Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Детская нейропсихология экзамен.doc
Скачиваний:
223
Добавлен:
06.07.2019
Размер:
356.86 Кб
Скачать

25.Особенности латерализации впф у левшей.

У левшей мозговая организация психических функций отличается от мозгового обеспечения психических функций правшей.

1.Утрачиваются отличительные признаки полушарного обеспечения речевых и неречевых процессов, независимо от степени их латерализованности.

2.Мозговая межполушарная организация психической деятельности у левшей приобретает более симметричный, амбилатеральный, более диффузный и менее упорядоченный характер. 3.Только у левшей во взрослом возрасте встречается двусторонняя представленность какого-либо психологического фактора. Похожая картина может иметь место у праворуких не далее чем до 2—3 лет. У левшей видоизменяется и внутриполушарная организация психических процессов. У левшей она характеризуется внутриполушарной функциональной недифференцированностью, диффузностью.  Иными словами, определенная зона мозга, неизменно актуализирующая у правшей свой специфический вклад в протекание соответствующей психической функции, у левшей может быть связана с абсолютно иным фактором. Аналогично межполушарной функциональной специфике левшей их внутриполушарная организация психических процессов гораздо менее предсказуема и прогнозируема по сравнению с правшами.  Таким образом, мозговая организация психических процессов у левшей являет собой особую специфическую систему, основу которой составляют следующие базисные параметры: функциональная амбилатеральность, диффузность и относительная разобщенность, автономия гемисфер мозга, недостаточная дифференцированность подкорково-корковых отношений. 

26. Развитие мозговых структур при атипии

Атипия психического развития– одна из особенностей лиц с наличием левшества. Существует целый ряд специфических отличий, наблюдающихся у левшей по сравнению с правшами.

Для леворуких более характерным является наличие внутри– и межполушарной функциональной диффузности, невыраженной функциональной специализации.

Многочисленные нейробиологические, нейрофизиологические данные подтверждают, что церебральный онтогенез их обладает разнообразными специфическими чертами: выстраивание психических функции и межфункциональных связей менее предсказуемо, не дифференцируются внутри- и межполушарные связи, они менее избирательны, наблюдается неустойчивость во взаимодействии произвольных и непроизвольных уровней вертикальной системы регуляции психической деятельности, выявляется отставание в развитии биоэлектрической ритмики мозга, имеется склонность к снижению иммунных и гормональных регуляций.

Власть детей-левшей над собственным факторогенезом обрывается там, где в психическую деятельность должны включаться процессуальные, динамические параметры, что также обусловлено их мозговой организацией.

Вместе с тем они обладают общими характеристиками мозговой организации

На первом этапе, включающем внутриутробный период до 2-3 лет, закладываются основы межполушарного обеспечения нейрофизиологических, нейрогуморальных сенсорно-вегетативных и биохимических асимметрий, составляющих основу когнитивного, аффективного и соматического статуса ребенка. Морфофункциональной основой служат транскортикальные связи стволового уровня - спайки гипоталамо-диэнцифальной области и базальных ядер. Именно здесь, считают исследователи, локализован основополагающий онтогенетический фактор – механизм импринтинга.

Различия правого и левого полушарий заметны уже у 5-месячного плода. Так в области нижней лобной извилины в большинстве исследованных случаев восходящая ветвь сильвиевой борозды сначала появляется в правом полушарии.

В процессе эмбрионального развития правое полушарие несколько опережает левое. Так, островок в правом полушарии оказывается чаще погружен в большей степени, чем в левом. Дуговые длины полушария в целом и лобной доли в правом полушарии больше, чем в левом, и т. д.

Начиная с 7 месяцев плодного периода и до 2 лет жизни, по многим показателям правое полушарие оказывается более «продвинутым», по сравнению с левым. Возраст 2-5 лет является переломным.

Одна из психологических гипотез рассматривает мозг ребенка до двух лет как бы функционально расщепленным из-за незрелости мозолистого тела. При манипулировании предметами у такого ребенка формирование энграмм происходит в каждом из полушарий, независимо.

Для второго этапа (от 3-х до 7-8 лет) характерна активизация межгипокампальных комиссуральных систем. Этот комплекс играет первостепенную роль в организации межполушарного обеспечения полисенсорной межмодальной интеграции и мнемических процессов. На этом этапе, по мнению Семенович, формируется доминантность полушарий мозга по руке и речи, фиксируется право- или левополушарный контроль психологического фактора и межфакторных констелляций. Функция пространственного анализа, которая первоначально была локализована билатерально, оказывается вытесненной в правое полушарие. Приблизительно до четырех лет правое полушарие «владеет языком» столь же успешно, как и левое.

На третьем завершающем этапе, продолжающемся до 12-15 лет завершается процесс формирования транскаллозальных связей. Морфологическая и функциональная зрелость мозолистого тела обеспечивает межфронтальные взаимодействия, обуславливает устойчивость межполушарной организации психических процессов на наиболее важном – регуляторном уровне

Б-27. Принципы нейропсихологической коррекции в детском возрасте.

Нейропсихологическая коррекция — комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.

Коррекционный процесс строится на основании результатов нейропсихологической диагностики, с учетом возрастных особенностей формирования ВПФ в онтогенезе и векторов онтогенетического развития. Перечислим основные принципы коррекционной работы в детском возрасте:

1. Принцип опоры на сохранные формы деятельности (развитие слабого звена при опоре на сильные звенья);

2. Принцип многократной повторяемости частей программы в различных вариантах;

3. Принцип опоры на предметную деятельность. Усвоение происходит через собственную деятельность субъекта (Выготский, Гальперин), но эту деятельность нужно организовать;

4. Принцип программированного обучения в соответствии с теорией интериоризации, которая предусматривает варьирование заданий от простого к сложному:

- от совместного со взрослым к самостоятельному действию ребенка,

- от опосредования внешними опорами до внутреннего интериоризованного действия ребенка,

- от развернутого поэлементного действия с проговариванием – к свернутому действию с участием внутренней речи.

5. Принцип индивидуального подхода. Несмотря на сходство симптомов, выявляемых при нейропсихологическом обследовании, каждый ребенок представляет собой индивидуальность с особенностями онтогенетического развития, условий жизни и воспитания и, следовательно, своими особенностями психического функционирования и личности.

6. Преимущество нейропсихологического подхода, обеспечивающее его эффективность, заключено в принципе системности. Он означает направленность программы коррекции не на преодоление отдельного дефекта, а в целом на гармонизацию психического функционирования и личности ребенка.

7. Первостепенным принципом коррекционно-развивающего обучения является комплексность воздействия, т.е. сочетание (а не последовательное введение) в каждом цикле занятий методов двигательной, когнитивной и эмоционально-личностной коррекции. Это достигается, во-первых, параллельным и взаимообусловленным развитием в онтогенезе всех сфер психического функционирования ребенка, и, во-вторых, все виды методов воздействуют на одни и те же функции (произвольная регуляция, пространственные представления, кинетическая организация действия, внимание и память и т.д.).