Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
проблемы макроэ-ки.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
05.08.2019
Размер:
125.95 Кб
Скачать

Эффективность производства - ключевая макроэкономическая проблема.

Эффективность производства - весьма сложное и многоаспектное явление. Оно включает в себя технико-экономическую, социально-экономическую эффектив­ность; экономическую, социальную, народно-хозяйственную, хозрасчётную эффек­тивность; эффективность производства и воспроизводства; частные понятия эф­фективности (капитальных вложений, новой техники, внешней торговли др.).

Все эти аспекты тесно взаимосвязаны между собой, и каждый в отдельности имеет свою специфику. Так, эффективность, выраженная через тёхнико-экономические показатели, дает представление о развитии производительных сил общества, ре­зультативности их использования безотносительно к существующим производ­ственным отношениям. Поэтому она является общей для всех способов производ­ства и дает возможность сопоставления уровней эффективности производства.

Технико-экономическая эффективность имеет два аспекта: технический и эко­номический.

Технический аспект характеризует уровень развития личного и вещественных факторов производства безотносительно к результатам их фактического исполь­зования: а) надежность, долговечность, производительность и прочие свойства средств труда; б) качество сырья, материалов, топлива полуфабрикатов; в) про­грессивность технологии; г) уровень квалификации работников.

Экономический аспект характеризует результативность использования фак­торов производства через такие показатели, как производительность труда, мате­риалоемкость продукции, капиталофондоотдача и др., которые отражают уровень развития и использования производительны сил, но безотносительно к цели производства. Эти показатели являются общеэкономическими.

Некоторые экономисты, ограничиваясь анализом результатов производства в пределах технико-экономической эффективности, приходят к мысли, что эф­фективность общественного производства не является категорией экономической теории, а всецело относится к области производительных сил, что представляет­ся ошибочным.

Социально-экономическая эффективность отражает результаты производ­ства с учетом существующих в данном обществе производственных отношений и оценивает их с точки зрения интересов господствующих классов, со стороны реализации непосредственной цели производства. Содержание этой категории определяется основным экономическим законом данного способа производства. Непосредственная связь между основным экономическим законом и эффективностью производства состоит в том, что повышение её не может быть бесцельным, а цель производства определяется основным экономическим законом. Но какова цель производства, таковы и средства ее достижения.

В рамках социально-экономической эффективности можно выделить экономический и социальный аспекты.. Оба они выражают социально значимые результаты развития производства, но в первом случае эти результаты выражаются в определенных экономических формах, во втором - в своей непосредственной форме. Обладая качественной определенностью, эти аспекты находятся вместе с тем в неразрывном единстве, в основе которого лежит единая природа - подчиненность производства реализации цели производства.

Социальный аспект социально-экономической эффективности принимает форму социальной эффективности, которая не принимает каких-либо определенных экономических форм и, как правило, не поддается количественному измерению. К ним относятся улучшение и облегчение условий труда, изменение eго характера и содержания развитие творческих функций, способностей людей. Кроме того, социальный возникает не только в материальном, но и нематериальном производстве, например в духовной сфере.Следовательно, социальный эффект не ограничивается пределами материального производства, его социально-экономической эффективностью.

Единство между экономическими и социальными результатами развития производства не исключает наличия противоречий между ними. Так, дополнительные вложения труда и материальных средств на улучшение и облегчение условий труда, охрану и оздоровление окружающей среды обычно понижают фондоотдачу, хотя, с другой стороны, способствуют росту производительности труда. Если рассматривать только экономический результаг роста эффективности производства, то последний выражается в двух формах: веществественно в виде прироста продукта (массы потребительных стоимостей) при данной величене затрат общественного труда и в виде экономии самого труда при данном объеме производства. Так, повышение производительности труда выражается в приросте совокупного продукта при данных затратах живого труда и в относительной экономии самого этого труда; при снижении материалоемкости продукции увеличиваются доля и масса национального дохода в совокупном продукте и относительно экономится потребляемый в производстве овеществленный труд; рост фондоотдачи экономит труд на производственных накоплениях, за счет чего можно увеличивать производство предметов потребления; улучшение качества продукции при прочих равных условиях сберегает живой и овеществленный труд. Значит, совокупный результат улучшения качества продукции, роста производительности труда и изменения материало- и фондоемкости продукции в равной мере может быть выражен и в увеличении производства материальных благ, и в общей сумме экономии труда, так как эти показатели находятся в прямо пропорциональной зависимости. Однако различия между названными формами выражения результатов роста эффективности производства имеют существенное значение.

Разумеется, сама по себе экономия труда не является самодовлеющей целью производства. Ведь оно ведется в конечном счете ради получения необходимых обществу материальных благ, поэтому рост его эффективности воплощается прежде всего в дополнительно произведенных благах.

Итак, экономические результаты роста эффективности общественного производства выступают в двух формах: в виде дополнительно полученных материальных благ и в виде экономии труда, однако в конечном счете единственно возможной агрегатной формой выражения этих результатов является относительная и абсолютная экономия труда. Отсюда следует, что, во-первых, определение общего результата прироста экономической эффективности производства сводите, к выявлению общей суммы экономии труда и материального воплощения той её части, которая выступает в форме относительной экономии труда.

Во-вторых, экономическое содержание всех показателей роста экономической эффективности производства в итоге тоже сводится к выражению экономии рабочего времени, а степень их достоверности всецело зависит от полноты и точности учета общественно необходимых затрат труда на изготовление единицы потребительной стоимости отдельных видов продукции и отражения этих затрат в товарных ценах.

В-третьих, поскольку результатом роста экономической эффективности производства в конечном счете является экономия труда, а средством этого роста - затраты труда, используемого на увеличение фондовооруженности, постольку возникает необходимость и в то же время существует возможность сравнивать затраты на прирост эффективности производства с его результатами с помощью единой меры - рабочего времени.

Мера эффективности производства определяется основным экономическим законом и выражает главный мотив, целевую направленность развития общественного производства, она позволяет судить о том, какой результат непосредственного производства выражает его цель.

Мерой эффективности производства является физический объем фонда потребления, в приросте которого материализуется вся сумма относительной экономии труда, что подтверждается также при анализе его экономического содержания и непосредственных факторов роста.

Под фондом потребления мы имеем в виду массу предметов потребления, поступающих из сфер производства и обращения в сферу потребления и используемых, исключительно на непроизводственные нужды общества - на личное и общественное текущее потребление и непроизводственное накопление. За счет фонда потребления обеспечиваются:

а) текущее потребление: личное текущее потребление населения, в том числе материальные затраты сферы личных услуг (просвещения, здравоохранения и др.); материальные затраты сферы общественных услуг (государственного управления, обороны страны и т. п.);

б) непроизводственное накопление: ввод в действие основных непроизводственных фондов; накопление общественных резервов и запасов потребительского назначения.

Из перечисленного состава потребностей видно, что на самом деле фонд потребления представлен только теми продуктами труда, которые навсегда оставляют сферы производства и обращения и поступают в сферу потребления. Производственные накопления, напротив, навсегда остаются в сфере производства и обращения. За счет производственного накопления осуществляется прирост основных производственных фондов; оборотных производственных фондов, в том числе незавершенного строительства всех видов назначения; товарных фондов; общественных резервов (страховых запасов) производственного назначения.

Если содержание процесса повышения экономической эффективности производства выражается системой показателей, то его сущность должна найти выражение в едином обобщающем показателе.

Выработка оообщающего показателя; сводится к нахождению единого выражения для совокупной экономии потребляемого (живого и овеществленного) и авансированного (накопляемого ) труда, получаемой от повышения качества продукции, увеличения производительности труда и снижения материало- и фондоемкости производства. Данная экономия материализуется в приросте физического объема фонда потребления, производимого в единицу рабочего времени. Поэтому в качестве обобщающего показателя экономической эффективности производства предлагается физический объем фонда потребления, создаваемый в среднем одним производительным работником в единицу рабочего времени.

В предлагаемом нами показателе - производство физического объема фонда потребления в единицу paбочего времени - выражается экономия всего потребляемого и накопляемого труда, синтезируются все основные показатели экономической эффективности производства: трудоемкость, материалоемкость и фондоемкость продукции. Этот показатель отражает рост объемов производства жизненных благ для населения и увеличение свободного времени путем экономии общественного труда во всех видах производственной деятельности.

Эффективность производства во многом зависит от экономии материальных и финансовых ресурсов. В этом смысле следует отметить, что наша страна остается одной из самых расточительных стран мира. Приведем несколько фактов.

Факт первый. Россия потребляет больше газа, чем Англия, Германия, Италия, Франция и Я пония вместе взятые. В то же время ВВП этих пяти стран превосходит наш примерно в 13 раз.

Факт второй. Наша страна кредитует весь мир наличной валютой и депозитами.

Факт третий. В 1992-1999 гг. за приватизацию 133,2 тыс. предприятий (в том числе 500 крупнейших) и объектов государство получило всего лишь $9,2 млрд. За приватизацию (1990-1998) Япония получила $46,7 млрд, Австралия - 48, Франция - 48,5, Италия - 63,5, Великобритания - 66, Бразилия - $66,7 млрд. Небольшая Венгрия, в которой доля государнной собственности была невелика, от ее продажи выручила $11,3 млрд, т. е. на 23% больше, чем Россия. Дело в том, что в России предприятия и объекты были проданы по предельно заниженным ценам. Ограничимся одним примером: «Норильский никель» был продан «Интерросу» за $170 млн, а официально был застрахован за границей на $30 млрд.

Практика и характер приватизации в России предопределили и факторы накопления богатства у небольшой кучки российских граждан. В современной России крупнейшие состояния созданы интеллектуальным трудом всего лишь 4%, в то время как в США - 80, в Англии - 63%.

Сейчас начинается новый виток приватизации государственной собственности в нашей стране. Между тем, как выяснилось на заседании правительства (апрель 2007 г.), в России как не было, так и нет до сих пор концепции приватизации. Начиная новый этап приватизации, правительству необходимо его проводить, во-первых, на основе научно обоснованной и тщательно выверенной концепции и, во-вторых, самым cepьёзным образом учесть опыт и результаты приватизации 90-х гг. ХХ в. в России.