Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Иван Фёдоров.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
140.77 Кб
Скачать

Ива́н Фёдоров (ок. 1520 — 5 [15] декабря 1583, Львов) — один из первых русских книгопечатников[1], традиционно считается «первым русским книгопечатником»[2], издатель первой точно датированной печатной книги («Апостол») на территории Русского государства.

Иван Фёдоров родился между 1510 и 1530 гoдами. Точных сведений о дате и месте его рождения (равно как и вообще о его роде) нет. Так или иначе, сам Фёдоров писал о Москве как о своём «отечестве» и в переписке добавлял к своему имени «з Москвы» или «Москвитинъ», даже когда уже жил в Литве.

По версии Е. Л. Немировского, Иван Федоров учился в Краковском университете в 15291532 годах — в «промоционной книге» последнего есть запись о том, что в 1532 году степени бакалавра был удостоен некто «Johannes Theodori Moscus». C 1530-х годов, по-видимому, принадлежал к окружению митрополита Макария. Под началом Макария занял в Москве должность диакона в Кремлёвском храме Николы Гостунского.

В 1553 году по приказу Иоанна IV в Москве был построен Печатный двор, который в 1550-е годы выпустил несколько «анонимных», то есть не содержащих никаких выходных данных, изданий (известно по крайней мере семь из них). Предполагают, что в этой типографии работал и Иван Фёдоров[6].

Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Фёдорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 года. Это — первая точно датированная печатная русская книга. Издание это как в текстологическом, так и в полиграфическом смысле значительно превосходит предшествовавшие анонимные. На следующий год в типографии Фёдорова вышла его вторая книга, «Часовник».

Через некоторое время начались гонения на печатников со стороны переписчиков. После поджога, уничтожившего их мастерскую (поздние исследователи считают, что сожжена была другая типография)[7], Фёдоров со Мстиславцем вынуждены были бежать в Великое княжество Литовское. Там их радушно принял гетман Ходкевич, который основал типографию в своём имении Заблудове. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии силами Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца, было «Учительное евангелие» (1568) — сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов. В 1570 году Иван Фёдоров издал «Псалтырь с Часословцем», широко использовавшуюся также и для обучения грамоте.

Для продолжения печатного дела Иван переселился во Львов и здесь, в основанной им типографии, напечатал второе издание «Апостола» (1574). Львовское издание «Апостола» содержит в себе также вступительное слово от самого Ивана Фёдорова, где он рассказывает о гонениях («Не от Государя, но от многих начальник и священоначальник, которые на нас зависти ради многие ереси умышляли»), которые его «…от земли, отечества и рода нашего изгнали в края доселе неведомые». Через несколько лет его пригласил к себе Константин Острожский в г. Острог, где он напечатал, по поручению князя, знаменитую «Острожскую Библию», первую полную библию на церковнославянском языке. Предпринимательская деятельность первопечатника не была особо успешной. 5 (15) декабря 1583 г. Иван Фёдоров скончался в предместье Львова.

Иван Фёдоров был разносторонне просвещён, наряду с издательским делом отливал пушки, изобрёл многоствольную мортиру с взаимозаменяемыми частями. Между 26 февраля и 23 июля 1583 года он совершил поездку в Вену, где демонстрировал своё изобретение при дворе императора Рудольфа II[6]. Определённое время (на протяжении 1583 года) работал в Кракове, Вене и, возможно, Дрездене. Имел тесные связи с просвещёнными людьми Европы. В частности, в Дрезденском архиве найдена переписка Ивана Фёдорова с саксонским курфюрстом Августом (письмо написано 23 июля 1583)[6]. В 1575 году назначен управляющим Дерманского монастыря.

Похоронен во Львове в Святоонуфриевском монастыре. В 1971 году при разборе монастырской стены были найдены останки первопечатника и его сына Ивана, загадочно умершего через 3 года после смерти отца[8].

Книгопечатание.

Потребность в книгах постоянно росла, они были дороги и не слишком доступны широкому кругу читателей. Главным потребителем книг оставалась церковь. Ее перестали устраивать многочисленные ошибки, которыми неизбежно изобиловали рукописные книги для богослужения, что могло приводить к разночтению, а стало быть к ереси.

Еще одной целью заведения книгопечатания было поднятие престижа Русского государства в годы Ливонской войны, а также противопоставление московских книг изданиям кальвинистов на белорусском и украинском языках.

Вместе с этим середина XVI в. была эпохой, чрезвычайно значительной для русской политики и культуры. Это были лучшие годы царствования Ивана Грозного. К этому времени основные великорусские территории были объединены в единое государство, были завоеваны Казанское и Астраханское "царства". Огромные просторы, населенные неправославными народами, оказались под властью Московского царя. Русь становилась центром между Европой и Востоком. Более всех был заинтересован в исправных книгах сам царь – нужно было укрепить централизованную власть во всех отдаленных уголках объединенной страны посредством христианства. Так, например, с образованием новой епархии в Казани собирать для нее апостолы и евангелия пришлось по монастырям со всей Руси, о чем был издан особый царский указ.

На Руси начиналась кипучая преобразовательная работа, преследующая установление единства в законодательстве, церковной организации, идеологическом освещении русской истории, домашнем быте, круге чтения. Значительным явлением стал Стоглавый собор 1551 г. Результатом его деятельности явился Стоглав – документ, отражающий принятые на соборе постановления в вопросах государственной и церковной жизни, высказанные царем в устной форме. В этом-то Стоглаве и были приняты первые законодательные меры и правовые нормы, регламентирующие труд "списателей" книг. Велено было "дозирать" по церквям, чтобы богослужебные книги были писаны с "добрых переводов". Неправленные книги продавать запрещалось.

Гарантию единства текста могли дать только оттиски с одной печатной формы, не говоря уже о том, что оттисков этих можно было изготовить намного больше, чем могли дать переписчики, которых торопили.

Царь стал помышлять "како бы изложити печатныя книги, якоже в Грекех, и в Венеции, и во Фригии". Фригией тогда называли Италию, где печатались и греческие книги, поскольку у греков своей типографии не было. Зато была она в Белой Руси и в Литовской стране. В Европе к тому времени печатный станок работал уже 100 лет.

Здесь уместно заметить, что на Москве в XVI в. Иван считался одним из лучших ораторов и писателей. Современники называли его «словесной мудрости ритором». Слыл он и начитаннейшим москвичом, интересовавшимся многими и многими книгами, имевшими хождение не только в русском читающем обществе. Неполный список книг, составлявших библиотеку Ивана Грозного, насчитывал более 800 греческих, латинских и древневосточных томов. По разрозненным и скудным сведениям эта библиотека являлась самым обширным частным собранием Европы того времени.

Московский печатный двор

Благословил начало книгопечатания митрополит Макарий, в 1547 г. впервые на Руси венчавший царя Ивана на царство. И в 1563 г. государь повелел "оустроити дом от своея царские казны, иде печатному делу строитися", чтобы "впредь святые книги изложилися праведны". Дом этот, названный впоследствии Печатным двором, заложили на Никольской улице близ Никольского монастыря.

Стали искать мастеров, сведущих в типографском искусстве. Датский король Христиан прислал к Ивану Грозному книжника с предложением перевести Библию на русский язык и напечатать ее в нескольких тысячах экземпляров. Платой за такую услугу было принятие Русью лютеранства. Очевидно, что посол вернулся ни с чем.

Отыскались на земле московской свои "некии хитрыи мастеры печатному делу" - Ивана Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Иван Федоров, назначенный царским печатником, служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле, где проходил Стоглавый собор. Можно предположить, что будущий первопечатник входил в число людей, близких к митрополиту Макарию. Известно, что Федоров обучался в Краковском университете, где получил степень бакалавра. Родом же был, вероятнее всего, из Москвы, так как называл себя "москвитином". Его друг и соратник Петр Мстиславец, очевидно, происходил из Мстиславля, в то время литовского города. Где оба обучались печатному делу, достоверно неизвестно. Можно только предполагать, что Иван Федоров, встречаясь с Максимом Греком, не только видел много книг, привезенных последним из Венеции, но был хорошо знаком с его сочинениями. Мстиславец же мог познакомиться с ремеслом с типографиях Литвы и обучить ему Ивана Федорова.

Преподобный Максим Грек (в миру Михаил Триволис), православный писатель и переводчик, богослов, сыграл исключительную роль в развитии книжной культуры XVI в. Получил образование в университетах Парижа, Флоренции и Венеции. Затем постригся в монахи и поселился на Афоне. Прибыл в Москву в составе греческого посольства по просьбе великого князя Василия III, нуждающегося в человеке, владеющем греческим и латинским языками. В Москве Максим Грек не только переводил и выверял книги, но и обучал книжников греческому языку. В Чудовом монастыре вокруг Грека собирались самые образованные люди того времени. Еще Василию III Максим Грек советовал ввести на Руси книгопечатание, с которым сам познакомился в Венеции в начале XVI в., где часто бывал у знаменитого венецианского издателя и типографа Альда Пия Мануция (Aldus Manutios, около 1460-1515). Находиться в чести у великого князя писателю довелось в течение 9 лет. Затем он был обвинен в ереси, отлучен от церкви, и дальнейшую жизнь провел под надзором в монастырях. В 1551 г. был освобожден, а последние годы находился на покое в Троице-Сергиевом монастыре, имевшем богатейшее собрание рукописей. Из этих рукописей Максим Грек выбирал модели орнаментов для русских первопечатных книг. Умер в 1556 г.

Типографию строили 10 лет. Приступила она к работе только в 1563 г., где 19 апреля государевы печатники начали набирать первую книгу. Сначала это было каменное здание в два этажа с погребами. Окна в нем были слюдяные, а кровли деревянные. Огорожен был Печатный двор деревянным частоколом. На улицу выходили большие деревянные ворота.

Анонимная типография Однако, что же происходило в течение долгих лет обустройства места для печатания "книг справных"? Ведь по открытии заведения нужно было не медля приступить к работе. Вероятно, многие книжники хотели попасть в царские мастера, да не было случая применить свои познания. В Москве появились печатные книги без указания имени мастера и даты выпуска, впоследствии названные безвыходными. С 1553 г. по 1562 г. было выпущено, по крайней мере, 7 таких изданий, которые сохранились до наших дней. Опираясь на текст первопечатного Апостола, летописи и заметки на полях безвыходных изданий, исследователи сделали заключение, что все они по языку, орфографии, оформлению и расположению шрифта имеют московское происхождение. Значит, существовала некая тайная типография, где оттачивалось русское типографское искусство в ожидании открытия Московского Печатного двора. Где она находилась, и кто из известных печатников мог там работать, до сих пор остается загадкой. Могла она быть и в Кремле, и в Александровской слободе – резиденции царя, и в Сергиевой лавре. За типографией закрепилось название «Анонимной».

Вот ее издания:

Четвероевангелие узкошрифтное (1553-1554), Триодь Постная (1555-1556), Триодь Цветная (1556-1557), Четвероевангелие среднешрифтное (1558-1559), Псалтырь среднешрифтная (1559-1560), Четвероевангелие широкошрифтное (1563-1564), Псалтырь широкошрифтная (1564-1565).

Первые безвыходные издания имели церковно-литературное назначение, поэтому велики по размеру и напечатаны крупным шрифтом. Печатались книги в две краски, черной и киноварью, которые одновременно наносились на печатную форму. Оттиски получали за один прием. Заставки и буквицы гравировались на дереве.

С одной стороны, они были пробными перед выходом первой федоровской точно датированной книги. В послесловии к первопечатному "Апостолу" сказано, что в 1553 г. начали изыскивать, то есть изучать, книжное мастерство. С другой стороны, это была частная инициатива неизвестных мастеров. Тем не менее, безвыходные издания подготовили появление "Апостола", выпущенного Иваном Федоровым на Московском Печатном дворе.

Первые книги Московского печатного двора

Первопечатный Апостол Ивана Федорова 1564 г.*

С "Деяний и Посланий Апостолов " (или "Апостола"), увидевших свет 1 марта 1564 г., началась вполне достоверная книгоиздательская деятельность русского государства.

Целый год ушел на подготовку и печать шедевра русского полиграфического искусства. Нужно было отлить шрифты, подготовить оборудование, выбрать образцы украшений и тексты. Получился фолиант объемом 267 больших листов. Да и напечатан он был в количестве около 2000 экземпляров.

Оттиски Апостола сделаны на плотной голландской бумаге. Тексты набраны полууставом московских рукописных традиций с фигурными вензелевыми заставками. Все оглавления и заглавные буквы напечатаны киноварью. Украшения гравированы на дереве. В начале книги приложен эстамп, представляющий евангелиста Луку.

Все свое умение и душу вложили в него первопечатники. Они не просто выполняли техническую работу, а были одновременно и авторами, и художниками, и справщиками (о конкретном распределении обязанностей между ними практически ничего не известно). Все в их издании было тщательно продумано и исполнено: шрифты, буквицы, орнамент и заставки, миниатюры, бумага и краска, подбор статей. Здесь проявился опыт славянского книгопечатания в Белой Руси, Венеции, Моравии, Сербии, Черногории и Германии. Федоров и Мстиславец стремились создать как бы эталон книгопечатания. В действительности, многие последующие издания взяли первопечатный Апостол за образец. Об этом говорит хотя бы тот факт, что до 1612 г. использовался только один изобретенный мастерами шрифт, отлитый в двух размерах, основанный на московском полууставном письме середины XVI в.

Страница Часовника Ивана Федорова*

Второй книгой Печатного двора стал вышедший через год после Апостола Часовник (1565 г.), выпущенный двумя изданиями. Это и молитвенник, и книга для обучения грамоте. Назначением обусловлен и формат издания – в восьмую долю листа. Страницы украшены изящными заставками из очертаний листьев и цветков. Шрифт тот же, что и в Апостоле, но организация текста проще.

Также как и зарубежные издания, все русские безвыходные и федоровские книги не имеют заглавных листов.

Рукописные книги.

Древнейшие славянские рукописные книги известны с Х-ХI веков. Они написаны двумя видами письма - кириллицей и глаголицей.

Кириллическое, более простое и явно происходящее от алфавита греческого - международного языка, стало родоначальником современной письменности большинства славянских и многих других народов, их книжных почерков, шрифтов и стилей. Глаголическое, вычурное, как бы нарочито старающееся не походить на греческое, дальнейшего развития не получило.

Около 863 г. произошло событие исключительной культурно-исторической важности: Кирилл и Мефодий изобрели славянскую азбуку.

Кирилл создал алфавит, состоящий из 38 букв, 24 из которых были подобны соответствующим буквам греческого алфавита. Другая азбука - глаголица, во многом совпадающая с кириллицией по алфавитному составу, отличалась формой букв. Факт употребления кириллицы на Руси до 988 г. подтверждается находкой в Новгороде деревянных цилиндриков для запирания мешков. На цилиндриках делались краткие буквенные и цифровые записи.

Глаголические буквы благодаря обилию закругленных деталей по внешнему виду напоминают грузинские или армянские. Глаголицу славяне также знали, но она не получила широкого распространения. К этому времени, по-видимому, уже существовала древнерусская практика записи чисел, связанная с употреблением византийской "буквенной" цифровой системы.

Графическую основу протокириллицы составляли 24 буквы греческого классического алфавита. Эти буквы были дополнены глаголическими графемами, выражавшими славянские звуки типа ж, ч, ц, ш, щ, ы, ь, ъ, "юсы" (малый и большой) и др. Так произошла первокириллица (термин болгарского академика Ивана Гошева). Первокириллица как вид славянского письма, на который стали в Болгарии перелагаться глаголические тексты и переводиться греческие произведения, ведет свой отсчет после 893 г. В кириллицу она сложилась окончательно в первой половине Х века.

Типы литературы

Богослужебная литература.

Эта группа самая малочисленная по репертуару и самая крупная, составляющая большинство книг всего фонда Древней Руси.

Содержание и ход церковной службы определяется Уставом, так называемым Типиконом.

В Лаврентьевской летописи помещено “Сказание о начале Печерского монастыря”. Там отмечено, что Феодосий Печерский ввел в своей обители устав греческого Студийского монастыря, который он списал у чернеца Михаила, монаха этого монастыря, прибывшего в Киев с митрополитом Георгием. После незначительной переработки и перевода этот устав вскоре был принят всеми монастырями Руси и просуществовал до XV века.

Монастырях находились церковно-учительные книги для душеспасительного чтения. Во время трапезы полагалось читать Четьи-Минеи, сборники житий святых, расположенные по дням месяцев, всего 12 книг.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]