Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Невская битва.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
02.05.2019
Размер:
28.15 Кб
Скачать

11

Введение

Тема моего реферата «Невская битва».

Актуальность данной работы заключается в том, что отпор шведам в Невской битве укрепил решимость Северо-Западной Руси защищать единство и целостность своей территории.

Историография реферата представлена работой Данилевского И.Н. «Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.)», «Житие Александра Невского», «Новгородская I летопись старшего извода» и работой Феннела Дж. «Кризис средневековой Руси».

Главная цель работы – освещение событий в ходе Невской битвы. Это позволит обозначить причины нападения шведов, а также сделать выводы о значении побед русского оружия.

Глава 1 Невская битва 1240 г. – исторический контекст

Невская битва (15 июля 1240) — сражение на реке Неве между новгородским ополчением под командованием князя Александра Ярославича и шведским войском. Александр Ярославич за победу и личную храбрость в бою получил почётное прозвище «Невский».

Источники о Невской битве, как известно, немногочисленны и неравноценны. Главнейшими являются «Новгородская I летопись старшего извода» и «Житие Александра Невского» в его наиболее достоверной первой редакции. Летопись содержит целый ряд подробностей: хронологические даты, имена погибших новгородцев, ссылка на очевидцев сражения. Летопись также сообщает о приходе шведов в Неву, о действиях Александра Невского, потерях с обеих сторон, но умалчивает о подробностях боя1.

Независимо от «Новгородской летописи» сложилось «Житие Александра Невского». Оно создано в 1280-е годы. «Житие Александра Невского» относится к жанру княжеских житий. Это «Житие» было очень популярно и вошло не только в состав большинства поздних летописных сводов, но и во многие рукописные сборники. Длительная история бытования этого «Жития» предопределила наличие большого количества его редакций. Важно, что подробности «Жития» основаны на рассказах очевидцев и свидетелей, знавших и наблюдавших Александра Невского как полководца. В «Житии» сохранены документальные сведения о Невской битве и действиях отдельных её героев. Правда, эти данные отрывочны, автор «Жития» не стремился осветить военную сторону события.

По данным источников, битва, которая состоялась 15 июля 1240 года на Неве, на устье Ижоры, выглядит следующим образом: с одной стороны в ней участвовала дружина новгородского князя Александра Ярославича, с другой – шведское войско, в которое входили в качестве союзников отряд финского племени сумь, отдельные представители другого финского племени – емь, и норвежцев – мурманов.

Во главе шведского войска стояли ярл Ульф Фаси и знаменитый Биргер, о котором знают все школьники ещё с пятого класса, потому что ему новгородский князь якобы наложил печать на лицо. Но Ульф Фаси в то время не являлся ярлом (доверенным лицом короля) Швеции, а весь эпизод с Александром, который прорвался к Биргеру и копьём наложил ему печать на лицо, является довольно поздней выдумкой. Шведская экспедиция была оформлена в виде ледунга, морского ополчения2.

Приблизительная численность такого войска – по аналогии с другими шведскими ледунгами – составляла от 7 до 9 тысяч человек. Целью данного похода шведов был захват земель по реке Неве и крепости Ладога. Осуществление этого плана позволило бы отрезать финские земли от Новгорода и тем самым ограничить там новгородское влияние. Новгород, конечно, не мог мириться с такими действиями шведов и организовал свой поход.

Надо помнить, что это был 1240 год. В это время северо-восточные русские княжества были разорены нашествием Батыя, и Новгород не мог рассчитывать как прежде на помощь суздальских князей. В первой декаде июля 1240 года шведское войско почти после месячного морского перехода вошло в реку Неву, и расположилось на стоянку у устья Ижоры.

Весть о выступлении шведов против Новгорода, согласно «Житию», будто бы подал сам ярл в тот момент, когда его войско достигло Невы. Однако примерно в то же время (или несколько раньше) движение шведской силы устерёг ижорский старейшина Пелгусий, которому, по словам «Жития», была поручена «морская стража» в районе дельты Невы. Далее в «Житии» прибавляется, что Пелгусий увидел не «ратных», а плывущих в насаде святых мучеников князей Бориса и Глеба. Также Пелгусий слышал, что как Борис сказал: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру»3. Об этом он рассказал Александру Ярославичу. Последний почему-то просил Пелгусия сохранить всё в тайне.

Получив известия о вторжении шведов, Александр Ярославич понимал, что быстрой и серьёзной помощи из владимиро-суздальской земли он не получит. Князь решил действовать имеющимися силами. А имеющихся сил было недостаточно. Его дружина была значительно малочисленнее шведского вооружённого ополчения. И князь решил прибегнуть к тактике внезапных набегов, рассчитывая измотать и обескровить шведское войско, пока соберётся ополчение из отдалённых краёв новгородской земли.

В распоряжении Александра была его дружина и новгородское ополчение. По дороге к Ижоре к ним присоединилось ещё и ладожское ополчение, но общая численность русского войска едва ли превышала три тысячи человек. Путь от Новгорода до места шведской стоянки занял 2-3 дня. Пешее войско двигалось по воде, конное – по суше.

Шведский лагерь не охранялся, так как шведы не думали о возможности нападения на них. Воспользовавшись туманом, войска Александра скрытно подошли к неприятелю и застали его врасплох: без возможности создать боевое построение, шведы не могли оказать полноценного сопротивления.