие.

Соседние файлы в папке 5 семестр