Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЛЕКЦИИ 10.01.12.вт.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
02.08.2019
Размер:
221.18 Кб
Скачать

Романская эпоха

В романскую эпоху ведущий архитектор был ответственен как за проект, так и за его своевременное осуществление в соответствии с принятым заказом. Это универсальный знаток различных строительных специальностей, подрядчик, решающий организационные вопросы, и даже эксперт, когда возникают трудности при возведении конструкций.

Цехи каменщиков стали хранителями производственных секретов: у строителей накапливались большие практические познания в области строительного ремесла, в частности, строительной механики. Секреты раскрывались в процессе строительства. Каждое большое строительство было хорошей школой.

Проектирование соборов доверялось самым опытным мастерам, которые были одновременно и зодчими, и мастерами-каменщиками. В Средние века архитекторы не располагали ни развитой технологией проектирования, ни уницифицированными единицами измерения. Почти в каждом городе был свой «стандартный» фут или ярд. Разбивка сооружений осуществлялась сугубо геометрическим построением (а не путем масштабного переноса), иногда на пергаменте, но чаще на оштукатуренном полу, именуемом «тразура».

Готика

В эпоху готики возросла роль многоопытного мастера — хранителя профессиональных секретов строительного дела. Он постоянно находился на строительной площадке, наблюдал за работой, однако, насколько известно, непосредственно не работал.

Готическая архитектура была архитектурой общества, которое стремилось к созданию грандиозных сооружений, обладая ограниченными средствами. Для того чтобы согласовать между собой желания и возможности, приходилось быть изобретательными. Мастерам готического периода удалось изобрести остроумные методы строительства. Развивая достижения романского периода, строители готических сооружений искали более совершенные методы возведения зданий, позволяющие облегчить конструкцию и экономно расходовать материал, добыча и транспортировка которого, как уже отмечалось, в период средневековья были сопряжены с большими трудностями и затратами.

Важное значение для экономики строительства в готической архитектуре имели: расширение внутреннего пространства за счет увеличения высоты с помощью новых, более совершенных видов перекрытий; применение стрельчатых сводов на ребрах с облегченной оболочкой самого свода, что значительно снизило его массу; большая часть распора сводов передается на контрфорсы. Следовательно, при своем ъъъъъъъъъсвоеобразии готическая архитектура чрезвычайно экономична сама по себе и, кроме того, открывает приемы строительства, экономичные по своей сути.

Возрождение

Культура Возрождения возникла в Италии во второй половине XIV в. и к XVI в. во многом преобразовала облик Европы. Гуманисты Возрождения, как правило, состояли на службе у пап, кардиналов, князей, знатных вельмож, выполняя их заказы, приспосабливаясь к воле заказчика. В то же время художники и архитекторы были свободны от средневековых канонов, сковывающих творчество. Это был величайший прогрессивный переворот - эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Проект обычно осуществлялся на конкурсной основе, а когда дело шло о муниципальных постройках, то судьей делалось все городское население.

Людям эпохи Возрождения приходилось быть мастерами на все руки в полном смысле этого слова. Филиппо Брунеллески был архитектором, скульптором, математиком, инженером. Палладио, — архитектор, литератор, филолог, философ, музыкант, астроном. Альберти был архитектором, теоретиком искусства, поэтом, драматургом, автором первой грамматики итальянского языка, картографом. Леонардо да Винчи был не только выдающимся живописцем, скульптором, архитектором, но также и математиком, военным инженером, гидротехником.

Строительству обычно предшествовало выполнение эскизов чертежей и почти обязательно — моделей, которые архитекторы заказывали столярам или выполняли собственноручно. В моделях соборов, Брунеллески показал все освещенные и темные лестницы, все виды источника света, двери, связи и ребра. Модели служили не только для отработки архитектурной композиции здания, но и для определения необходимого количества материалов, а также стоимости строительства.

Китай

Письменных правил строительства в Европе не было. В то же самое время в Китае были разработаны и действовали подробнейшие строительные законы причем не только в области размеров, но также и во всех возможных комбинациях, с учетом их символического значения. Мы все знаем, что есть древне-китайское учение Фен-шуй с четырёхтысячелетней историей, суть которого заключается в методах гармонизации влияний Пространства, Форм, Цветов друг на друга, а также на человека.

Лекция №5 «Особенности проектного делопроизводства в России»

История древнерусского архитектурного чертежа

В процессе образного поиска будущего архитектурного произведения широко применялись методы графического эскизирования. В русской архитектурной практике к этому времени повсеместно использовались завезенные европейскими зодчими чертежные инструменты, свинцовые карандаши, китайская тушь и акварель.

Приемы эскизирования, которыми пользовался русский зодчий, ограничивались графическими рисунками на листах кожи или бумаги. Эскизы исполнялись углем или заостренной палочкой, гусиным пером с использованием разведенной сажи.

Перенимая европейскую методику проекционного черчения, инженерных разработок, русские зодчие одновременно создали свой национальный стиль проектных чертежей, свой почерк организации проектного процесса.

Современному архитектору, знакомому с последними достижениями строительной техники и науки, желательно было бы познакомиться со старыми методами пропорционирования как основой архитектурного формообразования и создания функционально оправданной, конструктивно целесообразной и художественно выразительной формы.

Приемы формообразования вырабатывались в течение вековой строительной практики в результате повседневных измерительных и разбивочных операций. Эти приемы построения архитектурной формы базировались на знаниях геометрии и проверялись опытом многих поколений строителей. Постепенно возникали целостные системы

и методы гармонизации архитектурных объектов.

Древние методы формообразования не нуждались в масштабном чертеже. Зодчему достаточно было знать типологическую схему здания и его исходные размеры. Владея приемами пропорционального построения, согласования горизонтальных и вертикальных размеров, он на основе методики формообразования «размерял основание» и осуществлял натуральное проектирование. Поэтому древнерусский зодчий вполне

обходился наброском от руки принципиальной схемы плана с образованием основных размеров.

Обучение будущих мастеров-строителей проводилось с использованием общих познаний в области прикладной геометрии и на основании однотипных правил и руководств. По подобным правилам и руководствам в иконописных мастерских формировались художественные кадры. Артели мозаичников также обучались по тем же методикам, что позволяло

органично сочетать иконопись и общую цветовую палитру интерьеров со всей объемно-пространственной композицией храмов и прочих построек.

Формирование архитектурно-строительного чертежа проходило под воздействием единой системы художественного мировосприятия. Не случайно в древнерусском чертеже много общего с иконописными приемами и наоборот. И это не случайно поскольку первые чертежники выходили, как правило, из среды иконописцев или изографов, как их величали в древности.

Для древнего мастера система пропорционирования была не догмой, а методом работы, способом достижения гармонического единства архитектурного произведения.

С помощью системы пропорционирования решалась необычайно сложная задача повторения одинаковых типологических структур без точных

масштабных чертежей. При этом повторение сводилось не к копии, а к соблюдению композиционной основы архитектурной структуры, к

повторению типологической характеристики, а не к дублированию аналога.

Исследуя загадки древнерусского архитектурного чертежа, может возникнуть вопрос, для чего сегодня, в век компьютерных технологий, расшифровывать язык прошлых эпох?

Даже если оставить в стороне познавательную ценность древнерусских чертежей, то исследование эволюции чертежа дает важный материал для выяснения возможностей графических средств в процессе архитектурного проектирования.

Масштабный чертеж и система трех проекций – не предел возможностей графического языка и древнерусский архитектурный чертеж тому свидетельство.

Современный архитектор все чаще прибегает к безмасштабным изображениям, к функциональным схемам, условным знакам и абстрагированным моделям, чем обнаруживает преемственность в методах работы с мастерами древности.

Изучение всех сторон деятельности древнего зодчего и функций безмасштабных чертежей, основанных на пропорционировании может существенно оптимизировать творческий процесс современного архитектора и повысить его творческий потенциал.