Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

0664832_DD464_shpakovskiy_v_o_shpakovskaya_s_v_istoriya_svyazey_s_obshestv

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
830.2 Кб
Скачать

71

30-е годы, несмотря на террор и насилие по отношению к «врагам народа», имел весьма привлекательный имидж в глазах очень многих людей, включая всемирно известных писателей, актёров и режиссёров, а также простых людей в странах западных демократий.

Важно подчеркнуть, что в борьбе за массы широко использовались приёмы пропаганды и агитации, впоследствии нашедшие своё место и в арсенале ПР. Многие специалисты, например, считают, что белое движение в России потерпело поражение от красных не только в силу исторических причин, но также и неумело организованного информационного воздействия. Сравним два плаката: «Ты записался добровольцем!» /известный плакат, призывающий в Красную армию/ и «Почему вы не в армии?» /аналогичный плакат, призывающий в армию белогвардейцев/. Императивность первого слогана и церемонное, вежливое обращение в другом совершенно очевидны и также очевидно, что воздействие первого плаката значительно сильнее второго.

После победы нового строя в России и установлению режима сталинской диктатуры была произведена даже такая необычная ПР-акция, как попытка вторгнуться в народный фольклор и создать «устный народный эпос» прославляющий советских вождей и счастливую жизнь советского народа.

Новые условия породили явление немыслимое в дореволюционной науке, - законное литературное сотрудничество собирателя и сказителя, давшие, однако прекрасные результаты. В 1930-1940-е годы под руководством собирателей в сёлах были созданы десятки эпических произведений, воспевавших советскую деятельность. Эти произведения восхвалялись учёными, печатались в местной прессе, передавались по радио. Собирались специальные слёты сказителей, на которых они могли обмениваться своим опытом создания новых советских былин и сказок. Создатели произведений нового советского эпоса окружались почётом и вниманием.

72

Вгоды. Второй Мировой и Великой Отечественной войны Советского Союза главным средством правления являлся приказ, подлежавший беспрекословному подчинению. Что же касается различий, то следует заметить, что в агитационно-массовой работе с населением на Западе и в

СССР они были обусловлены особенностями политической и экономической моделей общества.

Вэтом плане интересно сравнить советские, германские и англоамериканские плакаты военного времени. Советские и германские очень похожи своей императивностью. Они ориентируют массы на немедленное и беспрекословное выполнение отдаваемых ими приказов: «Смерть немецким оккупантам!», «Родина-мать зовёт!», «Германия или смерть!». Англоамериканские тоже в достаточной степени императивны (приказ на войне есть приказ!), однако их решение значительно тоньше и в них больше внимания уделено тому, чтобы вызвать сопереживание объекта воздействия. Известно, что англичане очень любят животных и, в частности, собак. И вот на одном из плакатов был изображён совершенно очаровательный и очень несчастный коккер-спаниель, лежавший на морской форме любимого хозяина. Позади на стене была фотография военного корабля, на котором тот, по-видимому, служил, но угол фотографии перевязан полоской чёрного крепа. Каждый сразу понимал, что пёс лишился своего хозяина, который погиб и больше никогда к нему не вернётся. Помещённая внизу надпись поясняла изображение и заставляла задуматься: «Потому, что кто-то болтал!». Советский плакат на эту тему был куда более резок и категоричен: «Молчи! Тебя слушает враг!». При этом никто не обращал внимания на то, что таким образом врагами становились все окружающие! Однако это соответствовало общему настрою в стране, поэтому и воспринималось абсолютно естественным.

Другим эффективным орудием власти в СССР стал кинематограф, о котором ещё В. И. Ленин говорил как о важнейшем средстве воздействия на массы. С начала 30-х годов на экраны был выпущен целый букет

73

кинофильмов-агиток, по-своему очень часто даже талантливых, но которые ориентировали зрителей на совершенно определённое восприятие окружавшей их действительности. «Враги всегда плохие», даже когда они бывают и «хорошие» сами по себе. Они обручены, тогда как советским людям принадлежит будущее. Наши люди – «хорошие всегда», даже когда они оступаются, причём опять-таки по вине всё тех же зароившихся и недобитых врагов.

Кино декларировало потребности общества, так что едва только возникла необходимость в освоение Арктики и Дальнего Востока, как тут же были сняты и соответствующие кинофильмы: «Семеро смелых» и «Комсомольск». Понадобилась женщина – активный строитель социализма и актрисы Т. Макарова, Л. Орлова, и В. Марецкая. Тут же создают целую галерею образов – решительных, чистых и смелых советских девушек, настолько преданных делу коммунизма и революции, что даже брак расценивался их героинями как уступка прошлому, ну, в крайнем случае, как выполнение партийного долга по подготовке Родине новых кадров. Сначала общественное, а уже потом личное – вот чему учили кинофильмы тех лет!

Ещё одним важным направлением советского кино в это время стала подготовка общественного мнения к будущей войне. О войне ставились не только чисто военные киноленты. В каждом фильме, даже комедиях, так или иначе, эта тема присутствовала. Возьмём для примера комедию «Трактористы» /1939г./ И. Пырьева, прославившего своими комедийными лентами «Богатая невеста» /1938г./, «Свинарка и пастух» /1941г./ В «Трактористах», в центральную часть фильма врублена кинохроника с танками СССР, а в «Свинарке и пастухе», куда уже ни шпионов, ни врагов народа было не поставить, в самом конце фильма молодожёны поют, что «Когда наши танки помчатся, мы с тобою пойдём, воевать…». Песни типа «Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин, и первый маршал в бой нас поведёт…». Были обязательным атрибутом любой киноленты кроме уж самой что – ни на есть детской. Хотя в 1938г. в этом ключе сумели поставить

74

даже фильм «Остров сокровищ». Сокровища в нём ищут не пираты, а повстанцы из Шотландии, борющиеся за независимость против британских поработителей «Песенка Дженни» - «Если ранили друга, перевяжет подруга…», стала одной из популярнейших песен военных лет, и часто исполнялась на фронтовых концертах. А вот песне пиратов из этого же фильма не повезло. Она почему-то стала песней пьяниц и как только на улице запевали «Эй веселей, разворачивай парус… одних убило пулями, других сразила старость» - милиционерам было точно известно, что певцов можно вести «куда надо».

Кстати, как и сегодня ритм и рифма информационного сообщения, будь то слоган, призыв или песня из кинофильма, считались важнее, нежели содержавшийся в них смысл. «Не тормози, сникерсни!» - далеко не всем нравится это обращение, поскольку, мол, «так не говорят». Однако оно действует, и это искупает всё. В 30-е годы точно также рассуждал и И. Сталин, когда ему был показан кинофильм «Богатая невеста», в котором одна из песен содержит следующий текст: «Мы с железным конём все поля обойдём, соберём, и посеем, и вспашем. Наша поступь тверда, и врагу никогда, не гулять по республикам нашим».

Кто-то из собравшихся обратил внимание вождя на явную нелепость этого куплета: нельзя сначала собрать, потом посеять, а затем вспахать, но Сталин ответил, что это не важно, главное, что в этой песне есть ритм, а слова в данном случае дело второстепенное!

В совершенно иной творческой манере был решён самый фундаментальный фильм на военную тему 30-х годов – «Мы из Кронштадта» /1936г./, В. Вишневского и Е. Дзигана. В нём личностные образы практически не удались, актёрской игры мало, зато отлично поставлены эпические, массовые стены. Именно в нём окончательно главное «достижение» советской кинематографии, начало которому положил «Броненосец Потёмкин», заключавшееся в том, чтобы средствами кино возбуждать ненависть ко всем социально или психологически чуждым. Это

75

тоже был социальный заказ, партийная направленность искусства, выражавшая в художественных образах установку: «все кто не с нами, те против нас». Сцена утопления матросов с камнями на шее ну абсолютно сказочна и нереальна (куда проще было переколоть их штыками), но глубоко травмирует сознание, вызывает чувство ненависти к врагам, кто бы они ни были. Однако кульминация фильма не в этой сцене, а в массовой атаке белых на позиции моряков. Комиссар приказывает оркестру играть до последнего, и музыканты играют, причём с каждым кадром их становиться всё меньше и меньше. «Членов партии большевиков просят вернуться в строй» - обращается комиссар к раненным и все даже и не большевики (так велика сила примера) опять отправляются в бой в самом жалком виде хромоты и увечья, но… демонстрируя несгибаемость революционной воли. Наконец из всего оркестра остаётся всего лишь один трубач и играет соло на трубе, в то время как горстка оставшихся в живых продолжает бой! Труба избрана специально, её резкие звуки так и скребут по душе, побуждая человека на действие – «и я хочу так геройствовать».

Аналогичным образом сняты и первые советские приключенческие фильмы: «Джульбарс» /1935г./, «Гайчи» /1937г./ и «Ошибка инженера Кочина» /1938г./.

Роль Ленина и его образ также получают первую трактовку именно в это время: в 1937г., снимается знаменитый «Ленин в Октябре» А. Каплера фильм-сказка о том, чего не было никогда, но что так хорошо выглядело на экране. В 1939 г, снимается продолжение «Ленин в 1918г.» и уж тут-то идеи вождизма нашли в киноленте полное воплощение, только жесткая сильная власть может что-то дать - сам Ленин, мол, был за это и Горького этому поучал. Ленинская тема прозвучала в кинофильме «Человек с ружьём» 1938г. Н. Погодина и «Яков Свердлов» /1940г./. Особенно показателен в этом плане мало кому известный сегодня фильм «Великое зарево» М. Чиаурели. Где Ленин отодвинут на второй план образом Сталина – «верного друга и ученика великого Ленина».

76

С этих фильмов и началось в советском кино выдвижение личностной темы в историческом кинематографе. В 1937-39гг. снимается фильм «Пётр первый» режиссера В. Петрова по роману А. Толстого. В первой части фильма варварские методы деятельности Петра ещё как-то показаны, зато уж во второй серии лучше Петра и человека нет. Недаром знания наших людей об этом человека в основном из этого фильма и происходят. Мастерство режиссера, плюс талант исполнителей - вот вам история в массах и переписана, а ведь именно мнение масс, а не мнение отдельных специалистов

вданном случае определяют общественное мнение и мировоззрение.

В1938г. начались съёмки исторического фильма «Александр Невский». Игровое начало кино проявилось в том, что большая часть даже массовых «уличных» сцен снимались в павильоне. Летом, залив, расплавленным стеклом, несколько гектаров земли под Москвой, снимали «Ледовое побоище», а в павильонах и на местности, рассыпав соль и муку - зимние сцены. Музыка Сергея Прокофьева опять же играет ту же роль, что и

вфильме «Мы из Кронштадта». Увертюра «Вставайте люди русские» идет под перезвон колоколов, ритм в неё заложен такой, чтобы ноги сами несли человека на бой с врагом. Несмотря на множество, совершенно неисторических натяжек этот фильм стал классикой батального кино. Во многих странах мира ему подражали, а болгары уже после войны сняли аналогичный по фабуле фильм «Калоян».

Где сцены сражения даны в стиле «Александра Невского». В 1939г. В. Пудовкин поставил фильм «Минин и Пожарский», но он был хуже «Невского...». В 1940г. Пудовкин снял также исторический фильм «Суворов», но фильм получился довольно примитивный, а мотивы предательства союзников Суворова истолкованы банально. В 1937 году ставится первый советский цветной фильм «Груня Корнакова» опять же о судьбе рабочей девушки-сироты нашедшей свой путь в революцию.

Как уже отмечалось, военная тема присутствовала практически во всех фильмах предвоенной поры. Но были ещё и «особо военные», если так

77

можно выразиться, фильмы, где война не только упоминалась, где о ней не только пели или готовились к ней, как в кинокомедии о танкистах «Горячие денечки», но и такие, где будущая война представлялась. К ним относятся такие фильмы, как «Эскадрилья номер 5» /1939г./ А. Роома, «Если завтра война» /1938г./ Е. Дзигана и подобные. В них показывалось, как война начинается и кончается в Берлине за 24 часа, а германские рабочие дружно «Интернационал» под советскими бомбами. Таким образом, о войне создавалось превратное, шапкозакидательское впечатление, народ и армия ориентировались на войну «малой кровью и на чужой земле».

Кино если что-то и критиковало, то лишь то, на что указывал перст партии, либо отдельные бытовые неустройства. Так из комедии Г. Александрова «Волга-Волга» /1938г./ совершенно непонятно, откуда берутся чиновники, типа Бывалова и почему честным людям приходится с ним бороться даже теперь. Аналогично решалась и стахановская тема в фильме «Светлый путь» /1940г./ - вариация на тему советской Золушки, вышедшей замуж за инженера и обслуживающей 140 ткацких станков. Под конец она уже говорит по-французски без переводчика и является членом правительства страны!

Даже мультипликация была подчинена идее борьбы пролетариата. Полнометражный фильм А. Птушко «Новый Гулливер» 1936 год как раз и посвящен опять же инверсии образа Гулливера, который помогает лилипутам свергнуть власть императора-тирана.

А вот пример типичного Пр-стихотворения 30-х годов, когда было весьма модным посвящать свои стихотворения товарищу Сталину с тем, чтобы иметь потом всякого рода почетные звания, получать солидные денежные премии и проводить досуг на писательских дачах. Что же касается «новой исторической общности людей» /так в годы социализма именовали граждан России, называвшихся также «советский народ»/, то эти стихи его детям приходилось заучивать в детских садах и выступать с ними на школьных утренниках, они печатались в детских журналах и… армейской

78

газете «На разгром врага» /откуда, кстати, оно в данном случае и взято/, т. е. воздействие на аудиторию носило исключительно полный характер. Что же касается его содержания, то оно весьма показательно:

«Учитесь у мудрого Ленина жить, Народ до последнего вздоха любить, Умейте все мысли и чувства собрать, Умейте все силы и волю отдать, Тому, кого Ленин, как друга ценил, Тому, кого Ленин, как брата любил, Тому, кого мир весь Сталиным завет »

Поэт Джамбул.

Понятно, что если бы он и его российские сограждане были бы больше осведомлены о взаимоотношениях Ленина и Сталина, то эти стихи никогда не смогли бы появиться. Вот почему так важно, чтобы люди имели максимально возможный доступ к любой информации и обо всем, абсолютно обо всем могли судить на основании самого точного знания.

Таким образом, всё, начиная от монументальной архитектуры в стиле Древнего Египта, до песен, стихов, фольклора, печати, кино, плакатов и даже почтовых марок была поставлена на службу укрепившемуся в нашей стране тоталитарному сталинскому режиму. Кстати, советские марки - единственные в мире, где в годы войны в пропагандистских целях была показана сцена убийства штыком (марка «Штыковой удар») или прямо напечатаны лозунги экспансии («Вперёд на Запад!»). Интересно, что марки гитлеровской Германии и СССР военного времени во многом перекликаются, что, в общем-то, и неудивительно. Например, 3 августа 1944 года в Германии вышла марка с рисунком меча в дубовом венке, посвящённая штурмовым отрядам СА и есть предположение, что именно с этого рисунка советские художники срисовали будущую эмблему КГБ. В Германии марка с призывом вступать в ополчение вышла в 1945-ом году, а вот в СССР – ещё в 1941-ом и в ней опять-таки поменялся товарищ Сталин,

79

как инициатор любого полезного дела в стране: «По призыву великого вождя народов тов. Сталина сыны советского отечества вступают в народное ополчение».

А вот перед вами весьма оригинальный документ, призванный обеспечить исключительно сильное информационное воздействие на противника – сообщение Советского правительства о поставках по лендлизу, т.е. военной помощи СССР со стороны наших западных союзников в годы войны. Опубликован он был в газете «Правда» 11 июня 1944 года и, естественно, должен был привлечь внимание не только советских граждан, но также и в Германии. Для «нас» это было лишним подтверждением, что «наше дело правое», что нам помогают, причём очень значительно, а значит мы рано или поздно, но обязательно победим. Для немцев это был ещё один психологический удар: в любом случае, правда это или ложь, но объёмы поставок союзников СССР весьма и весьма значительны, а значит, победить

СССР нам вряд ли удастся.

«О поставках Советскому Союзу вооружения, стратегического сырья, промышленного оборудования и продовольствия в США, Великобританией и Канадой»,

/правда, от 11 июня 1944 года/.

Поставки осуществлялись США на основе Закона о передаче взаймы или в аренду вооружения (Закона о Ленд-Лизе). Великобританией – на основе, главным образом, Соглашения о взаимных поставках, кредите и порядке платежей от 16 августа 1941г., а также на основе Соглашения о финансировании военных поставок в другой военной помощи от 27 июня 1942г. Канадой – согласно закону Канады о взаимной помощи Объединённых Наций.

80

I. Поставки США, СССР за период с 1 октября 1941 г по 30 апреля 1944 г по Ленд–Лизу.

США отправили СССР за указанный период 8,5 млн. т. вооружения, стратегического сырья, продовольствия и оборудования всё – на сумму 5,357 млн. долларов. Из этого количества в СССР прибыло 7,4 млн. т. на сумму 4,612 млн. долларов, в том числе в 1941-42гг. – 1,2 млн. т., в 1943г. – 4,1 млн. т. и за 4 месяца 1944г. – 2,1 млн. т. На 1 мая 1944г находилось на пароходах в пути 68,4 тыс. т.

За этот период в СССР доставлены из США: самолётов – 6,430 шт. сверх того, полученных из США в счёт обязательств Великобритании – 2,442 самолёта; танков – 3,734; минных тральщиков – 10; больших охотников за подводными лодками – 12; автомашин – 206,771; других средств военного механизированного транспорта – 5,397 единиц; мотоциклов – 17,017; зенитных пушек – 3,168; пушек «Эрликон» - 1,111; снарядов – 22,4 млн. шт.; патронов – 991,4 млн. шт.; пороха – 87,9 тыс. т; толуола, тринитротолуола и аммонита – 130 тыс. т; полевого телефонного провода – 1,229 тыс. км; телефонных аппаратов – 245 тыс. шт.; армейских ботинок – 5,5 млн. пар; армейского сукна – 22,8 млн. ярдов; автопокрышек – 2,073 тыс. шт.

В числе стратегического сырья доставлено: высокооктанового авиационного горючего (авиабензин и изооктан) – 476 тыс. т.; алюминия и дюралюминия – 99 тыс. т.; меди и изделий из неё – 184 тыс. т.; цинка – 42 тыс. т.; никеля - 6,5 тыс. т.; стали и стальных изделий – 1,160 тыс. т.; из них – рельсов со скреплениями – 246 тыс. т.

Для нужд оборонной промышленности доставлено: металлорежущих станков – 20,380 шт.; разного промышленного оборудования – на сумму 257,2 млн. долларов, в том числе, энергосилового оборудования на общую мощность – 288 тыс. кВт; включая 263 передвижные электростанции общей мощностью 39 тыс. кВт; оборудование 4-х нефтеперегонных заводов и алюминиевого прокатного завода; 4,138 судовых двигателей общей мощностью 1.768,7 тыс. л/с; 2,718 прессов и молотов; 524 крана,