Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Книга Шуранова Н.П. (История Кузбасса).doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
20.08.2019
Размер:
1.42 Mб
Скачать

§ 3. Реструктуризация угольной промышленности Кузбасса

Реструктуризация в отличие от реконструкции — повышения мощности — означает внедрение комплекса взаи­мосвязанных мероприятий, направленных на преобразование производственных и организационных структур предприятий или отрасли с целью повышения эффективности производства с одновременным решением социальных проблем.

В угольной промышленности Кузбасса процессы реконструк­ции начали осуществляться еще в годы первых пятилеток. В 90-е годы XX века вся угольная промышленность России, включая Кузбасс, вступила в процесс реструктуризации. Для этого были все основания.

В стране и в Кузбассе имелось большое число шахт, введенных в строй еще в 1930—1950-е годы. Многие из них давно не реконс­труировались, и работать на них становилось опасно. В последние десятилетия по сравнению с нефтяной и газовой промышленностью в угольную отрасль направлялось значительно меньше средств, поэтому техника обновлялась медленно. Износ оборудования был очень высок и на многих шахтах превышал 70—80 процентов.

По этим причинам начиная с 1991 года добыча угля в России стала сокращаться. В 1991 году в стране было добыто 353 млн. тонн угля, в 1995 году — 263 млн. тонн, в 1997 — 245 млн. тонн.

В Кузбассе с 1989 года также началось падение объемов добычи. После подъема в 1988 году — 159 млн. тонн, в 1990 году добыча угля в бассейне снизилась до 150 млн. тонн. Первоначально это пытались объяснить последствиями мощной шахтерской забастов­ки 1989 г., положившей начало рабочему движению. Но это было ошибочное мнение. Причины лежали глубже — в состоянии самих угольных предприятий, прежде всего шахт, их материально-тех­нической базы, организации и оплате труда шахтеров, в условиях их работы и быта.

Реструктуризация угольной промышленности стала рассмат­риваться как средство оперативного и эффективного решения всех наболевших вопросов отрасли. Программа реструктуризации была разработана на всероссийском и региональном уровне. Про­граммные документы: «Основные направления реструктуризации угольной промышленности России» и «Программа реструктуриза­ции угольной отрасли Кузбасса» — появились в 1995 году, когда сама реструктуризация уже началась.

В программных документах были провозглашены основные цели и задачи реструктуризации: предполагалось создание кон­курентоспособных угольных предприятий, обеспечивающих их самофинансирование на длительную перспективу; постепенное снижение государственных дотаций угольным предприятиям; обес­печение социальной защищенности работников (шахтеров и других трудящихся, занятых в отрасли), высвобожденных в результате закрытия ряда угольных предприятий; социально-экономическое и экологическое оздоровление и обеспечение социальной стабиль­ности в угледобывающих регионах.

Поскольку реструктуризация предусматривала закрытие наиболее опасных и убыточных предприятий, она требовала предварительной подготовки, длительных сроков ее осуществле­ния. В Великобритании, например, реструктуризация угольной промышленности проводилась более 25 лет, с 1961 по 1994 год, причем закрытие шахт началось только через 5 лет. Более 20 лет осуществлялась реструктуризация угольной промышленности в Германии.

В России с ее большим числом угольных бассейнов, каждый из которых имел свои особенности залегания угля, состояния шахт, степени изношенности оборудования и возможности тру­доустройства горняков, после закрытия шахт реструктуризацию угольной отрасли стали проводить форсированными методами. К началу реструктуризации угольная промышленность Кузбасса представляла сложный комплекс, включавший 78 шахт, 24 раз­реза, 28 обогатительных фабрик, несколько отраслевых институ­тов, 5 машиностроительных и 3 экспериментальных завода и 220 различных вспомогательных служб. Всего на этих предприятиях и в учреждениях было занято более 315 тысяч человек.

Осложняло реструктуризацию в Кузбассе и то обстоятельство, что во многих городах и рабочих поселках работа на шахтах и связанных с угольной промышленностью предприятиях и организациях была единственной возможностью трудоустройства. Угольная отрасль в значительной степени поддерживала и развитие социальной сфе­ры. Это все означало, что закрытие шахт приводило к замиранию жизни в ряде городов и поселков городского типа.

Первый этап реструктуризации угольной промышленности в Кузбассе — в 1994—1998 годах — отличался массовым закрытием шахт, стремительным падением объемов добычи угля, сокращением численности шахтеров и нарастанием социальной напряженности. Первоначально в бассейне предполагалось закрыть всего 9 шахт. Затем в Программе реструктуризации угольной отрасли Кузбасса было указано уже 14 особо убыточных шахт, которые подлежали закрытию в первую очередь, и 12 неперспективных шахт, которые в перспективе также следовало закрыть. Впоследствии число шахт, подлежащих закрытию, стало увеличиваться до 31, 35 и даже 44.

К числу «пионеров» реструктуризации были отнесены шахты: «Анжерская», «Судженская» (старейшие в бассейне), «Северная», «Южная», «Бирюлинская», «Пионерка», «Суртаиха», «Черкасов-ская», «Карагайлинская», «Ноградская», «Красный углекоп», «Северный Маганак», им. Димитрова, им. Шевякова. Програм­ма была рассчитана на небольшой срок, 6—7 лет, до 2000 года. В это же время предполагалось произвести все подготовительные работы — подготовить техническую документацию для закрытия, создать новые рабочие места, ввести в строй новые мощности. В такие короткие сроки осуществить весь предполагаемый объем работы было просто невозможно, и реструктуризация свелась к ускоренному закрытию шахт. К началу 1997 года первые 10 шахт, считавшихся наиболее убыточными, уже были закрыты, в стадии закрытия находилось более 20 шахт. Резко упали объемы добычи. За четыре года (1993—1997 годы) добыча снизилась более чем на 12 процентов, со 106 до 93,9 миллиона тонн. Добыча наибо­лее ценных коксующихся углей уменьшилась на 30 процентов. Из всех шахт, ликвидированных к этому времени в Кузбассе, 80 процентов составляли шахты, добывающие коксующиеся угли. Росло число горняков и членов их семей, оставшихся без работы. Сложившаяся обстановка означала катастрофу в угольной про­мышленности бассейна и требовала нового подхода, нового этапа в ее реструктуризации.