Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пелымская Т.В., Шматко Н.Д Ранняя педагогическа...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
153.6 Кб
Скачать

Пелымская Т.В., Шматко Н.Д.

Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушенным слухом

// журнал Альманах коррекционной педагогики//

2003 №7

 Проблема раннего начала коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, является одной из наиболее актуальных в специальной педагогике и психологии. Правильно организованная работа, начатая в раннем возрасте, определяет успешность всестороннего развития ребенка.

Возраст с рождения до трех лет является наиболее ответственным периодом жизни ребенка. В этот период формируются моторные навыки, закладываются основы познавательных способностей и процессы восприятия.

Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования на этом возрастном этапе многих функций определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи. Наличие ранней и адекватной помощи ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии малыша и тем самым смягчать, а, возможно, и предупреждать отклонения в психическом и физическом развитии.

Стойкие поражения слуха, приводящие к нарушению развития речи и всей познавательной деятельности ребенка, достаточно распространены. При этом в большинстве случае имеется сенсоневральная тугоухость или глухота. К сожалению, в настоящее время при таком диагнозе медицина слух вернуть не в состоянии.

Помочь малышу могут лишь своевременно начатые коррекционные занятия. Их проведение нельзя откладывать ни на один день, потому что только раннее обучение может создать условия для нормального психического развития ребенка.

Необходимость ранней коррекционной работы с неслышащими детьми отмечалась передовыми российскими сурдопедагогами с конца 19 века. В 1900 г. в Москве Н.А. Рау и Ф.А. Рау открыли первый в Европе детский сад для детей с нарушенным слухом, а в 1930 г. Е.Ф. Рау были созданы первые ясли, в которых обучение начиналось с 3-х-месячного возраста, но они просуществовали недолго.

Проблема воспитания и обучения детей с недостатками слуха младенческого и раннего возраста остается актуальной как в России, так и за рубежом.

В нашей стране она интенсивно разрабатывается в Институте коррекционной педагогики Российской Академии Образования и в ряде других научно-исследовательских и практических учреждениях министерств образования и здравоохранения. Ее решение требует комплексных медико-психолого-педагогичеких мероприятий, направленных на раннее выявление дефекта слуха, слухопротезирование, проведение психолого-педагогической коррекционной работы с младенцами и детьми раннего возраста.

Аудиологические или аудиолого-педагогические проблемы?

Современное развитие науки и техники позволило разработать методики исследования слуха у детей с первых дней жизни, и даже у функционально зрелого плода.

В начала 80-х годов в Институте коррекционной педагогики РАО велись поиски эффективных и доступных методов исследования слуха, позволяющих не только установить факт снижения слуха, но и определить степень его поражения, начиная с первых месяцев жизни. Разработана комплексная методика медико-педагогического исследования слуха младенцев и детей раннего возраста. Она состоит из электрофизиологического, аудиологического и педагогического изучения слуховой функции. Она позволяет не только разграничить глухоту и тугоухость, но и определить степень снижения слуха внутри каждой из этих категорий. Ранняя диагностика состояния слуховой функции позволяет своевременно - с первых месяцев жизни - начать целенаправленную коррекцию дефекта.

Остановимся кратко на характеристике методики педагогического обследования слуха. Она разработана нами совместно с Т.В. Пелымской. Ее разработка была связана с рядом факторов.

Во-первых, с учетом географического и экономического положения России для выявления детей младенческого и раннего возраста с подозрением на снижение слуха была необходима методика, не требующая сложного аппаратурного оснащения.

Во-вторых, мы считаем проблему выявления детей с подозрением на снижение слуха не чисто аудиологической (как принято на Западе), а аудиолого-педагогической. Известно, что дети первого года жизни значительно лучше реагируют на голос и естественные шумы, чем на синтетический сигнал. Поэтому при чисто аудилогическом обследовании возможна гипердиагностика.

И, в-третьих, данные педагогического обследования (в комплексе с медико-психологическими) являются необходимой основой для разработки коррекционной программы, оценки динамики развития слухового восприятия и уточнения режима работы индивидуального слухового аппарата

Подчеркнем еще раз, что педагогическое обследование слуха является не самостоятельной частью, а компонентом комплексного аудиолого-педагогического исследования состояния слуховой функции. Если педагогическое обследование проводится первым, то в его ходе выявляются лишь дети с подозрением на снижение слуха. В дальнейшем организуется углубленное аудиологическое исследование (регистрация вызванных слуховых потенциалов коры и ствола мозга, акустического рефлекса, отоакустической эмиссии, импедансометрия т.п.). Как правило, вначале проводится аудиологическое исследование слуховой функции. Полученные данные должны быть подтверждены педагогическими данными субъективных реакций ребенка на звуковые стимулы.

Педагогическая методика обследования слуха зависит от возраста детей. Педагогическое обследование слуха детей первых 1,5 лет жизни основано на регистрации безусловно-ориентировочных (поведенческих) реакций ребенка на комплекс звуковых стимулов. В качестве звуковых стимулов используются звучащие игрушки: низкочастотные (барабан), среднечастотные (дудка, гармошка), высокочастотные (шарманка, погремушка), синтетический сигнал - тоны аудиометра, подаваемые в звуковом поле, голос и шепот. Звуковые стимулы предлагаются в случайной последовательности то справа, то слева.

Безусловная ориентировочная реакция на звук проявляется в замирании (двигательном торможении) или, наоборот, активизация движений, повороте головы или глаз в сторону звука, плаче, расширении глаз, прекращение или активизация сосания и т.п.

В связи с тем, что безусловно-ориентировочные реакции характеризуются быстрым угасанием при повторных предъявлениях, звуковые стимулы предлагаются, начиная с высокочастотных и с максимального расстояния. Обследование проводят двое взрослых: один устанавливает контакт с ребенком и наблюдает за его реакциями, а второй подает звуковые сигналы. После того, как с ребенком установлен контакт (эмоционально-личностный с младенцем до 0,5 года и ситуативно-деловой с более старшим ребенком) справа или слева от него подается сигнал шарманки с расстояния 3-5 м. Величина расстояния зависит от возраста ребенка: чем он моложе, тем оно меньше. Если реакция на звук отсутствует, то расстояние постепенно уменьшается до 5-10 см от уха ребенка. Получив первую реакцию на звук с того или иного расстояния, делается попытка определить то максимальное расстояние, с которого ребенок реагирует на данный звук. Затем также исследуются реакции ребенка на то же звучание с другой стороны.

В специальном протоколе отмечаются :

- наличие или отсутствие реакции;

- расстояние, на котором она обнаружена;

- способность ребенка локализовать звук.

Затем таким же образом предъявляются сигналы погремушки, дудки, гармошки, и, наконец, барабана.

После этого исследуются реакции на голос разговорной громкости, а при их отсутствии - на голос повышенной громкости. Если у малыша отмечается реакция на голос разговорной громкости на расстоянии более 1 м., то сигнал предъявляется и шепотом.

При исследовании реакции на синтетический сигнал малыш сидит на коленях матери между колонками аудиометра. Первоначальный сигнал подается на частоте 250 или 500 Гц интенсивностью 30 дБ. При отсутствии реакции интенсивность увеличивается шагом в 5 дБ до появления реакции. Затем исследуются реакции ребенка на частотах 1000, 2000, 4000, 6000 Гц.

Совокупность полученных данных позволяет оценить слух детей в возрасте до 1,5 лет.

Дети с нормальным слухом реагируют на весь набор неречевых звучаний на расстоянии 3-5 м. Расстояние, с которого тот или иной ребенок воспринимает все стимулы (от шарманки до барабана), зависит от его возраста: чем он младше, тем оно меньше. Дети старше трехмесячного возраста локализуют источник звука в пространстве справа, слева, сзади. Голос разговорной громкости и шепот воспринимаются также с расстояния 3-5 м. Реакции на синтетический сигнал отмечаются во всем диапазоне исследуемого частот интенсивностью 30-70 дБ.

Следует подчеркнуть, что в ряде случаев у детей с нормальным слухом могут отсутствовать реакции на тоны аудиометра. Ряд исследователей и ранее отмечал это у детей первого года жизни (Т.Susuki, У.Oguba). Отсутствие реакции не связано с состоянием слуха, а является возрастной особенностью детей. Тем важнее иметь данные о характере реакций на другие стимулы: звучащие игрушки и голос.

При тугоухости ребенок также реагирует на все предъявляемые стимулы, но расстояние, с которого отмечаются реакции, нестабильно, оно изменяется в пределах 0,5-5 м. При этом на максимальных расстояниях воспринимаются звучания с наиболее выраженными низкими частотами. Дети способны локализовать источники звука, но лишь в тех случаях, когда стимул воспринимается на расстоянии не менее 1 м. Незначительная часть этих детей реагирует на голос разговорной громкости с расстояния 0,3-1,5м. Синтетический сигнал воспринимается в диапазоне до 4000-6000 Гц при интенсивности 45-100 дБ; направление этих сигналов не определяется.

При значительной тугоухости ребенок воспринимает, как правило, неполный набор предъявляемых неречевых стимулов. Сокращение их числа происходит за счет звучаний, имеющих наиболее выраженные высокие частоты. Расстояние, с которого ребенок реагирует на разные звучания, нестабильно и колеблется от 0,1-0,3 м при восприятии высокочастотных стимулов до 2,5-5 м. при восприятии среднеи низкочастотных. Ребенок способен локализовать звучания, которые ощущает на расстоянии не менее 1 м. Большинство детей не реагирует на голос разговорной и повышенной громкости. Синтетический сигнал воспринимается в ограниченном диапазоне (до 2000 Гц) при интенсивности 50-100 дБ. Этот сигнал не локализуется.

Глухой ребенок реагирует лишь на резко ограниченное количество звучаний (в основном на низкочастотные звуки - барабан). Расстояние до источника звука может быть и большим - до 2,5-5м. Некоторые глухие дети вообще не реагируют на предъявляемые неречевые стимулы. Звучание голоса глухие дети не воспринимают. На синтетический сигнал реагируют лишь в диапазоне до 1000 Гц при интенсивности 70-100 дБ. Локализовать источник звука дети не в состоянии.

В практической работе нередко встречаются дети, у которых реакции на ту или иную группу стимулов (неречевые звучания, голос, синтетический сигнал) не согласуются. Это происходит вследствие индивидуальных особенностей ребенка, его соматического состояния, особенностей внимания. Данный факт подчеркивает необходимость педагогической оценки состояния слуха по совокупности данных на различные группы стимулов. Если при повторном обследовании картина остается прежней, следует оценивать состояние слуха по лучшим данным.

У детей старше 1,5 лет происходит затухание безусловно-ориентировочного рефлекса, и они уже не дают видимые реакции на звуки, доступные их слуху. Как правило, большинство детей, слух которых впервые обследуется в возрасте старше 1,5 лет, реагируют лишь на очень громкие звуки (барабан, громкий голос). Достоверные данные можно получить лишь в ходе целенаправленной работы по выработке условной двигательной реакции на звук. Под такой реакцией мы понимаем определенное игровое действие ребенка в ответ на звуковой стимул. Таким образом, детей старше 1,5 лет к исследованию слуха нужно специально готовить. Эта подготовка осуществляется сурдопедагогом и родителями в течение 2-4 недель. В это время ребенка учат реагировать каким-либо игровым действием на звук; например, в момент звучания игрушки или голоса надевать кольцо на стержень пирамидки, класть кубик в кузов машины и т.п.

Для создания адекватных условий для овладения этим навыком в качестве источника звука вначале используются "лучшие слышимые звучания", т.е. низкочастотные (барабан и т.п.). Упражнения проводятся на близком расстоянии, которое затем постепенно увеличивается до максимально возможного для данного ребенка. Методика выработки условной двигательной реакции на звук у детей 1,5-3 лет описана нами ранее (1990).

Когда условная двигательная реакция на звук у малыша выработана, то в качестве источника звука может выступать и тон аудиометра. Следовательно, становится возможным аудиометрическое обследование малыша повсеместно используемым методом игровой пороговой аудиометрии по условно-рефлекторной методике.

Подготовка к исследованию тонального слуха предполагает выработку условной двигательной реакции на вибрацию костного телефона в руке и лишь затем - на звучание тона в воздушном телефоне аудиометра. При этом исследование лучше начинать с частоты 250 Гц при интенсивности 70-80 дБ, т.к. этот сигнал не должен вызвать болевых ощущений и в то же время воспринимается абсолютным большинством детей. У маленьких детей, как правило, необходимо вырабатывать условную двигательную реакцию на каждую новую частоту (т.е. на 250 Гц, на 500 Гц, на 1000 Гц и т.д.).

Тональная аудиометрия в диагностический период проводится неоднократно до получения стабильных порогов.

Таким образом, в ходе диагностического обследования выявляются реакции ребенка как на звучащие игрушки, голос и шепот, так и на тоны аудиометра. Совокупность результатов педагогического и аудиологического обследования позволяет оценить степень снижения слуха на начальном этапе коррекционной работы. Учитывая известную сложность аудиологического обследования маленьких детей, мы считаем, что оценивать состояние их слуха следует именно по совокупности педагогических и аудиологических данных.

Данные педагогического и аудиологического обследования слуха как детей до 1,5 лет, так и более старших являются основой, на которую ориентируется сурдопедагог при уточнении режима работы индивидуального слухового аппарата, при составлении индивидуальной программы коррекции.