Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
referat_po_IPO.rtf
Скачиваний:
9
Добавлен:
22.07.2019
Размер:
149.59 Кб
Скачать

1.2 Виды очагов расообразовании как географическое

Первичная расовая дифференциация

Подразделение современного человечества на три большие расовые группы, каждая из которых имеет сложную структуру,- монголоидов, европеоидов и негроидов - широко распространено в литературе. Можно назвать многих авторов, которые полагали, что именно три большие расы составляют весь антропологический состав человечества.

Группировка локальных рас внутри трех основных расовых стволов осуществляется по-разному. Некоторые исследователи, не удовлетворяясь тройным делением, выделяют австролоидов и океанийские формы негроидной расы в самостоятельные расовые стволы. Другие исследователи выделяют пять самостоятельных стволов в современную эпоху. Пятый ствол в концепции К. Куна возникает за счет подразделения единого негроидного ствола на два самостоятельных, к которым он относит бушменов и готтентотов.

Единовременное подразделение какой-то крупной группы популяций бывает дихотомическим. Если брать в качестве исходных три ствола - негроидов, европеоидов и монголоидов, - то теоретически возможны три варианта их дихотомической классификации: негроиды и европеоиды противопоставляются монголоидам, негроиды объединяются в один ствол с монголоидами и противопоставляются европеоидам.

Необходимость объединения европеодиов и монголоидов и противопоставление их типам тропической зоны защищали А. Кизс (1949) и Р. Биасутти (1959). Они оба исходили из разных принципов, хотя и пришли к одинаковым результатам: северная половина ойкумены противопоставляется южной, граница между ними носит не меридиональный, а широтный характер.

Первичный западный очаг расообразования

Наиболее обширные данные получены из западных областей нижнепалеолитической ойкумены, из Передней Азии, то есть из центрального района для области формирования Homo sapiens в соответствии с гипотезой Я. Я. Рогинского. Это скелеты неандартальцев в пещерах Шанидар и Амуд.

В мустьерскую эпоху в области Передней Азии проживало довольно многочисленные неандартальское население. Его популяции были разбросаны на обширных пространствах и отделены одна от другой генетическими барьерами. В этих популяциях постепенно складывались морфологические вариации, отличавшиеся от типичных неандартальских форм и сближавшиеся с современным человеком. В отдельных популяциях этот сапиентный комплекс был выражен особенно сильно. В абсолютном хронологическом выражении появление отдельных признаков сапиентного комплекса относится примерно ко второй половине мустьерского времени и датируется 40000 - 60000 лет до н. э.

Возникновение сапиентного комплекса признаков не происходило в нейтральной форме и сопровождалось параллельным формированием расовых особенностей. В западной части ойкумены в эпоху среднего палеолита может быть локализован первичный очаг расообразования, соответствующий западному расообразовательному локусу. Таким образом, зона формирования Homo sapiens, по Я. Я. Рогинскому, действительно была зоной возникновения двух больших рас - европеоидной и негроидной, но монголоиды формировались на другой основе и в других географических условиях. Включение европейских неандартальцев в целом в границы западного очага расообразования значительно расширяет эти границы в западном направлении, и во всяком случае по отношению к южным и центральным районам Европы можно говорить о вхождении их в этот очаг.

Теперь встает вопрос: где проходит его граница на востоке? Для ответа на этот вопрос существенное знчение имеет находка неандартальского скелета в пещере Тешик-Таш в Узбекистане. Переходя к истолкованию относительного места тешик-ташской находки на шкале высоты уровня морфологической организации, а также расовых особенностей тешик-ташского черепа и сопоставляя их с географическим положением пещеры Тешик-Таш, можно думать, что формирование европеоидного и австралоидного комплеса признаков происходило и на территории Средней Азии. Ее, следовательно, можно включить в западный очаг расообразования.

Из Южной Азии пока нет палеоантропологических остатков мустьерского и более раннего времени. Поэтому вопрос о включении Южной Азии в западный очаг расообразования остается открытым. Исходя из того что между Передней и Южной Азией отсутствуют серьезные географические рубежи, можно думать, что во всяком случае западные районы последней также входили в западный очаг расообразования. Что касается северных и южных границ этого очага, то они могут быть намечены еще более условно, чем западные и восточные. Единственное основание для этого - предположение о постоянстве климатической обстановки внутри очага.

В какой первоначальной форме происходила кристаллизация тех расовых вариантов, которые формировались в западном очаге расообразования и составили позже расообразователтный локус, объединяющий европеоидную и негроидную расы? Есть веские морфологические основания думать, что эта кристаллизация происходила вначале в форме выделения автралоидной комбинации признаков. Австралоиды занимают промежуточное положение между европеоидами и негроидами по многим признакам. Формирование негроидной расы произошло не непосредственно на основе популяций более ранних форм африканских гоминид, а в процессе расселения новых популяций из западного очага расообразования в юго-западном направлении. Формирование основных особенностей негроидной расы началось позже, чем оформление европеоидного комплекса.