Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КАНАДСКАЯ МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
03.09.2019
Размер:
118.27 Кб
Скачать

Заглавие статьи КАНАДСКАЯ МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ

Автор(ы) Н. В. МИНЕНКОВА

Источник США - Канада. Экономика, политика, культура, № 2, Февраль 2008, C. 57-68

Рубрика Экономические обзоры

Место издания Москва, Россия

Объем 44.4 Kbytes

Количество слов 4770

Постоянный адрес статьи http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/13571978

КАНАДСКАЯ МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ

Автор: Н. В. МИНЕНКОВА

Важным проявлением процесса глобализации является формирование и развитие электронных> форм экономической деятельности, среди которых одно из ведущих мест принадлежит <электронной> торговле. Её стремительное развитие в большинстве ведущих промышленно развитых стран обусловлено становлением в середине 1990-х годов сетевых форм рыночных отношений, ассоциирующихся со Всемирной паутиной. Коммерциализация Интернета, начавшаяся в тот же период, совпала с созданием в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО). Руководство ВТО и её аналитические службы с самого начала осознали тот огромный потенциал, которым обладают <электронные> формы торговли для ускоренного развития всей системы международных торгово-экономических отношений.

Доминирующие позиции США в коммерциализации Интернета обернулись тем, что Канада, с 1994 г. входящая вместе с этой страной и Мексикой в НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле), устремилась вдогонку за мировым лидером в деле развития <электронной> торговли1. На семинаре, проведённым ВТО в 1999 г. и посвященном проблемам развития этой сферы в глобальных масштабах, представитель Канады в качестве достижения своей страны назвал разработку долгосрочной стратегии, включающую два компонента - внутренний и международный. Последний базировался "на признании того факта, что <электронная> торговля по своей природе носит глобальный характер, и поэтому государство и частный сектор в промышленности будут действовать совместно при формировании канадской глобальной политики". Также было заявлено о том, что своё будущее Канада связывает с созданием информационного общества, в котором "существует прямая связь между распространением Интернета и степенью общественного развития"2.

В отличие от американской стратегии развития <электронной> торговли, обнародованной демократической администрацией Клинтона в 1997 г.3, и канувшей в Лету с приходом к власти республиканцев в 2001 г., канадская стратегия оказалась более продуманной и детально разработанной; она носила сис-

МИНЕНКОВА Наталья Владимировна - юрисконсульт Правового управления Российского государственного социального университета (РГСУ). Copyright © 2008.

1 В конце XX века на долю США приходилось примерно 80% всех мировых доходов от коммерциализации Интернета; Канада занимала второе место с 5%. - The Canadian Electronic Commerce Strategy. Ottawa. 1998, p. 5 (www.e-com.ic.gc.ca/english/60.html).

2 WTO. Seminar on Electronic Commerce and Development, 19.02.1999. Summary Report. WT/COMTD/18, 23.03.1999. Geneva, 1999, pp. 11 - 12.

3 Подробнее см.: Миненкова Н. В. <Электронная> торговля: экономические и правовые аспекты. - "США * Канада", 2005, N 10.

стр. 57

темный характер и основывалась на ряде принципиально новых на тот момент элементов, что обеспечило ей политическую устойчивость и долговечность. Поэтому в своих основных чертах она остаётся программным документом в Канаде и в настоящее время. Её анализ имеет принципиально важное значение для российской практики развития <электронной> торговли, поскольку канадская концепция изначально строилась на принципах ускоренной "гонки за лидером" и выхода на уровень его основных показателей (в относительном выражении).

Государственная стратегия развития <электронной> торговли

Стратегия развития <электронной> торговли была одобрена правительством Канады и обнародована осенью 1998 г. Она была разработана Специальной группой по <электронной> торговле при Министерстве промышленности, впоследствии преобразованной в Отдел <электронной> торговли, на который и была возложена большая часть задач по её реализации.

Главная отличительная особенность канадской стратегии развития <электронной> торговли заключается в том, что, несмотря на декларативное заявление о "признании ведущей роли частного сектора", она, по сути, изначально строилась на "партнёрстве государственного и частного секторов", в рамках которого на государство была возложена задача обеспечения благоприятной политической среды, "чутко и ответственно реагирующей на запросы бизнеса и потребителей". В программном документе правительства Канады особо подчёркивалось, что "страны, которые в состоянии обеспечить подобную среду, окажутся в выигрышном положении в условиях обострения конкуренции на международных рынках. В этом плане правительство и частный сектор будут действовать совместно в деле реализации канадской стратегии развития <электронной> торговли"4.

Предполагалось, что помимо частного сектора в реализации стратегии развития <электронной> торговли будут на равных участвовать и канадские потребители, чьи интересы отстаивали различные ассоциации. Авторы и разработчики концепции положили в её основу положение о равной заинтересованности государства, деловых кругов и рядовых потребителей, исходя из принципа совместимости их интересов и выгод в этой области. "Нередко высказывались мнения о том, что проблемы, волнующие деловые круги в сфере <электронной> торговли, фундаментально отличаются от проблем, вызывающих озабоченность потребителей и государственных органов, и поэтому необходимо разработать три разные стратегии, отвечающие интересам каждой из этих сторон. Однако в действительности, когда речь заходит об <электронной> торговле, деловые структуры, потребители и государственные органы в целом сталкиваются с одинаковыми проблемами"5.

Канадская стратегия включает четыре основных направления ("блока") развития <электронной> торговли, чьи приоритеты были сформированы, исходя именно из общности интересов и выгод от становления этого сектора экономики для деловых структур, рядовых потребителей и государственных органов. При этом с первых этапов развития <электронной> торговли государственные

4 The Canadian Electronic Commerce Strategy.., p. 19.

5 Ibid., p. 13.

стр. 58

органы в Канаде (в отличие от США) уделили повышенное внимание проблеме защиты интересов потребителей. Это напрямую сказалось и на роли государства, и на структуре и общей направленности соответствующих товарных потоков, ориентированных преимущественно на то, чтобы <электронная> торговля превратилась в важный фактор хозяйственного развития и повышения привлекательности канадской экономики для иностранных инвесторов, и в гораздо меньшей степени - для использования <электронной> торговли как инструмента развития внешнеторговых связей и экспортного потенциала.

На решение этой задачи было ориентировано первое направление стратегических действий канадских властей, сформулированное как "Формирование доверия к <электронной> экономике". Авторы канадской модели исходили из того, что "система мер, разработанная применительно к традиционным формам торговли, является недостаточной для создания атмосферы доверия в рамках <электронной> экономики", поскольку "обезличенный и дистанционный характер <электронной> торговли объективно порождает потребность в средствах по уменьшению или устранению риска" ведения торговых операций, в чём крайне заинтересованы и деловые круги, и рядовые потребители. Иными словами, ускоренные темпы развития <электронной> торговли требовали продуманной технологической и правовой инфраструктуры, которая и должна была лечь в основу этой новой формы торговых операций.

Создание технологической и правовой инфраструктуры предполагало активное участие государства; в свою очередь, сама эта инфраструктура основывалась на "трёх китах": безопасности торговых сделок в системе <электронной> торговли, которая ассоциировалась, прежде всего, с внедрением наиболее совершенных криптографических технологий; конфиденциальности данных, относящихся к деятельности как деловых структур, так и рядовых потребителей; и защите интересов потребителей6. Все эти элементы были тесно связаны между собой, поскольку эффективность соответствующей правовой базы <электронной> торговли напрямую зависела от степени научно-технического обеспечения новых форм торговых сделок.

Второе направление канадской стратегии <электронной> торговли исходило из необходимости "выработки новых форм рыночного поведения", которые были связаны со скорейшим принятием законодательства об <электронных> подписях, определением налогового статуса сделок в системе <электронной> торговли и разработкой правовых мер защиты интеллектуальной собственности.

Третье направление предусматривало резкое увеличение инвестиций в развитие телекоммуникационных сетей, создание мощного сектора по производству и внедрению телекоммуникационных технологий с целью обеспечения максимально возможного числа пользователей практически на всей территории Канады доступом к Интернету и другим сетям. Основная роль в реализации этого направления отводилась частному сектору и ведущим телекоммуникационным корпорациям страны, тогда как успех четвёртого направления, озаглавленного "Реализация открывающихся возможностей", напрямую связывался, прежде всего, с деятельностью государственных органов на всех уровнях - федеральном, провинциальном и муниципальном - по переводу всей системы обслуживания, включая государственные закупки товаров и услуг, в <электронную> форму. "<Электронная> торговля, - провозглашалось в программном документе правительства Канады, - должна по-

6 Ibid., pp. 23, 24 - 26.

стр. 59

степенно превратиться в основное средство ведения деловых операции государственного сектора"7.

Претворение в жизнь достаточно амбициозной национальной стратегии развития <электронной> торговли потребовало создания специализированного органа в составе Министерства промышленности Канады, которым стал Отдел <электронной> торговли, входящий в состав Сектора радиочастот и информационно-коммуникационных технологий. Деятельность отдела сконцентрирована на реализации основных положений государственной стратегии и включает в себя: а) разработку политики по созданию благоприятной правовой и регулирующей среды для развития <электронной> торговли; б) формирование стратегии по ускоренному внедрению и использованию <электронных> форм ведения бизнеса в промышленности; в) поиск оптимальных форм партнёрства между частным и государственным секторами, в том числе на региональном уровне; г) проведение научных исследований, сбор и публикацию статистических данных, характеризующих как тенденции развития <электронной> торговли в Канаде, так и её социально-экономические преимущества; д) подготовку и контроль за исполнением международных соглашений, участницей которых является Канада, направленных на формирование глобальных рынков <электронной> торговли8.

Организационно Отдел <электронной> торговли имеет в своём составе семь подразделений - пять групп (по развитию <электронных> форм ведения бизнеса, криптографической политике и безопасности <электронной> торговли, аутентификации, международной политике и проведению экономических исследований), Директорат политики по обеспечению конфиденциальности и созданную в 2004 г. Специальную комиссию по борьбе со спамом9.

Помимо Отдела <электронной> торговли защитой прав потребителей в сфере <электронной> торговли активно занимаются два других подразделения Министерства промышленности - Управление по делам потребителей и Бюро по конкуренции, а также независимое федеральное агентство - Управление комиссара по вопросам конфиденциальности (Office of the Privacy Commissioner of Canada). Последняя структура готовит ежегодный доклад парламенту, в котором значительное внимание уделяется проблемам обеспечения конфиденциальности и соблюдению положений закона "О защите персональной информации и <электронном> документообороте".

Таким образом, важнейшей особенностью канадской модели является наличие государственных органов и структур, непосредственно занятых развитием и регулированием <электронной> торговли в соответствии с положениями долгосрочной стратегии, принятой Канадой в 1998 году.

Формирование правовой основы и культуры регулирования <электронной> торговли

На первых этапах формирования правовой базы регулирования <электронной> торговли федеральные власти Канады в целом следовали складывавшейся во второй половине 1990-х годов мировой практике. В августе 1999 г. Канадская конференция по единообразному законодательству одобрила Единообразный закон об <электронной> торговле (Uniform Electronic Commerce Act) и

7 Ibid., p. 38.

8 Industry Canada. Department Structure (www.ic.gc.ca).

9 Спамом в Канаде официально считается "незатребованная коммерческая <электронная> почта" - Stopping SPAM, May 2005 (www.e-com.ic.gc.ca).

стр. 60

рекомендовала его к принятию на федеральном и провинциальном уровнях. Этот закон основывался на Типовом законе об <электронной> торговле, принятом в 1996 г. Комиссией ООН по международному торговому праву (ЮНСИТРАЛ) и утвержденном резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН А/51/628 от 30 января 1997 г. В этом плане канадский Единообразный закон об <электронной> торговле был частью коммерческого (торгового) права и представлял собой одно из направлений гармонизации и модернизации свода коммерческих законов страны, стратегия которых была одобрена Канадской конференцией по единообразному законодательству в 1998 году10.

Принятый в Канаде Единообразный закон об <электронной> торговле имел и ряд других особенностей, которые сыграли большую роль в эволюции национального законодательства в этой сфере. Во-первых, он выходил за рамки термина "торговля" и коммерческого права и распространялся на многие другие формы правоотношений и, во-вторых, не требовал от государственных органов внесения значительных изменений в свод законов национального коммерческого права, что могло обернуться значительными финансовыми издержками и потребовать много времени. При этом за государственными структурами всех уровней сохранялась свобода действий в установлении собственных правил, регулирующих обязательные реквизиты применительно к входящей <электронной> документации (формат данных, источник и время отправления), тогда как на исходящую документацию, т.е. на собственно правительственные документы, распространялись базовые стандарты, прописанные в Единообразном законе об <электронной> торговле.

В результате, если принятые в большинстве провинций в 2000 - 2001 гг. законы об <электронной> торговле касались, главным образом, проблемы легализации <электронных> подписей, то одобренный в 2000 г. федеральный закон "О защите персональной информации и <электронном> документообороте" состоял из двух примерно равновеликих частей. Из них <электронным> подписям была посвящена только вторая часть, тогда как первая имела отношение к защите персональных баз данных физических и юридических лиц, которые могли быть использованы при совершении коммерческих сделок в <электронной> форме. В этой части его следует считать одной из форм защиты прав потребителей, поскольку он устанавливает правила сбора, использования и раскрытия персональной информации организациями частного сектора в ходе их коммерческой деятельности. Это законодательство дало канадским гражданам право доступа и внесения изменений в свои персональные базы данных, хранящиеся в собирающих их организациях. Помимо этого, со всеми жалобами они могут непосредственно обращаться в наделённое соответствующими арбитражными полномочиями федеральное Управление комиссара по вопросам конфиденциальности.

Принятие этого законодательства способствовало постепенному утверждению в масштабах всего канадского общества десяти основных принципов обеспечения и соблюдения конфиденциальности персональной информации. Согласно исходному принципу - подотчётности - организация как юридическое лицо несёт ответственность за хранение и использование информации персонального характера и обязана предоставлять её физическому лицу или лицам, которых она касается, по их требованию. При этом она должна указывать конкретные цели сбора информации до или на момент формирования соответ-