Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Подконтрольная территория.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
08.07.2019
Размер:
35.29 Кб
Скачать

Подконтрольная территория

Всего несколько лет назад «патриоты» требовали, чтобы Кавказ всегда оставался в составе России. Теперь патриотизм заключается в том, чтобы Кавказ от России отделился. Причины перемены настроения анализируются в этом докладе. Если в середине 90-х руководство Чечни хотело отделиться от России, то теперь оно уверенно присоединило Россию к когда-то непризнанной республике.

Может быть, это единственный способ избежать новой войны.

Сегодняшняя элита Чечни во главе с Рамзаном Кадыровым борется за благоприятный имидж обновленной и вновь отстраиваемой республики, привлекательной для инвесторов. Ключевое слово в коридорах власти современной Чечни — «инвестиции»: частные, государственные, российские, зарубежные, любые вложения, о которых только можно договориться. Однако вопрос об инвестициях напрямую связан с методами, которыми управляется республика Рамзана Кадырова, которую еще относительно недавно называли мятежной.

Кому стоит верить больше — Кадырову, стремящемуся представить свои территории форпостом российских границ в борьбе с международным терроризмом? Или руководителю СКП Бастрыкину, у которого эффективность борьбы с терроризмом в этой республике не вызывает оптимизма? Как получилось, что после «чеченизации» конфликта один за другим стали исчезать или погибать враги Рамзана Кадырова внутри Чечни и за ее пределами? Почему всё чаще эксперты говорят о Чечне как о «государстве в государстве», которое при поддержке премьер-министра Владимира Путина живет по своим законам, но на средства РФ? Кто является бенефициаром в проектах восстановления республики? «Новая газета» провела специальное исследование и подготовила этот не претендующий на полноту аналитический доклад.

Чтобы понять характер чеченской власти, достаточно взглянуть на действия представителей властных и силовых структур республики за ее пределами. Практика решения конфликтов в силовом ключе, как правило, с применением оружия, угрозами, похищениями и убийствами, выстроилась в достаточно внушительную хронику. В нее попали самые громкие события 2005—2011 годов, в связи с которыми в медиа нередко всплывали имена самого Рамзана Кадырова, людей из его окружения или представителей созданных ими организаций. Оказалось, что демонстрация силы представителей власти Чеченской Республики любого уровня — от спецподразделений местного МВД до молодых людей с различными спецудостоверениями — на территории России и за рубежом практически не встречает ограничений. При этом мотивация самих представителей республики может быть достаточно широкой и трудно прогнозируемой — от своеобразно понимаемой защиты семейных, кровных, политических или бизнес-интересов до экстремальных способов решения дорожных и ресторанных споров.

Хроника инцидентов 2005—2011 гг. и их последствий

10 Января 2005 года, Хасавюрт (Дагестан)

В ходе проверки на посту «Степной-2» из-за отсутствия необходимых по закону командировочных удостоверений и документов на оружие были задержаны охранники сестры Рамзана Кадырова. Их повезли в местный ГОВД. После звонка в Чечню на «операцию по освобождению сестры первого вице-премьера республики» (такова на тот момент была должность Рамзана) выехал отряд из нескольких сотен силовиков с автоматами на десятках машин во главе с высокопоставленным братом. Они силой прорвались сквозь посты, блокировали здание Хасавюртовского ГОВД, освободили задержанных и уехали с ними обратно. В результате служебного расследования действия дагестанских милиционеров были признаны законными. Прокуратуры Новолакского и Хасавюртовского районов возбудили уголовные дела по факту избиения десяти сотрудников правоохранительных органов Дагестана, находившихся при исполнении служебных обязанностей. Вызванные впоследствии официальными письмами для дачи показаний Рамзан Кадыров и несколько чеченских силовиков на допрос так и не явились. Затем все «помирились», до стадии судебных разбирательств дела не дожили.