Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Работа А. Сахарова.rtf
Скачиваний:
4
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
6.68 Mб
Скачать

§ 3. Итальянский и другие вопросы Венского конгресса

Другой ареной дипломатической борьбы стала итальянская проблема. Габсбурги мечтали в ближайшем будущем если не присоединить Италию к своей империи, то забрать себе большую её часть. По условиям договоров, заключенных до Венского конгресса, Австрии гарантировалось присоединение к ней Ломбардии с Тревизо с Венецией. В мелких североитальянских государствах планировалось посадить на трон родственников Франца I: Тоскана возвращалась брату императора великому герцогу Вюрцбурбскому, Модена – двоюродному брату, эрцгерцогу, главе дома Эсте. Парма передавалась в управление Марии-Луизе50. Таким образом, непосредственное присутствие австрийцев распространялось до центральной Италии, ибо влияние Франца на Тоскану, Модену и Парму фактически сводило на нет их независимость в вопросе внешней политики. Кроме того, австрийские войска оккупировали Романью, принадлежащую папе римскому, что оказывало серьезнейшее давление на Рим.

Но больше всего беспокоило Францию два региона, в которых влияние Габсбургов сильно мешало Людовику. Первый из них – Пьемонт. Эта область входила в состав Сардинского королевства и непосредственно граничила с Францией. К этому итальянскому государству, которым правил Виктор-Эммануил, присоединялась Генуя, что связало континентальную и островную части страны через море51. Вена пошла на такой шаг по двум причинам:

- создание крепкого государства на границе с Францией не позволило бы Парижу без помех проводить свою политику в Италии;

- Виктор-Эммануил был связан родственными узами с Габсбургами, а значит, его провинции со временем могут быть присоединены к Австрии.

Другим проблемным для Франции пунктом стал Неаполь, где обосновался зять Наполеона Мюрат. Людовик считал его узурпатором и требовал от Талейрана создать благоприятную международную обстановку для свержения Мюрата с трона и восстановления на нем Фердинанда IV52. Для французского короля было необходимым покончить со всеми остатками Наполеоновского режима, и он был готов провести военную операцию против Неаполя. Однако Мюрата поддерживали Габсбурги, рассматривавшие его как зависимого от Вены правителя.

С каждым днем пребывание на конгрессе авторитет Талейрана все рос, и он все громче и настойчивей заявлял о необходимости свержения Мюрата. Австрийская сторона, конечно же, не собирается открывать свои границы для прохода французских войск, но французский посол заявляет: «Но этого вовсе и не нужно, дозвольте нам только атаковать Мюрата с моря»53. А после подписания тройственного союза Талейран говорит во весь голос о крайней необходимости свержения узурпатора. Париж обвиняет зятя Наполеона в продолжении переговоров с ним. Более того, Талейран начинает торговаться со своими союзниками, то гарантируя за Великобританией Ионические острова54, то соглашаясь с восшествием на итальянские престолы родственников Франца.

Позиция России по этому вопросу отражала стремление Александра сделать Францию своим союзником. Русский царь не был против восстановления в Неаполе Фердинанда, чем только сыграл на руку Талейрану. Александр так же видел в лице Франции главного конкурента Габсбургам в борьбе за Италию, а значит, любое ослабление соседней Австрии пойдет России только на пользу.

Пытаясь основательно закрепить за собой полученные провинции, Вена отправляет крупные войска на Апеннинский полуостров. Мюрат проводит свою мобилизацию военных сил и просит у Габсбургов прохода войск, на то получает отказ в угрожающей форме. Это означало только одно – Австрия отдает Мюрата французам.

Помимо изложенных выше проблем на конгрессе обсуждалось множество вопросов различной важности. В обсуждении большинства из них Талейран стремился принять непосредственное участие.

Для Франции особенно актуально выглядели споры, посвященные земельным приращениям её соседей. Если Испания в Европе не изменяла своего территориального состава, то восточная граница бурбонского королевства соприкасалась с усиленными конгрессом странами. О Сардинском королевстве уже повествовалось в итальянском вопросе: это государство присоединяло к себе Лигурию.

Севернее туринского двора находилась восстановленная Швейцария, которая теперь должна состоять из 22 кантонов, причем Женева, Невшатель и Валлис были новыми. К этой державе отходила часть сардинской Савойи и некоторые австрийские земли. По условиям, выработанным на конгрессе, Швейцария получала конституцию, за государством сохранялся статус нейтралитета.55

Далее Франция граничила с немецкими государствами: великое герцогство Баден, курфюршество Пфальц и королевство Пруссия. Эти страны, наряду с остальными германскими государствами, входили в «Германский союз», установленный актом от 8 июня 1815 г. Это был договор, не отвечавший интересами немев, мечтавших о создании единого и сильного государства, зато позволявший мелким германских князьям оставаться у власти.56 Но особенно выгодно такое положение дел в «Германском союзе» было Вене, которая запугала князей прусской агрессией и получила первенствующее положение в Германии. Габсбурги не стали восстанавливать императорский титул, так как он давно превратился в пустой звук и был бы для Австрии обузой. «Германский союз» идеально подходил под партикуляристский настрой князей, и в то же время отражал интересам Габсбургов. Пруссии, грезившая об объединении Германии под своим началом, на этот раз проиграла Меттерниху. Если бы, как предлагал Берлин, у союза была бы единая армия, то это бы стало угрозой для Франции, что означало для Талейрана только одно: необходимость поддержки Австрии по этому вопросу.

Последними соседями государства Бурбонов становились Нидерланды и Люксембург. На первое из этих государств оказывали серьезное влияние сразу две державы: Великобритания и Россия. Опасаясь чрезмерного усиления Нидерландов, Талейран и Меттерних постарались максимально уменьшить территориальные приобретения Гаагского двора. Некоторые земли в районе Мааса и Рейна стали не таким уж значительным приращением, а часть Вестфалии, которую планировали отдать Нидерландам, отошла к Пруссии.57 Зато в личное пользование королю Нидерландов было даровано великое герцогство Люксембург, входившее в состав «Германского союза» и имевшего статус союзной крепости.

Помимо территориальных перераспределений на конгрессе обсуждались и другие вопросы, посвященные работорговле, дипломатическому этикету и свободе навигации по международным рекам.58 Талейран старался принимать участие во всех этих обсуждениях. Его авторитет рос с каждым днем, и наверняка бы французский дипломат сумел бы добиться еще большего для своей страны, если бы не бегство Наполеона с Эльбы59. Действия бывшего императора поставили Париж в щекотливое положение: теперь великим державам снова предстояло вести войну с Бонапартом, а за это придется платить новыми уступками. Бегство Людовика XVIII в Гент только усугубило положение. Агрессивнее всех по отношению к Франции выступала Пруссия, остальные союзники в целом заняли более благожелательную позицию. Однако выступление против Наполеона началось только после решения о пересмотре трактата 30 мая60. Талейран не воспротивился великим державам, и только тогда начались военные операции.

Работа на Венском конгрессе, в условиях всеевропейской войны против Наполеона, значительно ускорилась, что негативно повлияло на некоторые результаты, полученные комиссиями.