Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЖАН ФРУАССАР.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
11.07.2019
Размер:
1.64 Mб
Скачать

Глава 304

Жители Ла-Рошели отказываются помогать графу Пемброуку. На помощь приходят сенешаль и сеньор де Таннейбуто вместе со своими друзьями.

Как я слышал от тех, кто присутствовал при этом сражении, англичане и пуатевинцы ясно показывали, что они стремятся к победе и желают получить великую награду за свою доблесть. Ведь никогда люди не проявляли столько отваги и не дрались так храбро, принимая во внимание, что по сравнению с испанцами их была всего лишь горстка людей, и что их суда были так малы, что только чудом можно объяснить то, что это дело длилось так долго. Но их великая доблесть и рыцарственность подняла дух взаимного соперничества, и если бы их суда были бы такого же размера, что и неприятельские, то испанцы бы не смогли добиться успеха. Ведь они так живо орудовали своими копьями из хорошей стали, и наносили ими такие ужасные удары, что никто не отваживался к ним приблизиться, если только он не был хорошо вооружен и не имел щита. Но им чрезвычайно досаждал ливень камней, свинцовых и железных болванок, и при первом же столкновении были серьезно ранены несколько рыцарей и оруженосцев.

Ларошельцы ясно видели все это сражение, но никоим образом не пытались придти на помощь своим, предоставив их самим себе. Эта битва продолжалась до ночи, когда стороны разошлись и стали на якорь. Но англичане потеряли 2 баржи с продовольствием, а все кто на них находился, были убиты. Сэр Джон Харпедон, который в это время был сенешалем Ла-Рошели всю ночь занимался тем, что уговаривал жителей, их мэра, Жана Шодерона (Chauderon), и других людей вооружиться и, выстроив горожан, посадить их на суда и баржи, что лежали на берегу, чтобы помочь и поддержать своих сограждан, которые, как они видели, защищаются столь доблестно. Однако жители, которые не имели склонности так поступать, отговаривались, говоря, что они охраняют свой город, что они не моряки и не привычны к морскому бою, ни бою с испанцами, но что если бой разгорится на побережье, вот тогда они очень охотно откликнуться на его просьбу. Дело осталось в таком состоянии, и ничто не могло изменить их решения.

В это время в Ла-Рошели находились сеньор де Таннэйбуто, мессир Жак де Сюржер и мессир Мобро де Линьер, которые прекрасно выполнили свой долг, присоединив свои мольбы к просьбам сенешаля. Когда эти четверо рыцарей увидели, что они ничего не могут добиться, то вооружились сами и приказали сделать то же самое и своим людям, которых было совсем немного. И по возвращению прилива, они взошли на борт четырех судов, которых взяли на берегу, и с рассветом поплыли к своим друзьям, которые действительно были рады их видеть. Они рассказали графу Пемброуку и мессиру Жискару д`Англу, что они не должны ожидать помощи из Ла-Рошели, так как горожане положительно в ней отказали, на что, раз не могло быть ничего лучшего, они ответили, что полагаются на милосердие Божье, и подождут развития событий, и что придет время, когда ларошельцы пожалеют о своем отказе.

Глава 305

Граф Пемброук разбит и взят в плен испанцами. Они отплывают от Ла-Рошели вместе со своими пленниками. Капталь де Буш прибывает туда, но слишком поздно.

Когда пришел день, и наступил полный прилив, испанцы подняли якоря и с великим шумом труб и горнов, также как и накануне, построили в боевую линию свои большие суда, которые были хорошо вооружены и снабжены людьми, и поймав благоприятный ветер, надеялсь запереть английские суда, которых, по сравнению с ними, было очень немного. Вышеупомянутые четыре капитана возглавили авангард, выстроившийся в прекрасном порядке. Наблюдая за этой боевой линией, англичане и пуатевинцы также построились соответствующим образом и, собравшись вместе, поставили суда позади якорей. Испанцы, под командованием этих капитанов, обрушились на них на всех парусах, и начали бой, который был ужасно смертоубийственным. Когда они сошлись вплотную, испанцы бросили абордажные крючья с железными цепями, которые сковали английские корабли так, что они не могли разделиться и таким образом, их удерживали все вместе 60.

Вместе с графом Пемброуком было 32 рыцаря, которые были едины в добром намерении испытать свою доблесть, и которые яростно защищались своими копьями, мечами и другим оружием. Они остались здесь, тесно сплотившись и отчаянно сражаясь. Так длилось довольно долго, но испанцы имели такое большое превосходство, поскольку их суда были и больше и выше над водой, чем английские, и они так метали с них камни, куски железа и свинца, что наносили большой урон своим противникам. С великой яростью, до примерно 9 часов, продолжался между ними бой, и никто из людей не потрудился больше, чем англичане и пуатевинцы, но большая их часть была теперь ранена камнями или другими предметами, которые в них метали, а славный гасконский рыцарь, мессир Амори де Тарб был убит, так же как и сэр Джон Лаутон, который был рыцарем-телохранителем графа Пемброука. С кораблем графа схватились четыре больших испанских. Ими командовали Кабессо де Ваккаден и Эрнандо де Леон, и на них было полно воинов, предназначенных и для боя и для работы на кораблях. После упорного сопротивления, они поднялись на борт корабля графа, где он и был взят в плен, а все кто находился на борту - либо убиты, либо пленены. Среди последних были сэр Роберт Бьюфорт, сэр Джон Карзон (Curzon), сэр Джон Гримстоун (Grimstone), сэр Саймон Уитейкер (Whitaker), сэр Джон Мортон, а мессир Жан Туше (Touchet) разделил судьбу первых.

Немного поодаль, продолжали бой пуатевинцы под командованием мессира Жискара д`Англа, сеньора де Пинана, сеньора де Таннейбуто, а также и другие рыцари со своими людьми. А на другом корабле, сэр Одо де Грансон сражался против Амброзия де Бокканера и Родриго де Розаса, но их для него было слишком много. Так что все эти рыцари были взяты в плен испанцами, не спасся никто, все были либо убиты, либо пленены. Их люди также оказались в большой опасности, но сеньоры, когда их брали в плен, очень просили прекратить резню, поскольку они выразили готовность заплатить за них выкуп. Кто бы не оказался в таком сложном положении, в каком оказались граф Пемброук или мессир Жискар д`Англ, он бы все равно должен был бы покориться тому, как должны были распорядиться Бог или фортуна. Но знайте, что по сравнению с потерянными в этот день рыцарями и оруженосцами, король Англии потерял гораздо больше - ведь вследствие этого поражения, он затем потерял всю Гиень, как вы о том узнаете в продолжение этой истории.

Мне говорили, что английское судно, на котором находились деньги, что мессир Жискар д`Англ должен был заплатить солдатам в Гиени, было потеряно, а с ним и все, что находилось на борту, так что выгоды не было ни для кого. Весь этот день, который был кануном для Св. Иоанна Крестителя, наступившую ночь, и следующее утро до полудня, испанца оставались на якоре перед Ла-Рошелью, крича и буяня от радости. По счастью случилось так, что один рыцарь из Пуату по имени мессир Жак де Сюржер, обращаясь к тому, кто взял его в плен, проявил столько красноречия, что тот согласился отпустить его на свободу за 3 сотни ливров, которые и были уплачены. В день Св. Иоанна он обедал в Ла-Рошели, и от него стало известно о том, как кончилось это дело, кто был убит и кто взят в плен. Многие горожане лицемерно делали вид, что очень озабочены, хотя в своих сердцах они ликовали, ведь они никогда не были расположены к англичанам.

В полдень дня Св. Иоанна, на большой воде, испанцы подняли якоря, поставили паруса и ушли с великим шумом труб и горнов. На верхушках своих мачт они разметили штандарты, наподобие вымпелов, с изображенным на них гербом Кастилии, и они были такой длины, что их концы часто касались моря. Это было прекрасное зрелище, когда они отплывали, таким образом. А направились они к побережью Галисии. В тот же самый день, ближе к вечеру, в Ла-Рошель явился большой отряд воинов, гасконцев и англичан, которые не знали о том, что произошло, но знали, что перед городом стоят испанцы, и стоят уже некоторое время. Поэтому они и пришли, чтобы их отогнать. Командирами гасконцев были капталь де Буш, мессир Бера де ла Ланд, мессир Пьер де Ландюра (de Landura), сулдиш Бертран дю Тран 61, а англичан – лорд Томас Перси, сэр Ричард Поншардон, сэр Уильям Фаррингтон, граф Ангус, сэр Бодуэн Франвилль 62, сэр Уолтер Хьюэтт и сэр Джон Девро 63.

Когда эти сеньоры и их войска, которых насчитывалось целых 6 сотен человек, прибыли в Ла-Рошель, то жители сделали вид, что очень рады их видеть, так как больше ничего сделать они и не осмеливались. Они узнали от мессира Жака де Суржера об обстоятельствах битвы с испанцами, и имена тех, кто был убит или взят в плен. Бароны и рыцари были очень огорчены, узнав эти новости, и думали, какое несчастье, что они не прибыли немного пораньше. Они очень скорбели о потери графа Пемброука и мессира Жискара д`Англа. Я не знаю, сколько дней они провели в Ла-Рошели, размышляя над тем, что еще они могут сделать, и куда им идти теперь. Сейчас мы оставим их и расскажем об Эване Уэльском и о его подвигах в это лето.