Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Золотой век.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
11.08.2019
Размер:
30.68 Кб
Скачать

Содержание

Введение

I.Екатерина II как личность.

1.1 Проиcхождение.

1.2 Личные качества.

II.Эпоха ЕкатериныII.

2.1 Вхождение на престол.

2.2 Правление Екатерины.

Заключение

Введение

Годы жизни:1729-1796.

Годы царствования:1762-1796.

Екатерина II расценивается современниками и потомками весьма различно. Её страстно любили и бесконечно ненавидели. Её превозносили до небес и проклинали как настоящую дьяволицу. Во времена империи её величайшей заслугой считалось то, что лишь она вдохнула душу в созданное Петром Великим тело Российской империи.

«Золотой век» Екатерины Второй - один из интереснейших этапов российской истории - в последнее десятилетие оказался во внимания общества. Объяснение этому в том, что личность Екатерины II, ее идеи и деяния неразрывно связаны с эпохой преобразований, когда Россия в очередной раз становилась на путь европейского Просвещения.

Екатерина II ещё при жизни своими делами заслужила себе титул «Великая».

Екатерина II как личность

Родилась София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская 21 апреля (2 мая) 1729 года в тогда немецком городе Штеттин — столице Померании (Поморья). Ныне город называется Щецин и является столицей Западно-Поморского воеводства Польши.

Отец, Христиан Август Ангальт-Цербстский, происходил из цербст-дорнебургской линии ангальтского дома и состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, затем губернатором города Штеттина, где будущая императрица и появилась на свет, баллотировался в курляндские герцоги, но неудачно, службу закончил прусским фельдмаршалом. Мать — Иоганна Елизавета, из рода Гольштейн-Готторп, приходилась двоюродной тёткой будущему Петру III. Родословная Иоганны Елизаветы восходит к Кристиану I, королю Дании, Норвегии и Швеции, первому герцогу Шлезвиг-Голштейнскому и основателю династии Ольденбургов.

Дядя по материнской линии Адольф-Фридрих (Адольф Фредрик) с 1751 года был королём Швеции (избран наследником в 1743 году).

О своей внешности сама Екатерина писала так: "Говоря по правде, я никогда не считала себя очень красивой, но я нравилась - и думаю, что это-то и было моей силой" .

Наиболее достоверный портрет Екатерины II оставил английский посол в России лорд Бёкингхэмшир. Он писал: "Ее императорское величество ни мала, ни высока ростом; вид у нее величественный, и в ней чувствуется смешение достоинства и непринужденности, с первого же раза вызывающее в людях уважение к ней и дающее им чувствовать себя с нею свободно она никогда не была красавицей. Черты ее лица далеко не так тонки и правильны, чтобы могли составить то, что считается истинной красотой; но прекрасный цвет лица, живые и умные глаза, приятно очерченный рот и роскошные, блестящие каштановые волосы создают,

такую наружность, к которой очень немного лет назад мужчина не мог бы отнестись равнодушно Она была, да и теперь остается тем, что часто нравится и привязывает к себе более, чем красота.

Екатерина II оставила после себя множество автобиографических зарисовок - шутливых и вполне серьезных. Среди них и сочиненная ею во время веселых и шумных празднеств и балов по случаю рождения внука Александра эпитафия самой себе (1778 год): "Здесь лежит Екатерина Вторая Вступив на Российский престол, она желала добра и старалась доставить своим подданным счастье, свободу и собственность. Она легко прощала и не питала ни к кому ненависти. Обходительная, от природы веселонравная

и добрым сердцем, она имела много друзей. Работа ей легко давалась. Она любила искусства и быть на людях".

Екатерине II присущи и столь необходимые для верховного правителя качества, как твердость, решительность, мужество. Это дало основание близко знавшим ее современникам называть императрицу "непоколебимою". И тем не менее, управляя сложным государственным механизмом, Екатерина оставалась весьма гибким политиком, отнюдь не на словах демонстрируя обстоятельную взвешенность при выборе того или иного подхода: "Действовать нужно не спеша, с осторожностью и с рассудком". Она с полным основанием относила себя "к таким людям, которые любят всему знать причину", и в соответствии с этим старалась принимать адекватные конкретной ситуации решения.

Несмотря на природную гибкость ума, Екатерина II, как она сама признавалась, "умела быть упрямою или твердою, в различных ситуациях, когда это было нужно", но "никогда не была злопамятна. Во всех случаях человеколюбие и снисхождение к человеческой природе предпочитала правилам строгости".Ещё одной привлекательной чертой екатерининского характера было то, что она не была злопамятной и мстительной. Пример тому ее отношение к приближенным свергнутого супруга. П.А. Румянцева Екатерина считала сторонником Петра 3 и вскоре по воцарении заменила его Н.И. Паниным. Румянцев обиделся и подал прошение об отставке. Императрица преодолела неприязнь и ответила генералу собственноручным посланием, в котором постаралась разрешить инцидент полюбовно.

Екатерина 2 отличалась умением выбирать государственных деятелей и пользоваться их способностями. Поэтому в ее время в разных отраслях государственной деятельности появилось много талантливых людей. «Из стаи славной Екатерининских орлов», по выражению Пушкина, некоторые снискали себе громкую боевую славу и получили широкую известность, некоторые оставили по себе глубокий след в преобразовательных работах и правительственном творчестве их эпохи. Из сотрудников Екатерины можно назвать следующих. Внешнюю политику Екатерина начала вести сама в сотрудничестве с умнейшим и тонким дипломатом графом Н.И. Паниным. В конце царствования Екатерины внешними сношениями заведовал граф А.А. Безбородко.

Все современники были единодушны в оценке способности императрицы перевоплощаться из обаятельной и приветливой в гордую и величественную. Обратимся к свидетельствам Г.Р. Державина: «Часто случалось, что рассердится и гонит от себя Державина, а он надуется, дает себе слово быть осторожным и ничего с нею не говорить; но на другой день, когда он войдет, то она тот час приметит, что он сердит: начнет спрашивать о жене, о домашнем его быту, не хочет ли он пить и тому подобное ласковое и милостивое, так что он позабудет всю свою досаду и сделается по-прежнему чистосердечным».

Императрица обладала еще одним достоинством – умела слушать своих собеседников. Самодурство было органически чуждо ее натуре. Она прекрасно знала, что компетентна не во всех областях. Например, Бог обделил Екатерину музыкальным слухом – в ее представлении музыка была раздражающим шумом. Даже под угрозой отправиться на эшафот не могла сочинить четверостишие, хотя этому искусству ее обучали опытные наставники.

Она внимала советам – когда читаешь ее рескрипты военачальникам, создается впечатление, что она пользовалась услугами сведущих лиц. По своему характеру Екатерина была типичным прагматиком, не совершая ни в государственных делах, ни в обыденной жизни опрометчивых поступков или решений. Удержать такую репутацию было не просто.

Императрица искусно умела использовать свои внешние данные, очаровывая даже самых строптивых подчиненных. Едва ли не самый подробный портрет Екатерины во время ее блеска и славы нарисовал английский лорд Каскарт. 12 августа 1768 он записал: «Между всеми женщинами на свете императрица едва ли не способнейшая для ведения столь сложнейшего механизма». Ум ее британец считал «необыкновенным». В марте следующего года лондонский дипломат обнаружил в ней новые достоинства: «Не видев императрицы, трудно представить себе понятие о быстроте ее мысли и соображений, о ее внимании к делам и желании управлять государством с достоинством и пользой даже для последнего из ее подданных.»

Желания Екатерины были скромными, хотя и определяли многое, если не все в ее жизни: "Здоровье прежде всего; затем удача; потом радость; наконец, ничем никому не быть обязанной". Современники отмечали, что "она была проста в домашней жизни", отличалась чрезвычайной умеренностью в пище и питье. Но вместе с тем баснословная пышность русского двора при Екатерине изумляла иностранцев немыслимым соединением азиатской роскоши с европейской утонченностью.

То, что Екатерина II - мудрая правительница, признавали даже ее закоренелые недоброжелатели. Взять к примеру, В. О. Ключевского, который оценивал ее ум достаточно критически: "Это не была самая яркая черта характера Екатерины: она не поражала ни глубиной, ни блеском своего ума.. У нее был ум не особенно тонкий и глубокий, зато гибкий и осторожный, сообразительный, умный ум, который знал свое место и время и не колол глаз другим, Екатерина умела быть умна кстати и в меру". Однако Екатерина обладала другим бесценным качеством, столь необходимым самодержавной правительнице, тем "счастливым даром", который позволял свободно ориентироваться в самой сложной ситуации, - "памятливостью, наблюдательностью, догадливостью, чутьем положения, уменьем быстро схватить и обобщить все наличные данные". Ее трудно было застать врасплох. Всегдашняя собранность и живая сообразительность помогали выбрать оптимальный вариант решения неожиданно возникшей проблемы.