Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
начитка фото.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
02.09.2019
Размер:
215.55 Кб
Скачать

1.Становление отечественной социальной фотографии.

в XIX веке. Француз Жозеф Нисефор Ньепс начал покрывать металлические пластинки битумным лаком. Под действием света лак становился нерастворимым, но на различных участках в разной степени - в зависимости от яркости освещения. После обработки пластинки растворителем и травления кислотой на ней возникал рельеф, подобный гравированному. Свой способ Ньепс назвал гелиогравюрой. Съемка по методу Ньепса длилась 6-8 часов на ярком солнце.

изобретение Дагера. Изображение (дагерротип) получали на серебряной пластинке, обработанной парами йода. После экспонирования в течение 3-4 часов пластинку проявляли в парах ртути и фиксировали горячим раствором поваренной соли или гипосульфита. Дагерротипы отличались очень высоким качеством изображения, но можно было получить только один снимок.

Третьим человеком, стоявшим у истоков фотографии, был англичанин Талбот. Он делал снимки на бумаге, пропитанной солями серебра. Полученное негативное изображение Талбот печатал контактным способом и с увеличением. Свой способ изобретатель назвал "калотипией" Главным достоинством калотипии стала возможность получения нескольких копий одного изображения.знакомство России с искусством фотографии состоялось в 1839 году. Член-корреспондент Академии наук России И. Гамель отправился в Англию для изучения метода калотипии. Оттуда он выслал в Академию наук подробное описание метода и несколько фотоснимков. В архиве Академии наук до сих пор хранятся 12 калотипов и на некоторых имеется подпись самого Талбота. Из Англии Гамель едет во Францию, где знакомится с Жаком Дагером и под его руководством лично выполняет несколько снимков. Для Академии наук Гамель приобретает аппаратуру и принадлежности для изготовления фотоснимков. В сентябре 1841 года Академия наук получила от Гамеля фотографию женской фигуры, которая, по его словам, была первым в мире фотоснимком, выполненным в Париже с живого человека.

История белорусской творческой фотографии связана, по всей видимости, с именем А. Прушинского, известного портретиста и автора краеведческих фотографий. В 1863 г. в Минске вышел сдвоенный номер художественного-литературного журнала "Фотографическая иллюстрация", где в краеведческой статье приводились сведения об А. Прушинском и наиболее ранний из известных снимков Минска. В конце XIX и начале XX века работают и достигают высокого уровня авторы из нескольких городов Беларуси. Они, в частности, известны по успешному участию в выставках, организованных в России Петербургским фотографическим обществом, фотографическими отделениями Российского Технического Общества и др. Творческая фотография того периода известна недостаточно и еще ждет своих исследователей. Портретная и этнографическая фотография на рубеже веков и в двадцатые годы XX века из Беларуси, как можно судить по некоторым публикациям, достойна того, чтобы включить ее как существенный компонент в историю мировой творческой фотографии.

Наиболее известным автором того периода является Ян Булгак (1876-1950), работавший в Вильно и Минске. Этнограф, фольклорист, мастер краеведческой фотографии и пейзажа, Ян Булгак известен и по многочисленным публикациям своих работ в 20-ые и 30-ые годы и по деятельной организаторской работе. Поскольку Западная Беларусь и Виленский край (теперь Литва) входили в состав Польши, Булгака часто рассматривают как польского автора или как одного из основателей фотографии в Литве. Ян Булгак был основателем Союза польских художников-фотографов, Польского фотографического общества и возглавлял их в 1919-1939 г. Наиболее значимыми работами из этнографической серии являются "Белорус из-под Клецка", "Бабушка-белоруска из усадьбы Пересека под Минском", "Бедняки-белорусы под Минском", "Белорусская девушка из-под Клецка в народном костюме из домотканого сукна". Люди, которые знали Булгака, больше вспоминают, однако, о его работе в портретном ателье и особенно о его успехах в съемке пейзажной фотографии.

Другим известным автором предвоенной поры из Беларуси стал Моисей Напельбаум, открывший в 1895 г. фотоателье в Минске и сформировавшийся здесь как художник. После поездок и знакомства с фотографией в Америке и России Напельбаум много работал как портретист в Петербурге и Москве, где он открыл портретные ателье. Напельбаум известен как автор психологического портрета, при этом он работал с единственным источником искусственного освещения. Он использовал также подрисовку фона прямо на негативе, добавляя необходимые световые пятна. Наиболее известные его работы - портреты Ленина и других деятелей революции, известнейшие портреты поэтов: А. Блока, А. Ахматовой, писателей Максима Горького, А. Толстого и Б. Пастернака, режиссера В. Мейерхольда и др.

2.НОВАТОРСКИЕ ПРИЕМЫ В ФОТОЖУРНАЛИСТИКЕ 1920-1930-Х ГГ.

На естественный процесс эволюции советской фотожурналистики оказал влияние сложившийся в СССР в 1930-е годы политический режим, при котором на первое место выходят исключительно государственные интересы. Фотография в СССР в 1920-1930-е годы могла реализовывать себя преимущественно в прессе. Работы фотохудожников и фотолюбителей имели ценность в том случае, если могли выступать в качестве одного из элементов пропаганды и агитации;

После отмены в 1927 г. новой экономической политики (нэп), провозгла­шенной в 1920 г. В. И. Лениным, советская фотожурналистика прекратила развитие.Полиграфическое обо­рудование окончательно устарело, что отразилось на качестве периодических изданий: в типографиях царил ручной набор.Немногочисленные белорусские газеты, выходившие в тот период, практи­чески не имели иллюстраций и печатались на грубой бумаге. Содержание республиканских газет определялось политическими и хозяй­ственными задачами строительства социализма.

В 1920-30-е гг. фотографии на страницах советских периодических изданий были редкостью, но тем не менее была, и в фотожурналистике превалировала фотозаметка, которая отражала социальные преобразования в стране.Она включала постановочный портрет героя в отрепетированной позе и небольшой текст, из которого можно было узнать его фамилию и процент перевыполнения установленного задания. Также популярны были групповые портреты участников различных совещаний, курсов, занятий или военных учений. Документальная фотография не лжет, а потому редакторы советских газет 1920-30-х гг. очень тщательно отбирали иллюстрации. В 20-х годах начались страстные поиски и на другом пути новаторской мысли: поиски языка художественной фотографии, который бы не вторил языку живописи или графики, освободил бы фотографию от подражательных тенденций. Быстрое развитие кинематографа, полиграфии и искусства дизайна подкрепляло искания в этом направлении. С 1-й половины 20 в. в белорусском фотоискусстве используется фотомонтаж (открытки-фотомонтажи, некоторые газетные и книжные иллюстрации и др.Родченко утверждал принцип фотографирования: показывать обычное, знакомое с необычных, новых точек зрения, например, сверху вниз и снизу вверх. Его увлекали ракурсы и деформации. Он ценил свойство фотографии передавать фактуру предметов. Любил крупный план. Экспериментировал с освещением.

Работать в жанре документального портрета становится опасно как для ав­тора, так и для изображенного на фото человека. Ошибка в выборе кандидату­ры для съемки могла грозить печальными последствиями. Не следует забы­вать, что в годы советской власти публикация в газете считалась одной из ак­тивных форм морального поощрения героя снимка. Прежде чем попасть на га­зетные страницы, кандидатуру рассматривали в соответствующем партийном комитете. Партийный контроль был настолько силен, а фотокорресподенты и редакторы настолько бдительны, что ошибки случались очень редко.

В конце 1930-х гг. качество периодической печати заметно возросло. К 1938 г., например, каждый номер «Советской Белоруссии» содержал максимум пять фотографий, сделанных ее фотокорреспондентами.

1930-е гг. вошли в историю белорусской журналистики как время тотального контроля, что отражалось в содержании публикуемых материалов и редких фотографиях, полностью постановочных, идеологически выдержанных. Фотокорреспонденты работали с явной оглядкой на мнение ре­дактора и заключение цензора. Вот почему лица героев на портретах напряже­ны, а улыбки неестественны.

Кроме того, газетные фотографии безжалостно дорабатывались с помощью скальпеля, белил и гуаши, которыми пользовались ретушеры, устраняя недос­татки фотопроцесса в цинкографии: белое они делали белее, темное — темнее, добиваясь большей выразительности и контраста. Не подвергался цензуре лишь портрет одного человека. На первых полосах мак­симально крупным размером, в три-четы­ре колонки, помещалось в разных ракур­сах изображение «вождя всех народов» И. В. Сталина.

Самым популярным фотографиче­ским жанром в газетах 1930-х гг. можно счи­тать групповые портреты участников различных совещаний, курсов, занятий или военных учений.