Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы по упп.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
30.04.2019
Размер:
1.39 Mб
Скачать

31. Наложение ареста на почто-телеграфные отправления, их осмотр и выемка. Контроль и запись переговоров. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка производятся по судебному решению на уже существующие носители (отправления) и исполняются операторами почтовой связи (ст. 185). Основанием для наложения ареста являются доказательства о том, что почтово-телеграфные отправления могут содержать относимую к делу информацию. Получение этой информации составляет конечную цель данного следственного действия.

Порядок производства данного следственного действия складывается из следующих этапов:

1)         вынесение следователем с согласия прокурора постановления о возбуждении перед судом соответствующего ходатайства и получение разрешения суда;

2)         исполнение ареста почтово-телеграфных отправлений оператором связи, который уведомляет следователя о факте задержания отправлений;

3)         осмотр и выемка отправлений в присутствии понятых из числа работников данного учреждения связи;

4)         арест отменяется постановлением следователя, когда в нем отпадает необходимость, с уведомлением об этом суда.

Контроль и запись переговоров как следственное действие состоит: 1) в поручении следователем специализированным органам вести прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации лиц, которые могут располагать сведениями, имеющими значение для уголовного дела; 2) в истребовании полученной фонограммы; 3) в фиксации содержания переговоров в протоколе (п. 141 ст. 5; ст. 186).

Данное следственное действие отличается от ареста и выемки почтово-телеграфных отправлений по двум основным признакам: 1) предметом ареста и выемки служат носители информации, уже созданные самими участниками письменных переговоров (записки, письма электронной почты), а контролю подвергаются устные переговоры, которые записываются на фонограмму по поручению следователя; 2) контроль и запись осуществляет специализированное оперативное подразделение органа дознания, а в выемке почтовых отправлений принимает участие обычный (неконспиративный) оператор связи.

Основанием контроля и записи переговоров являются данные о возможности получения относимых к делу сведений из переговоров различных лиц. В качестве специального условия данного следственного действия закон признает наличие производства по тяжкому или особо тяжкому преступлению.

По общему правилу контроль и запись переговоров производятся по судебному решению. Без судебного решения данное следственное действие производится по письменному заявлению одного из участников переговоров, когда существует реальная угроза совершения насилия, вымогательства или иных преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля, их близких.

Срок контроля и записи переговоров не может превышать срока предварительного следствия и устанавливается в пределах шести месяцев.

1. При наличии достаточных оснований полагать, что информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами имеет значение для уголовного дела, получение следователем указанной информации допускается на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.

2. В ходатайстве следователя о производстве следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, указываются:

1) уголовное дело, при производстве которого необходимо выполнить данное следственное действие;

2) основания, по которым производится данное следственное действие;

3) период, за который необходимо получить соответствующую информацию, и (или) срок производства данного следственного действия;

4) наименование организации, от которой необходимо получить указанную информацию.

3. В случае принятия судом решения о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами его копия направляется следователем в соответствующую осуществляющую услуги связи организацию, руководитель которой обязан предоставить указанную информацию, зафиксированную на любом материальном носителе информации. Указанная информация предоставляется в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором указываются период, за который она предоставлена, и номера абонентов и (или) абонентских устройств.

4. Получение следователем информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами может быть установлено на срок до шести месяцев. Соответствующая осуществляющая услуги связи организация в течение всего срока производства данного следственного действия обязана предоставлять следователю указанную информацию по мере ее поступления, но не реже одного раза в неделю.

5. Следователь осматривает представленные документы, содержащие информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, с участием понятых и (при необходимости) специалиста, о чем составляет протокол, в котором должна быть указана та часть информации, которая, по мнению следователя, имеет отношение к уголовному делу (дата, время, продолжительность соединений между абонентами и (или) абонентскими устройствами, номера абонентов и другие данные). Лица, присутствовавшие при составлении протокола, вправе в том же протоколе или отдельно от него изложить свои замечания.

6. Представленные документы, содержащие информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, приобщаются к материалам уголовного дела в полном объеме на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ознакомления с ними посторонних лиц и обеспечивающих их сохранность.

7. Если необходимость в производстве данного следственного действия отпадает, его производство прекращается по постановлению следователя, но не позднее окончания предварительного расследования по уголовному делу.

Комментарий к статье 186

1. Сущность контроля и записи переговоров (КЗП) как следственного действия состоит в принятии следователем мотивированного решения об обращении в суд с целью получения судебного решения о проведении КЗП, а также в его последующих действиях, направленных на истребование и использование полученных сведений в доказывании.

2. Закон позволяет различать две разновидности контроля и записи переговоров, предопределяемые целями этого действия: КЗП в целях осуществления уголовного преследования; КЗП в целях защиты участников уголовного судопроизводства от преступных посягательств.

3. Основанием КЗП в целях уголовного преследования являются сведения о том, что в ходе переговоров подозреваемых, обвиняемых и иных лиц могут содержаться фактические данные, имеющие значение для дела. Основанием КЗП в целях защиты участников уголовного судопроизводства выступают сведения, устанавливающие факты преступного (содержащего признаки преступления) воздействия определенных лиц на потерпевшего, свидетеля, их родственников и близких лиц. Процессуальные сведения могут дополняться гласными и негласными оперативно-розыскными мероприятиями.

4. Проведение КЗП в целях осуществления уголовного преследования ограничивается только делами о тяжких и особо тяжких преступлениях. Круг субъектов, чьи переговоры могут быть подвергнуты контролю, строго не определен и допускает усмотрение. Закон относит к ним подозреваемого, обвиняемого и других лиц, чьи переговоры могут содержать сведения о преступлении либо иные сведения, имеющие значение для уголовного дела.

5. К субъектам, подпадающим под КЗП, в целях защиты их от преступных посягательств, относятся потерпевшие, свидетели, их родственники и близкие лица. Цель следственного действия здесь иная – оградить добропорядочного гражданина от противоправного воздействия. Такой контроль может осуществляться в т.ч. на основе добровольного волеизъявления субъектов. Представляется, что КЗП в этих случаях осуществляется (независимо от наличия заявления) по делам о любой категории преступлений.

6. Контроль и запись переговоров осуществляются только на основании судебного решения. Ходатайство следователя перед судом о даче разрешения на КЗП возбуждается с согласия прокурора и оформляется в виде постановления (см. прилож. 89 к ст. 476 УПК), содержание которого регламентируется законом. По результатам рассмотрения ходатайства суд выносит постановление (см. прилож. 11 к ст. 477 УПК).

7. Поскольку в резолютивной части постановления судьи содержится решение о возложении обязанности технического осуществления КЗП на конкретный орган, следователь вправе оформить передачу постановления судьи для исполнения письмом (отношением). Однако представляется более предпочтительным вынесение соответствующего поручения (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК). В поручении есть необходимость конкретно указать, какая информация может иметь значение для дела. В ходе следственного действия следователь вправе дать дополнительное поручение, учитывающее вновь полученные доказательства.

8. Закон не предусматривает порядок оформления решения о проведении КЗП, если они осуществляются по письменному заявлению подлежащих защите от преступного воздействия лиц. Он устанавливает лишь, что судебное решение в данном случае не требуется. Полагаем, что следователь обязан вынести соответствующее постановление, которое вместе с его поручением и заявлением направляется в орган, осуществляющий оперативно-технические мероприятия. Уведомление суда о таких действиях не предусмотрено.

9. Предельный срок действия постановления судьи составляет шесть месяцев. Судья, как представляется, уполномочен установить и более короткий срок. По решению следователя возможно досрочное прекращение этого следственного действия. Контроль и запись переговоров после окончания следствия по делу не допустимы. Данная мера не может осуществляться по приостановленным делам, а также в случаях изменения квалификации преступления на деяние небольшой или средней тяжести.

10. Закон не предусматривает предварительного прослушивания следователем произведенных записей для целей отбора относящейся к делу информации. Представляется, что следователь имеет право истребовать записи по своему усмотрению, а остальные вправе признать подлежащими уничтожению. Все официально поступившие к нему фонограммы должны быть в установленном порядке осмотрены с обязательным участием понятых путем внешнего обследования и прослушивания. Специалист, а также лица, чьи переговоры записаны, приглашаются для осмотра по усмотрению следователя.

11. Процесс фактического контроля и записи переговоров не протоколируется. Протокол составляется лишь при осмотре фонограммы.

12. Законодатель определил процессуальный статус фонограммы: она приобщается к делу в качестве вещественного доказательства (а не приложения к протоколу).

13. Под телефонными переговорами по смыслу п. 14.1 ст. 5 УПК подразумеваются переговоры путем использования любых средств коммуникации. Полагаем, что это слишком широкое толкование. Представляется, что тайна переговоров с использованием радиостанций законом не охраняется, поэтому доступ к ним возможен без судебного разрешения. На наш взгляд, то же имеет место и в случаях, когда переговоры ведутся по служебным каналам связи внутри учреждения, организации, предприятия.

14. Истребование сведений о входящих и исходящих звонках, продолжительности разговора и другой информации, содержащейся в протоколах соединений абонентов, полагаем, должно осуществляться на основании судебного решения, поскольку ее распространение ограничивает тайну телефонных переговоров. Вместе с тем истребование информации, носящей справочный характер и содержащейся в регистрационно-учетных, финансовых документах, лицевых счетах и т.д., не нарушает конституционных прав и может осуществляться по запросам или путем выемки.

32. Допрос. Очная ставка.

Допрос. Наряду с общими правилами производства следственных действий закон устанавливает те, которые определяют порядок проведения допроса (ст. ст. 187 - 190 УПК). Выделение этих правил определяется тем, что среди всех следственных действий допрос является наиболее важным следственным действием. Он имеет как самостоятельное значение, так и то, что полученные на допросе сведения служат необходимой предпосылкой для последующего проведения иных действий, таких как очная ставка, опознание, проверка показаний на месте. Общие правила допроса действуют в отношении всех допрашиваемых лиц (свидетеля, потерпевшего, эксперта, понятого) . В соответствии со ст. 187 УПК допрос проводится по месту производства предварительного следствия или при необходимости - по месту нахождения обвиняемого. Впервые определена продолжительность допроса: непрерывно не более 4 часов, а при наличии часового перерыва - еще такое же время. Общая продолжительность допроса не должна превышать 8 часов. При наличии соответствующих медицинских показаний продолжительность допроса определяется на основании заключения врача (ст. 187 УПК). Свидетель и потерпевший вызываются на допрос повесткой, в которой должно быть указано, куда и к кому явиться, а также последствия неявки. Повестка вручается под расписку самому свидетелю либо передается с помощью средств связи. В случае временного отсутствия повестка может быть вручена совершеннолетним членам его семьи либо администрации по месту работы. По поручению следователя повестка может быть передана иным лицам и организациям, которые обязуются передать ее вызываемому на допрос лицу. При неявке без уважительной причины свидетель и потерпевший могут быть подвергнуты приводу. Вызванные по одному и тому же делу свидетели и потерпевшие должны допрашиваться таким образом, чтобы они не имели возможности общаться между собой. Такие условия допроса обеспечивают наиболее благоприятную обстановку для получения правдивых показаний. Перед допросом свидетеля или потерпевшего следователь удостоверяется в их личности, разъясняет их права и обязанности и предупреждает об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, о чем отбирается соответствующая подписка. Этим лицам разъясняется правило ст. 51 Конституции РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. В начале допроса следователь устанавливает отношение свидетеля и потерпевшего к обвиняемому и выясняет необходимые сведения о личности допрашиваемых. Допрос по существу дела начинается с предложения свидетелю и потерпевшему рассказать все известное об обстоятельствах, в связи с которыми проводится допрос, после чего им могут быть заданы вопросы. Показания свидетелей и потерпевших заносятся в протокол, в котором указываются место и дата производства допроса, фамилия лица, его составившего, имя и отчество каждого из лиц, принимавших участие в допросе, а в необходимых случаях и их адреса. В протоколе отмечается также, что свидетелю и потерпевшему разъяснены их обязанности и ответственность за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, а в протоколе допроса потерпевшего указывается, кроме того, разъяснение предоставленных ему процессуальных прав. Если в допросе участвует переводчик, в протоколе отмечается, что ему были разъяснены его обязанности, и он предупрежден об ответственности за заведомо неправильный перевод, что удостоверяется подписью самого переводчика. В ходе допроса недопустимо задавать допрашиваемым наводящие вопросы. В остальном следователь руководствуется имеющимися у него данными и с учетом рекомендаций, выработанных на основе закона следственной тактикой, решает, какой именно вопрос и в какой последовательности ставить. Допрашиваемое лицо с целью уточнения обстоятельств, в связи с которыми производится допрос, вправе пользоваться документами и записями. В ходе допроса по усмотрению следователя или ходатайству допрашиваемых могут быть проведены фотографирование, аудио- или видеозапись, киносъемка. Новое правило, обеспечивающее соблюдение прав и законных интересов свидетеля, состоит в том, что на допрос и очную ставку он вправе явиться с адвокатом, который пользуется правами, предусмотренными ч. 2 ст. 53 УПК (давать краткие консультации, задавать, с разрешения следователей, вопросы допрашиваемым лицам, делать письменные замечания по поводу записей в протоколе следственного действия). Показания допрашиваемого лица записываются от первого лица и по возможности дословно, причем вопрос и ответ в той последовательности, которая имела место в ходе допроса. В протокол должны быть включены и те вопросы, которые были отведены следователем либо на которые отказался отвечать допрашиваемый с указанием мотивов отвода. Если в ходе допроса допрашиваемому предъявлялись документы, вещественные доказательства, оглашались протоколы иных следственных действий, воспроизводились материалы аудио- или видеозаписи, киносъемки, об этом также делается запись в протоколе с приведением сведений, сообщенных при этом лицом, в отношении которого проводился допрос. Об этом должны содержаться данные, названные в п. 4 ст. 190 УПК. Показания свидетеля и потерпевшего записываются от первого лица и по возможности дословно. В случае необходимости записываются заданные вопросы и ответы на них. По окончании допроса протокол предъявляется свидетелю и потерпевшему для прочтения или по их просьбе прочитывается им следователем. Свидетель и потерпевший имеют право требовать дополнения протокола и внесения в него поправок. Эти дополнения и поправки подлежат обязательному занесению в протокол. После дачи свидетелем и потерпевшим показаний им должна быть предоставлена возможность, если они об этом попросят, написать свои показания собственноручно, о чем также делается отметка в протоколе. Правильность составленного протокола удостоверяется подписями допрашиваемого и следователя. Если протокол составлен на нескольких страницах, подписывается каждая его страница. В тех случаях, когда в допросе принимали участие другие лица (переводчик, специалист, прокурор), они также обязаны подписать протокол. Протокол может быть написан от руки или отпечатан на машинке. Для обеспечения полноты протокола может быть применено стенографирование. Факт отказа от подписания протокола или невозможность его подписания удостоверяется в порядке, установленном ст. 167 УПК. Очная ставка проводится, если в показаниях двух ранее допрошенных лиц по поводу одних и тех же обстоятельств имеются существенные противоречия (ст. ст. 164, 192 УПК). Очная ставка может иметь место между потерпевшим и обвиняемым (подозреваемым), двумя обвиняемыми, свидетелем и обвиняемым и т.д. При производстве очной ставки соблюдаются общие правила, установленные для допроса участвующих в ней лиц (см. ч. 6 ст. 192 УПК). Приступая к допросу на очной ставке, следователь сначала спрашивает ее участников, знают ли они друг друга и в каких отношениях между собой находятся. Затем им предлагается дать показания об обстоятельствах, по поводу которых имеются существенные противоречия. После дачи показаний следователь может каждому из допрашиваемых задавать вопросы. Лица, между которыми производится очная ставка, в свою очередь с разрешения следователя могут задавать друг другу вопросы. После дачи показаний и записи их в протоколе следователь может огласить ранее данные показания, что позволяет нередко устранить имеющиеся в этих показаниях противоречия. В этих же целях может быть воспроизведена звукозапись ранее данных показаний. Очная ставка оформляется протоколом. Каждый участник очной ставки подписывает свои показания на каждой странице и в конце весь протокол. По просьбе допрашиваемых протокол может быть прочитан следователем.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]