Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
23_IjE.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
10.07.2019
Размер:
152.76 Кб
Скачать

Из стенограммы заседания Политбюро цк кпсс. 16 февраля 1989 г.

Рыжков. Превышение расходов над доходами за три года перестройки составило 133 млрд руб. Потери из-за падения цен на нефть — 40 млрд, от сокращения прода­жи водки — 34 млрд.

За три года перестройки прибыль от промышленности возросла на 10 млрд. Но в сельском хозяйстве потеряли 15 млрд. Чернобыль взял 8 млрд. Эмиссия за три года со­ставила 21 млрд. В 1988 году эмиссия достигла 11 млрд — больше, чем в любой другой год после войны.

Сейчас 40 млрд избыточных денег, не покрытых пред­ложением товаров. Во всех отраслях хозяйства зарплата растет быстрее, чем производительность труда. Мы имеем 314 млрд внутреннего государственного долга, т. е. долга населению. На 70—80 млрд скопилось товарных запасов, не имеющих спроса...

Какой выход? Увеличение цен? Но это означает соци­альное напряжение, угрожающее перестройке...

Кадыров (предсовмина Узбекистана. — Сост.). 70 млрд руб. дает стране наш хлопок. А получаем из Центра — 1 млрд. Раньше вывозили на уборку 1 млн де­тей, теперь только 53 тыс. Тем не менее в печати нас про­должают долбать...

В Политбюро ЦК КПСС. М., 2006. -С. 445-446, 449.

Документ 7

Из стенограммы заседания Политбюро цк кпсс. 29 июня 1989 г.

Горбачев. Важно правильно оценить ситуацию и сде­лать выводы. Вся болтовня и критика надоели, люди хотят услышать ответы конструктивные, деловые, если хо­тите, успокоительные.

Надо всех включать в конструктивную работу. Конеч­но, ситуация критическая. Имеем год, максимум два, иначе надо уходить. Уже сейчас идея смены руководства глубоко засела в общественное сознание...

В Политбюро ЦК КПСС. — М., 2006. —С. 494.

Документ 8

Из стенограммы заседания Политбюро ЦК КПСС. 8 сентября 1989 г.

Никонов. Получим в этом году 23 млн тонн мяса; 377 млн тонн молока; 203—204 млн тонн зерна, картофе­ля — 123 центнера с гектара. В 1988 году купили за ру­бежом 43 млн тонн зерна. В этом году можем купить 35 млн тонн...

Горбачев. У меня такое впечатление, что управленчес­кий аппарат восстал против мартовского Пленума ЦК (по аграрному вопросу. — Сост.). Пленум прошел, и ничего в отношении аренды не сделали... Со всех сторон только и просят дотаций, закупок за границей... Хватит посы­лать нам жалобы и писать бумаги. Работайте, товарищи!

В Политбюро ЦК КПСС. — М., 2006. — С. 66.

Задание к документам:

Определите различные точки зрения на цели деятельности М.С. Горбачева.

Документ 9

Из воспоминаний заведующего Общим отделом ЦК КПСС В. И. Болдина

С того самого дня, когда открылась партийная конфе­ренция, впервые собравшаяся за последние 50 лет, в жиз­ни партии начались необратимые изменения. Это были перемены, потрясшие страну и весь мир. Люди понима­ли, что без должного порядка в стране можно потерять все достигнутое, разрушить само государство. Не все, однако, понимали замыслы руководства. Не все понимали я. Несколько раз заводил с М.С. Горбачевым разговор на эту тему, но он лишь однажды бросил фразу:

— Подожди, то ли я еще сделаю.

Он замысливал комбинации, о которых не знало его окружение: ни Политбюро ЦК, а позже ни члены Прези­дентского Совета и Совета Безопасности, ни правитель­ство. Даже ближайшие соратники вводились в заблужде­ние по поводу его истинных намерений. Был ли у него стратегический план ликвидации партии, развала стра­ны? Полагаю, плана не было, но была некая идея-фикс, та конечная цель, достичь которую без уничтожения су­ществовавшей системы было невозможно. Двигался он к ней импульсивно и с опаской. Большинство понимало пе­рестройку как укрепление страны, ее могущества, рост благосостояния людей. Но это, как показала практика, осуществить генсеку было не дано. Пытаясь изменить об­щество, он невольно уничтожал государственность. Рва­лись подгнившие корни власти. И она, как перекати-по­ле, кувыркалась по просторам огромной страны в ожида­нии своей участи, появления твердой руки.

Болдин В. И. Крушение пьедестала. — М., 1995. — С. 336—339.

Занятие 2. «Экономические реформы»

Документ 10.

Экономические реформы первых лет перестройки

Поначалу был выдвинут курс на ускорение. Он означал, что нужно убрать помехи на пути успешного строительства социализма, преодолеть спад производства, повысить качественные показатели отечественной экономики, а главное — ускорить научно-технический прогресс. При этом сохранялись в незыблемости командно-административная система и социалистический выбор. Однако первые конкретные шаги нового руководства свидетельствовали, что у него нет четкой и долговременной программы преобразований. Так, была начата кампания по борьбе с пьянством и алкоголизмом, которая привела к существенному снижению доходной части бюджета, к росту подпольного производства алкогольных изделий и, наконец, к дефициту сахара. Потребление же алкоголя в стране уменьшилось незначительно.

Уже в 1986 г. стало ясно, что никакого ускорения не получается, и был выдвинут курс на перестройку. Он включал в себя определенные структурные и организационные изменения в хозяйственных, социальных, политических механизмах, а также в идеологии с целью достижения все того же ускорения общественного развития. Был принят ряд законов, предусматривавших повышение роли трудовых коллективов в жизни предприятий, внедрение аренды в сельском хозяйстве, сфере услуг, перенесение центра тяжести с нового строительства на техническое перевооружение, модернизацию действующих предприятий, приоритетное развитие машиностроения. Но и курс на перестройку не выходил за рамки существовавшей системы, исходил из возможности на основе социализма быстро решить стоящие перед страной проблемы и вывести Советский Союз на уровень развития передовых государств. Ни о каком кризисе системы в целом речь не велась. (А. И. Аврус, Ю. И. Голуб.)

Вопросы к документу:

1. Чем отличается курс на ускорение от перестройки?

2. В чем был общий главный просчет в процессе проведения реформ?

3. Возможно ли было за 15 лет достичь тех целей, которые выдвигала перестройка?

Задание к документам:

Сделать выводы об итогах экономических реформ.

Документ 11

Из выступления члена Политбюро ЦК КПСС, первого секретаря ЦК Компартии РСФСР И.К. Полозкова. Январь 1991 г.

Первое. Теперь уже ясно всем, что перестройка, задуманная в 1985 году и начатая партией и народом для об­новления социализма... расширения демократии, повыше­ния благосостояния людей, не состоялась.

Так называемым демократам удалось подменить цели перестройки, перехватить инициативу у нашей партии. Общество оказалось на перепутье. Народ лишается про­шлого, разрушается его настоящее, и никто пока вразу­мительно не говорит, что же его ждет в будущем.

Надо признать, КПСС не сумела разглядеть начало пе­рерождения перестройки, позволила этому процессу на­брать силу. Партия не сразу поняла, что уходит от свое­го исторического предназначения — защитить прелюде всего интересы трудового народа, что ее приучают спокой­но относиться к искусственно насаждаемому за счет тру­дящихся классу предпринимателей, что создается соци­альная база для политических партий и движений, име­ющих далекие от социализма цели.

Противопоставляя общечеловеческие и классовые ин­тересы, отдавая приоритет общепланетным ценностям, мы сослужили плохую службу социалистической идее, вер­ность которой подтвердил XXVIII съезд КПСС. Было на­рушено диалектическое единство классового и общечело­веческого. Мы-то с вами знаем, что никогда никто не вы­ражал общечеловеческие интересы лучше, чем рабочий класс.

Второе. Сейчас либералы, а если точнее говорить, то правые, или попросту реакционеры, сбросили с себя мас­ки демократов. Провозгласив антикоммунизм своей идео­логией, они собирают под его знамена наследников свер­гнутых классов, националистов, дельцов теневой экономи­ки — всех, кому мешает советская власть.

Наши псевдодемократы попирают Конституцию, разжигают межнациональные конфликты, нарушают элементарные нормы демократии и морали. Антикомму­нистическое движение охотно поддерживает междуна­родный капитал, всеми способами содействуя расшире­нию его политических позиций, помогая укреплению его материальной базы, делая различного рода реверансы его лидерам.

И все это, как уже говорилось, — под флагом спасения перестройки, защиты ее от консерваторов, а теперь уже от Президента и нового недавно созданного Кабинета.

Демократы пускают в ход любимые средства. Очерни­тельство, клевета, подлог, шантаж — все используется против тех, кто пытается им противостоять или сказать людям правду...

Третье. Ни о какой многопартийности у нас сейчас не может идти речи. Есть КПСС, отстаивающая социалистическую перестройку, и есть лидеры с немногочисленными политическими группами, у которых в конечном счете од­но политическое лицо — антикоммунизм. Эти группы консолидируются, объединяются для борьбы с КПСС, для захвата власти.

Нет у нас и гласности. Если раньше монополией на гласность обладала КПСС, то теперь эта монополия у про­тивоборствующих с ней сил. Именно они оказывают свое разлагающее воздействие на общественное сознание.

Теперь уже не из книжек, а из реальной жизни мы получаем уроки того, что такое буржуазные нравы, бур­жуазная мораль, какие нечистоплотные средства и приемы могут быть использованы, когда речь идет о власти.

...На наш взгляд, надо, как уже здесь говорили, раз­вернуть теоретическую работу. Ведь мы провозгласили, что идем в гуманный, демократический социализм. Что это такое? Куда мы зовем людей? Что будет представлять собой это общество? Не ответив на эти вопросы, нам не подо что собирать партию, нам некуда звать и вести тру­дящихся.

Правда. — 1991. — 4 февраля.

Документ 12