Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 осн. катег. отеч. историография.doc
Скачиваний:
54
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
97.79 Кб
Скачать

3. Этапы развития отечественного книговедения

В России наука о книге прошла несколько этапов развития. Для первоначального этапа характерно широкое толкование библиографии как книговедения (библиологии). В состав книговедения включалась такие дисциплины, как библиография, типографика, библиотековедение, история письменности и др.

Специальное изучение книги в России началось в середине XVIII века. Оно было подготовлено и стимулировано началом гражданского книгопечатания, издательской и библиографической деятельностью Академии наук (с 1725 г.), интенсивным развитием гуманитарных наук, особенно литературоведения и языкознания.

Первым профессиональным русским книговедом следует считать А.И. Богданова (1696-1766). Его труды содержат материал по истории отечественного просвещения, истории книгоиздательского дела, перечень и описание типографий, но термины «библиография» и «книговедение» в трудах Богданова еще не встречаются.

Уже в первой половине XIX в. В.С. Сопиков (1765-1818) в «Предуведомлении» к «Опыту российской библиографии» первым указал на общественное, просветительское назначение библиографии и трактовал её содержание и задачи так широко, что фактически обозначал термином «библиография» то, что сейчас называется книговедением. По сути, ученый сделал первую попытку создания системы науки о книге.

Впервые в русской научной литературе термин «книговедение» появляется в трудах библиографа, издателя журнала «Улей» В.Г. Анастасевича (1775-1845). Термин книговедения используется автором применительно к библиографии журнальных статей. Разъясняя образовательную роль библиографии, он подчеркивал ее значение как средства учета успехов просвещения и критического ознакомления с литературой, видел обязательное условие научности в систематизации материала.

В итоге первоначальный этап развития книговедения в России можно охарактеризовать как период накопления эмпирического материала (в первую очередь в области исторического книговедения и библиографии), а также как время первых теоретических и терминологических построений.

Главная черта периода второй половины XIX в. выражена в том, что происходит сужение терминов «книговедение» и «библиология» до рамок историко-книжной науки, усиливается дифференциация, обособление наук, в том числе и книговедческого цикла. В этот период в России появляется целый ряд библиографических периодических изданий – «Российская библиография», «Библиограф», «Российский библиографический листок» и др.

В целом можно считать, что к концу XIX века произошел процесс дифференциации областей книжного дела, расширение масштабов библиографической практики, накопление опыта и результатов исследований. Активизировалась деятельность библиографических комиссий, увеличилось число библиографов-энтузиастов – все это породило необходимость и возможность создания профессиональных книговедческих организаций.

Книговедческие исследования в России в конце XIX - начале XX века

Характерной чертой рассматриваемого периода в развитии отечественного книговедения становится появление первых книговедческих организаций в России: «Русское библиографическое общество» при Московском университете и «Русское библиологическое общество», основателями которых были А.М. Ловягин, А.Д. Торопов, Б.С. Боднарский, являющийся редактором первого русского книговедческого журнала «Библиографические известия» (1913-1927, 1929). Боднарский вошел в историю отечественного книговедения и как крупнейший теоретик, практик библиографии, занимавшийся в основном проблемами выявления ее сущности, содержания и структуры.

Этот этап связан с именем Н.М. Лисовского (1854-1920), крупнейшего отечественного библиографа, составителя фундаментального библиографического указателя русской периодической печати, редактора журнала «Библиограф» (1884-1894). Он считал определяющей задачей книговедения изучение эволюции книги в ее качественном и количественном отношениях. Лисовский был первым в России, кто разграничил содержание понятий «книговедение» и «библиография», подразделив книговедение на три основных раздела: книгопроизводство, книгораспространение, книгоописание (библиография). Главный недостаток предложенной схемы – отсутствие разделения между теорией и практикой.

Весомый вклад в решение проблем общей теории книговедения внес А.М. Ловягин (1870-1925), инициатор создания и президент «Русского библиологического общества» (1899-1931). Ученый считал, что главное – изучение книги как «орудия общения между людьми», т.е. необходимо изучать эволюцию содержания книги. Ловягин был создателем собственной концепции книговедения, он сконструировал «энциклопедию библиологии», состоящую из 3-х основных частей: генетики, статики и динамики.

Основные итоги развития книговедения в России к 1917 году:

  • определился статус книговедения как науки, а не механического соединения разрозненных сведений, относящихся к книге;

  • возникли первые книговедческие организации, начавшие теоретическую и практическую работу;

  • было выявлено содержательное соотношение понятий «книговедение –библиология – библиография - библиотековедение»;

  • книговедение было осознано как многосоставная наука, в которой были зафиксированы элементы, соответствующие основным сферам книжного дела, и намечено соотношение между ними;

  • появились работы методологического уровня, в которых были намечены первые схемы науки о книге, рассуждения о предмете, методе;

  • наметилось выделение в составе книговедения общей теории науки о книге как синтезирующего теоретического раздела;

  • намечена проблема соотношения с другими отраслями знания, в первую очередь – с историей литературы;

  • началось преподавание книговедения как учебной дисциплины в Петербургском (Петроградском) и Московском университетах.

Отечественное книговедение в 1917-1941 гг.

После 1917 года в развитии книжного дела произошли существенные сдвиги, связанные с национализацией основных материальных средств и созданием государственной системы в области книжного дела. Возникает целый ряд научно-исследовательских организаций: Институт библиотековедения в Москве, Петроградский институт книговедения, Украинское библиологические общество и др. В 1924 г. состоялся Первый библиотечный съезд РСФСР и Первый Всероссийский библиографический съезд (второй – в 1926 г.). Продолжали функционировать Русское библиографическое общество и Русское библиологическое общество.

В основном теоретическом труде А.М. Ловягина «Основы книговедения» (1926) была высказана плодотворная догадка о том, что книга есть орудие социального общения между людьми, «орудие воздействия одних людей на других». Эта работа стала первой теоретической монографией по книговедению советского периода.

В итоге в 20-30-е годы XX в. наметились два основных направления в развитии книговедения как науки:

  • общеметодологическое направление, занимавшееся разработкой состава, сущности и структуры науки о книге;

  • разработка теории отдельных традиционно существовавших книговедческих дисциплин.

В этих направлениях трудился целый ряд исследователей, например, М. Н. Куфаев (1888-1948). В его понимании книговедение являлось идеологической наукой, ограничивающейся описанием единичных фактов, что выражено в его основных трудах.

В этот период как отдельная дисциплина конституируется «библиополистика», рассматривающая теорию и практику книжной торговли. Серьезную роль в дальнейшем развитии книговедения сыграла дискуссия 1931 года «На книговедческом фронте». В Ленинграде создается Институт (Музей) книги, документа и письма, ведущими сотрудниками которого были А.Г. Фомин, М.Н. Куфаев, Н.Я. Марр, И.В. Новосадский, П.Н. Берков. Отделенный от Публичной библиотеки, с 1929 г. Институт существовал как самостоятельное учреждение, работа в котором осуществлялась несколькими секциями. Но начало периода откровенной политизации книговедения привело к отказу от наследия, наработанного предшественниками, и прекращения деятельности Института в 1933 г.

В целом отечественное книговедение в 1917-1941 годах бурно развивалось: продолжали трудиться известные ученые, возникла целая плеяда талантливых теоретиков, создавших ряд обобщающих книговедческих работ. Однако поступательное развитие книговедения было прервано по идеологическим причинам, что привело к ряду лет стагнации в книговедении.

Книговедение в СССР в послевоенный период: 40-90 годы

Данный период можно разделить на два этапа:

1. 40-50-е годы. В период ВОВ книговедческие исследования в стране практически не велись, а первые послевоенные годы были посвящены разысканию фактического материала. Тем не менее, в 1944-1947 гг. вышли 1-4 части «Истории русской библиографии до начала XX в.» Н.В. Здобнова. Продолжается разработка такого направления, как история книжного искусства, активно читаются вузовские курсы и готовятся учебники.

2. Настоящее возрождение книговедческой науки в России относится к 60-м годам XX в. В это время стало выходить значительно больше книговедческих работ, в особенности по частным книговедческим дисциплинам в связи с празднованием 400-летия русского книгопечатания (история книги, искусство книги, библиотековедение и др.). Роль книговедения в системе научного знания стала более значительной.

Среди ученых следует отметить А.С. Зернову (1883-1964), сотрудницу отдела редких книг РГБ. Основная область ее научных интересов – история книгопечатания в России, в особенности его первоначальный период. Видные исследователи этого периода: Е.И. Кацпржак, Е.Л. Немировский, И.Е. Баренбаум, С.П. Луппов, А.С. Мыльников.

В этот период публикуется целый ряд специализированных сборников научных трудов. Например, с 1976 года выходил сборник «Актуальные проблемы книговедения». Начинают регулярно проводиться книговедческие конференции разного уровня, выходят специальные книговедческие продолжающиеся издания: «Книга. Исследования и материалы» (выходит с 1959 г.). С 1976 г. начинает издаваться сборник «Актуальные проблемы книговедения» - отдел рукописей РГБ. Имел место ряд профессиональных дискуссий: «Проблемы советского книговедения» (1959 г.), «Обсуждение назревших проблем книговедения» (1964).

Основные черты послевоенного периода развития книговедения в СССР:

  • расширение круга научных учреждений, занимающихся книговедческой проблематикой;

  • дифференциация высшего книговедческого образования, создание аспирантуры при специальных книговедческих кафедрах;

  • расширение массива книговедческих публикаций;

  • создание системы отраслевой научно-технической информации (ЦНТИ при Всесоюзной книжной палате).

Современный период развития книговедения

Этот период характеризуется целым рядом особенностей, связанных с трансформацией общества и, соответственно, с изменениями представлений о роли общественных наук, роли книги. К концу советского периода, как мы уже уточняли выше, существовал ряд методологических подходов в книговедении.

В настоящее время продолжается разработка перечисленных концепций, ведутся другие теоретические изыскания. Для современных концепций истории книги и книговедения характерны: негативный подход (Е.Л. Немировский), максималистский (С.П. Луппов), отождествление истории книги с историей издательств, история книги – история репертуара книги (А.Я. Черняк).

В настоящее время продолжается разработка перечисленных концепций, ведутся другие теоретические разыскания. Так, серьезным этапом в осмыслении теоретических проблем книговедения следует признать работы А.А. Беловицкой: «Общее книговедение» (М., 1987) и «Основные этапы развития книговедения в СССР» (М., 1983).

Подводя общий итог современному состоянию книговедения как науки, можно выделить три фактора, согласно логике А.А. Беловицкой, совпавшие по времени, которые довлеют в современном развитии науки о книге.

Первый фактор экономисты и политики называют перестройкой, демократизацией, переходом к рыночным отношениям, который определяется серединой 80-90-х гг. В этот период произошла принципиальная смена общественно-экономической формации, когда книжное дело обрело форму тотальной коммерциализации – то, что породило новое понятие «книжный бизнес».

Второй фактор связан с объективными процессами саморазвития книговедения и его взаимодействия со смежными дисциплинами. Согласно закону об исторических закономерностях, на разных этапах происходит опережающее теоретическое развитие то одной, то другой специально-книговедческой области знания. Эти процессы мы проследили в разговоре об истории отечественного книговедения.

Третий фактор связан с тотальной информатизацией общества, то, что можно назвать компьютерной революцией и что породило новые формы социальной массовой коммуникации. В связи с этим принципиально изменилась сущность многих наук – от философских до технических. Запоздавший, по сравнению со странами Западной Европы и США, компьютерный процесс буквально лавинообразно обрушился на Россию, когда были открыты границы. Закономерно, что в связи с этим возникли и споры по поводу абсолютизации этого процесса, который может привести к «обездуховливанию» и человека, и общества, и книги. Тем не менее, время показало, что компьютерные технологии не отменяют и не уничтожают книгу как способ социальной коммуникации, так как она является еще и предметом истории, психологии, философии, искусства.