Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БРЕУС_Теория и практика перевода с английского...doc
Скачиваний:
44
Добавлен:
21.08.2019
Размер:
665.6 Кб
Скачать

Версальский мирный договор

Версальский мирный договор запрещал Германии иметь военную авиацию, и в мае 1920 года она была официально распущена. В своем прощальном приказе начальник Генерального штаба Германии генерал Сект выражал надежду, что она снова воспрянет и что до тех пор будет сохранен ее дух. Этому он всячески способствовал. Первым его шагом было создание в министерстве рейхсвера особой группы опытных бывших офицеров авиации. Расширение этой группы продолжалось, пока в различных управлениях министерства не появились свои авиа­ционные ячейки, а в армии не оказались весьма широко представлены служащие военно-воздушных сил.

Во главе департамента гражданской авиации стоял офицер с боль­шим военным опытом, ставленник Секта, заботившийся о том, чтобы контроль над гражданской авиацией и ее развитие осуществлялись в соответствии с военными нуждами. Штат этого департамента в основ­ном состоял из бывших офицеров военно-воздушных сил, не имевших представления о гражданской авиации.

Еще до 1924 года в Германии появилась в зачаточной форме сеть аэродромов и заводов гражданского самолетостроения, и немцы при­ступили к подготовке пилотов и обучению технике пассивной проти­вовоздушной обороны. Изрядные успехи демонстрировала коммерчеcкая авиация, а создание сети планерных клубов содействовало рас­пространению тяги к летному делу как среди мужчин, так и среди женщин.

На бумаге численность персонала, пользовавшегося правом летать, была строго ограничена. Однако все эти постановления Сект обошел. При потворстве германского министерства транспорта ему удалось за­ложить прочный фундамент хорошо налаженной авиационной про­мышленности и будущих военно-воздушных сил.

В вопросах, касающихся военно-морского флота, немцы прибегали к подобным же уверткам. По Версальскому договору Германии было разрешено сохранить лишь небольшие военно-морские силы, личный состав которых не должен был превышать 15 тысяч человек. Для уве­личения его немцы прибегали к всевозможным ухищрениям. В состав гражданских министерств были тайно включены военно-морские орга­низации. Вопреки предписаниям мирного договора не были разрушены армейские береговые укрепления, и в скором времени ими завладела германская морская артиллерия. Немцы незаконно строили подводные лодки и обучали в других странах их будущих командиров и матросов.

Серьезный прогресс был достигнут и в другой решающе важной об­ласти. Ратенау в 1919, будучи министром восстановления, положил на­чало основательной реконструкции германской военной промышлен­ности. "Они уничтожили ваше оружие, − говорил он генералам.− Но это оружие так или иначе устарело бы еще до начала следующей вой­ны. В этой войне будет применено совершенно новое оружие".

Взаимозависимость современного мира

Глубокие преобразования, охватившие газовую и нефтяную отрасли промышленности, происходят одновременно по нескольким направле­ниям. В течение последних 70 лет управленческие структуры газовых и нефтяных компаний оставались практически без изменений. Теперь си­туация меняется. За последние два года в США и странах Европы были зарегистрированы четыре слияния крупных компаний и целый ряд бо­лее мелких объединений. Продолжается рост активов корпораций и расширение сферы их деятельности.

Вместе с тем решения по установлению цен на нефть до сих пор принимаются странами-членами ОПЕК. Даже после завершения слия­ний на долю четырех крупнейших компаний будет приходиться лишь 12 % поставок нефти и 13 % поставок газа.

Слияние компаний и поглощение одних компаний другими не сле­дует рассматривать как признак упадка отрасли. За последнее десятилетие спрос на нефть и газ увеличился соответственно на 12 и 30%. Строительство новых атомных электростанций опять ставится под со­мнение, и, судя по всему, в обозримом будущем дополнительный спрос на энергию будет покрываться в основном за счет углеводородного то­плива. Меняется география размещения отрасли. Увеличение спроса на энергию наблюдается главным образом в странах Азии за счет роста численности населения и подъема жизненного уровня.

Складывается новый топливный баланс. С начала 70-х годов спрос на природный газ удвоился и ожидается, что к 2020 году он увеличится еще в два раза. Отчасти это объясняется тем, что потребление газа на­носит меньший ущерб окружающей среде. При выработке одинакового количества электроэнергии объем выброса загрязняющих веществ при сжигании газа в два раза меньше, чем при сжигании угля.

В Китае во время празднования 50-летней годовщины революции было частично свернуто производство на ряде заводов в окрестностях Пекина, где в качестве топлива использовался уголь. Ранее город был часто окутан смогом, сочетанием тумана с дымом. Благодаря принятым мерам дым исчез, и жители Пекина смогли без помех видеть достиже­ния своей революции.

Это лишь один из примеров, свидетельствующих о переоценке от­ношения к производству энергии. Необходимость энергии объясняется тем, что она дает людям свободу и легкость передвижения, содействует развитию и росту уровня жизни. Но не менее важна и благоприятная экологическая обстановка. Однако и потребители, и государство, судя по всему, отказываются нести свою долю ответственности за то, что приемлемый уровень жизни достается нам все более дорогой ценой вследствие неизменно растущих потребностей. Всю ответственность они возлагают на газовую и нефтяную отрасли.

Не существует простого и однозначного решения таких проблем, как глобальное потепление климата, транспортные заторы, загрязнение воздуха или утилизация отходов. Решение этих проблем одним нефтя­ным компаниям не по силам. Но внести свой вклад в общее дело они могут. Нам всем необходимо стремиться к тому, чтобы преодолеть как будто очевидную, но неприемлемую для человечества дилемму − или рост уровня жизни, или сохранение окружающей среды.

Возьмите климатические изменения. Я не согласен с теми предста­вителями нашей отрасли, чья реакция на проблему изменения климата и глобального потепления сводится к тому, чтобы оспаривать данные науки, не принимать на себя никакой ответственности и игнорировать очевидные факты. Безусловно, мнение ученых не является истиной в конечной инстанции. Многое нам еще неизвестно. Но нельзя не видеть того, что в сознании людей производство энергии прочно ассоциирует­ся с загрязнением окружающей среды, что люди испытывают тревогу по поводу состояния окружающей среды в будущем и ждут от нефтя­ных компаний более активного поиска новых решений. Мы провели собственный опрос общественного мнения. Респондентам предлага­лось ответить, с чем они отождествляют производство энергии− с прогрессом или загрязнением среды. Около 40 % опрошенных указали на загрязнение окружающей среды. Вместе с тем 80 % считают, что предпринимателям под силу решение этой проблемы и что они должны принять на себя соответствующие обязательства.

Мы не имеем права обмануть их ожидания. Поэтому в прошлом году, выступая в Йельском университете, я объявил о готовности ком­пании "Бритиш Петролеум" принять меры на принадлежащих ей пред­приятиях по сокращению выбросов парниковых газов к 2020 году не менее чем на 10 % по сравнению с базовым уровнем 1990 года. С уче­том роста производства на предприятиях компании речь идет о более чем 40-процентном сокращении объема выбросов, которые оказались бы в атмосфере при сохранении прежнего положения вещей. Благодаря принимаемым мерам примерно на 40 нефтяных месторождениях, рас­положенных в разных странах вблизи крупных городов, к концу этого десятилетия будет создана благоприятная экологическая обстановка.

Принятие решений по вопросам, касающимся глобального потеп­ления климата и чистоты окружающей среды, позволило нам понять другую, еще более важную, истину. Теперь руководство компании, равной по величине "Бритиш Петролеум", да и любой другой между­народной корпорации, имеющей большой коллектив высококвалифи­цированных работников, более не вправе определять политику компа­нии без учета мнения своих сотрудников. К осознанию истинного ха­рактера проблемы глобального потепления, наряду с названными сооб­ражениями, нас отчасти подтолкнула позиция многих наших служа­щих, которые говорили о необходимости принять свою долю ответст­венности за происходящее. Такого же мнения придерживались члены их семей и даже дети. Нашим работникам было трудно примириться с тем, что в споре по чрезвычайно важному вопросу мы были на стороне тех, кто отказывается признавать истину. Мне никогда прежде не при­ходилось получать столько личных посланий от служащих "БП− Амоко" по электронной почте, как после моего объявления о перемене политики компании. Несколько недель спустя всем бригадам нефтяни­ков было предложено направлять нам свои конкретные предложения относительно способов сокращения выбросов. В мой адрес по электронной почте от людей в разных уголках мира пришли сотни посла­ний с детальным описанием того, что надо было сделать на практике.

Уходит в прошлое старый порядок, олицетворением которого слу­жили отчужденные, надменные корпорации, свято верившие в свое всесилие и непогрешимость. На смену ему идет новый порядок, не­удобный и мало предсказуемый. Но его приход заставляет вспомнить о том, что компании, какими бы большими они ни были, являются всего лишь слугами общества. Их существование зависит от наличия спроса на производимые ими товары. Мир становится все более сложным. И теперь успех будет сопутствовать тем компаниям, которые смогут объ­единить традиционные источники своего благосостояния, такие, как активный платежный баланс и объемный портфель активов, с новым качеством, состоящим в умении слушать и делать выводы.