Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
харитонов.docx
Скачиваний:
28
Добавлен:
26.04.2019
Размер:
643.1 Кб
Скачать

8.2.3. Индивидуальные формы политического насилия

 

Кроме рассмотренных выше коллективных форм политического насилия, существуют еще и формы индивидуального политического насилия. Следует признать, что разведение этих форм во многом искусственно и делается скорее в интересах научного анализа. Ведь индивидуальное политическое насилие является необходимой составной частью предыдущего, коллективного политического насилия. Такое утверждение особенно верно, когда мыговорим о насилии структурированном, ведь ни коллективное структурированное насилие невозможно без насилия индивидуального, так и наоборот. Наиболее ярко индивидуальное структурированное политическое насилие проявляется в действиях солдат, ценою своей жизни спасающих командира, у телохранителей, настолько преданных «охраняемому объекту», что можно говорить о ситуации психологического симбиоза, когда исчезают психологические границы между субъектом и объектом.

 

Эта форма политического насилия также снижает чувство личной ответственности у исполнителей, что позволяет им отделить себя от исполняемой роли. Общество старается регламентировать реализацию индивидуального структурированного политического насилия. Достигается это через строгое определение того, кому, когда и против кого можно применять эту форму насилия. Именно для этого в России существуют специальные юридические процедуры, регламентирующие правила применения огнестрельного оружия, процедуры ареста и обыска, применяемые методы допросы и так далее. Беда в том, что далеко не всех из этих регламентов и далеко не всегда в нашей стране всеръёз применяются. Так, нельзя было без иронии, сарказма и насмешки, читать официальное сообщение об аресте в 2008-м году лидера петербургского отделения «Яблока» Максима Резника. Это было развернутое драматургическое действо, состоявшееся в ночь перед проведением очередного «Марша несогласных». Согласно милицейского протокола, М. Резник – кандидат в мастера спорта по шахматам – один в 4 часа утра сам напал на пятерых милиционеров. Без слез нельзя читать тот эпизод, где милиционеры утверждают, что Резник бил их ногой, а они, хором, уговаривали его этого не делать!!! Тем не менее, судья-то как раз милицейскому протоколу поверил, и лидер питерского «Яблока» провел под арестом два месяца.

 

Что касается неструктурированного индивидуального политического насилия, то оно разнообразно по своим проявлениям. Однако для политической психологии самый главный способ его реализации – это превышение своих регламентированных законом полномочий представителями специальных социальных институтов: солдатами, милиционерами, следователями и так далее. Лица, совершающие такое насилие, крайне редко испытывают чувство вины, перекладывая ответственность за случившееся на что-то или на кого-то. Как правило, «виноватыми» чаще всего бывает – атмосфера в обществе или обстоятельства, при которых разворачивался акт насилия. Автор хорошо помнит забавную карикатуру в одном из отечественных журналов, обыгрывающих подобную оценку случившегося. На карикатуре изображен память собаке «Муму», из одноименного произведения И. Тургенева, а перед памятником на коленях утопивший собаку дворник Герасим. Надпись под рисунком гласит: «Прости! Время было такое!». Кроме того, у лиц, реализующих индивидуальное неструктурированное политическое насилие, виноватыми могут быть объявлены и их жертвы. Так, на Урале в 2005 году произошел один очень характерный эпизод, иллюстрирующий эту особенность сознания отечественных носителей права на политическое насилие. Вечером в маленьком городке милицейским патрулем был задержан на улице мирный интеллигентный человек, излишне «принявший на грудь». Его отвезли в отделение милиции и поместили в «клетку для задержанных», именуемую в просторечии «обезъянником». Интеллигент спустя некоторое время начал шуметь, требуя, чтобы его отпустили. Дежурный сержант смотрел в это время футбол по телевизору и посчитал, что задержанный ему мешает. Он зашел в камеру и, действуя руками и ногами, избил человека так, что он от побоев скончался. Состоялся суд, на котором сержант получил восемь лет тюрьмы. Однако он подал аппеляцию, считая наказание неоправданно суровым, поскольку, дескать, задержанный был сам виноват.

 

Кроме того, лица, реализующие индивидуальное неструктурированное политическое насилие, могут считать себя стоящим выше норм, предназначенных лишь для «быдла». Эти люди выделяют себя из общей массы, считают себя особыми и особенными. Очень часто такое отношение является результатом профессиональной деформации личности, чрезмерно увлекающейся «наведением порядка», в том числе, и конституционного порядка.

 

Проявление такого насилия часто связано с личностными особенностями, детерминируется ими. Речь, например, может идти о чрезмерной индивидуальной жестокости субъекта, когда служба в правоохранительных органах позволяет безнаказанно реализовывать свои личностные комплексы, пришедшие из детства садиста. Кроме того, способствуют проявлению такого политического насилия низкие уровни его моральной и юридической грамотности, слабая развитость самоконтроля.

 

В качестве значимых факторов, тормозящих проявление индивидуального неструктурированного политического насилия выступает прежде всего наличие свидетелей и предполагаемая их негативная реакция на происходящее насилие. Если существует опасность осуждения насильственного действия, это может сдержать действия носителя власти, превышающего свои служебные полномочия.

 

Итак, мы рассмотрели существующие элементарные виды политического насилия. Кроме того, в современном мире во внутренней общественной жизни государства существуют особые отдельные виды политических действий, включающие в себя все вышеперечисленные формы насилия. Теперь поговорим и о них.