Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспект лекций семья.doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
307.2 Кб
Скачать

Тема 3.3. Типологии отношений в любви

В психологической литературе описывается доста­точно типологий отношений в любви (Гозман Л. Я., 1987). С одной типологией мы уже

ознакомились:

это — романтическая любовь, основанная на работе ме­ханизма проекции, и зрелая любовь, основанная на знании объекта. Критерием этой типологии является наличие либо отсутствие знания о реальных свойствах ь объекта любви.

Дж. Ли описывает 6 типов любовных отношений:

Eros романтическая и сексуальная любовь, проник­нутая страстным желанием вступить в отношения ин­тимности с любимым;

Mania навязчивая, всепоглощающая и требовательная любовь, сопровождающаяся болью и мучительной тревогой, возникающая в результате неутоленной потребности во внимании со стороны другого;

Ludis сосредоточенная на себе, игривая любовь, воспринимаемая как соревнование, в котором следует одержать победу;

Storge дружеская, прочная и безмятежная любовь, возникающая между двумя близкими людьми;

Agape священная, благоговейная, терпеливая, кроткая и всепоглощающая любовь, сосре­доточенная на объекте;

Pragma практичная, рассудоч­ная любовь, основанная на решении, что жизненные цели (инструментальные) будут достигнуты скорее с этим партнером, чем с другим (Хэтфилд Э., 2003).

Та­кой подход базируется на попытке выделить качествен­ную специфику переживаний субъекта и локализовать его цели в любовных отношениях, при этом партнер выступает как средство, но не как самостоятельная ценность в 5 из 6 представленных видов любви (заво­евание, удовлетворение значимых потребностей во вни­мании, в объекте поклонения, достижение целей); дру­жеская любовь (Storge) более свободна от корыстных отношений.

Попытка типологизировать отношения любви по критерию личностной выгоды или корысти (бескорыс­тия) принадлежит А. Маслоу, который вводит понятия бытийной идефициентной (дефицитарной) любви (Шостром Э., 1994). Бытийная любовь — безусловная лю­бовь, которая не строится на отношениях «беру — даю», а исходит из радости, что этот человек просто существует, живет. Дефициентная любовь — это отно­шение, при котором у одного из партнеров не удовле­творены какие-либо из потребностей социального уровня (безопасность, признание, уважение). Тогда партнера выбирают так, чтобы он удовлетворял этим потребностям и не имел личностного дефицита. На­пример, женщина ищет сильного мужчину, чтобы обрести чувство безопасности, которое она не способна создать самостоятельно, а мужчина ищет красавицу, чтобы удовлетворить свою потребность в признании, которую сам не может удовлетворить.

Тема 3.3. Психологические концепции брака

В «Этимологическом словаре русского языка» (Фасмер М., 1964) слово «брак» имеет следующие значения: «супружество», «женитьба», «празднество», «свадьба», однако слово это не является народным ни в русском, ни в украинском языках; оно происходит от церковно­славянского «ВОRКЪ», что значит «брать». Что каса­ется слов «супруг» и «супружество», то Фасмер дает как наиболее близкое по значению слово «упряжка» (Фасмер М., 1971). В значениях этих понятий отражены пат­риархальная установка относительно брака и представ­ление о совместной и достаточно тяжелой работе. Согласно определению С. И. Голода (1998), «Брак... это исторически разнообразные механизмы социального регулирования... сексуальных отношений между муж­чиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни».

Психоаналитическая концепция брака К. Хорни изложена в нескольких статьях книги «Женская пси­хология» (Хорни К., 1993), где дается подробный ана­лиз проблем и конфликтов моногамного брака. В са­мом феномене моногамного брака (брака с одним партнером на всю жизнь) Хорни усматривает серьез­ный конфликт между неиссякаемым стремлением человечества вступать в брак и «проверенной веками обреченностью этого предприятия на неудачу» (Хорни К., 1993). Что же толкает человека к отношениям, которые обречены на провал? Хорни полагает, что это Эдипова ситуация детства, психологическим содержа­нием которой является любовь к родителю противо­положного пола и стремление его «иметь в своем ис­ключительном обладании». Эдиповы стремления обретают новую силу в период юности, поэтому поиск партнера осуществляется под сильным влиянием дет­ских неосознанных желаний. Так как выбранный в супруги человек — это всегда замена или суррогат ро­дительской фигуры, разочарование неминуемо, но, по­скольку Эдиповы желания являются вечными, инсти­тут брака будет существовать долго.

Хорни подробно анализирует разнообразные мета­морфозы брака, происходящие под влиянием работы защитных механизмов трех компонентов личностной структуры — Супер-эго, Эго и Ид. Так, боязнь нару­шить запрет на инцест ведет к замене любовно-сексу­альных отношений отношениями привязанности и дружбы либо страдания как искупления нарушения запрета. Защиты Эго проявляют себя через различные формы отрицания брака, защиты Ид ведут к наруше­ниям сексуальной составляющей отношений.

Психоаналитическая концепция брака К. Юнга. В отличие от Хорни, которая полагает, что брак — это способ воспроизведения детских желаний, что он вно­сит серьезную напряженность в личностную структу­ру, а в ряде случаев «выкупается ценой невроза», Карл Юнг относится к браку позитивно и рассматривает его как межличностное отношение. В своей работе «Брак как психологическое отношение» (Юнг К., 1996) Юнг, так же как и Хорни, рассматривает брак как внутрен­ний противоречивый феномен, но видит это противо­речие несколько иначе. Согласно Юнгу, оно проявля­ется в том, что брак — это психологическое, т. е. осознанное, и индивидуализированное отношение, но таковым оно может стать только к «кризису середины жизни». К моменту же достижения брачного возраста человек не способен сформировать связное, осознан­ное отношение ни к самому себе, ни к другому; его пси­хическое начало еще частично погружено в «океан» или «туман» бессознательного. Поэтому выбор парт­нера осуществляется на основе бессознательных мо­тивов.

Юнг анализирует два аспекта бессознательного в юности. Во-первых, молодой человек находится в пси­хологической связи с родителем (юноша с матерью, девушка с отцом). В понимании Эдипова конфликта Юнг верен психоаналитической традиции. Внутренняя неосознаваемая или малоосознаваемая связь влияет на выбор брачного партнера. Если молодой человек хочет, например, остаться психологически «верным» матери, то он найдет девушку, которая уступает его матери по значимым личностным параметрам, по внешности, ин­теллекту. В предельном случае мотивация верности может привести его к гомосексуальным отношениям. Если он хочет освободиться от влияния матери, то он найдет девушку властную и сильную. Та же логика дей­ствует и относительно девушки. В любом случае наи­более глубинные основания выбора неосознанны и зависят от личности родителя и способа проработки Эдипова конфликта. Во-вторых, бессознательным определяется сущность взаимоотношений, которые складываются между молодыми людьми в период влюбленности. Юнг описывает это как взаимоотноше­ния «неразличимости или бессознательного тожде­ства», предположения, что партнер имеет психическую структуру, сходную с собственной. Это предположе­ние (проекция) субъективно переживается как состо­яние «абсолютной гармонии», «великого счастья», «творческой полноты», и поведенчески проявляется в ребячестве влюбленных. «Бессознательное тожде­ство» «гасит в человеке индивидуальность», так как оно обусловлено биологическим инстинктом продол­жения рода и поэтично названо Юнгом «причащени­ем жизни к неличной судьбе».

Превращение бессознательного отношения в пси­хологическое (осознанное) начинается с достижения зрелости во второй половине жизни. Юнг описывает период середины жизни как «момент максимального развертывания», «полной самоотдачи» и «крайнего на­пряжения воли». И этот творческий подъем связан с индивидуальными (не биологическими) жизненными задачами. Середина жизни — это момент осмысления того, что сделано, понимания собственной единичнос­ти, что приводит к разладу с самим собой. Конфликт — непременное условие нового понимания. Наиболее часто причины неудовлетворенности собой проециру­ются на партнера, что и создает напряжение в супру­жеских взаимоотношениях.

Партнеры приходят к переживанию кризиса сере­дины жизни в разном возрасте. Это связано с темпами психического развития и «объемом духовной личнос­ти». Понятие «объем духовной личности» никак не операционализировано у Юнга, а определяется через образ и описательно.

Духовную личность можно сравнить с многогран­ником; это — «сложная, многосторонняя, проблема­тичная фигура с большим потенциалом многообразия переживания», в которой символически содержится образ более простого психологически супруга (суп­руги). Таким образом, отношения между супругами в браке можно описать через проблему Содержащего (того, кто содержит) и Содержащегося (того, кого со­держат). В этом контексте нельзя не вспомнить о по­нятии «симбиоз» для описания отношений подобного рода между матерью и младенцем. «Простая фигура действует на усложненную как слишком маленькая комната, в которой для нее мало места. Усложненная фигура, напротив, предлагает простой много комнат и слишком большое пространство, так что последняя совсем не знает, где, собственно говоря, ее место» (Юнг К., 1996). Следовательно, Содержащийся цели­ком и полностью находится внутри брака, тогда как Содержащий не получает в этом взаимоотношении удовлетворения всех своих потребностей, и часть его личности находится вне брака. Позитивно разрешить проблему можно при духовном развитии обоих парт­неров и формировании способности к осознанному психологическому отношению. Каждый из супругов обладает теми свойствами, которые необходимы друго­му. В результате кризисных переживаний Содержащий­ся приобретает утонченность, сложность и способность найти безопасность в самом себе, а Содержащий — целостность, надежность и «убедительную силу про­стоты».

Юнг полагает, что далеко не все люди способны к такому развитию: часть взаимоотношений в браке остается в рамках выполнения биологических задач без ущерба для духовного здоровья, часть — на «раз­луках, ссорах, разводах и прочих недоразумениях бра­ка»; немногие достигают в браке духовного развития.

Гуманистическая концепция брака К. Роджерса. Карл Роджерс полагает, что брак — это наиболее дли­тельное и интенсивное из всех человеческих отноше­ний, поэтому он несет в себе потенциал постоянного роста и развития (Фрейджер Р., Фейдимен Д., 2002). Роджерс полагает, что браку свойственны те же чер­ты, что и наиболее значимым другим человеческим взаимоотношениям, например тем, которые устанав­ливаются между членами групп личностного роста или между врачом и пациентом. Наилучшие браки осуще­ствляются между людьми, которые конгруэнтны (со­ответствуют) собственному опыту, наименее отягоще­ны «условиями ценности» и способны к подлинному принятию других. Анализ брачных отношений К. Род­жерс (1997) строит на основных понятиях теории лич­ности и концентрирует внимание только на психоло­гическом аспекте взаимоотношений, называя их «посвященными соглашениями». Рождерс описывает 4 наиболее важные характеристики брака.

1. Брак — это взаимоотношение, качество которого имеет временную динамику, для которого требуются постоянный вклад и усилия партнеров. При этом в бра­ке партнеры имеют как собственные, независимые, так и общие цели.

2. Для того чтобы взаимоотношения нормально раз­вивались, необходимо свободное выражение и позитивных, и негативных чувств. Речь идет не просто о «выпускании пара», а о таких чувствах, где бы прояв­лялась забота о партнере. Свободное выражение чувств — это смелость восприятия реакции, возник­шей у партнера в ответ на открытое выражение чув­ства. Такая позиция Роджерса идет в разрез с приня­тыми правилами тактичности, «сглаживания острых углов», стремления уходить от болезненных выясне­ний отношений.

3. Одним из условий формирования открытых вза­имоотношений является отказ от ролевого поведения и следования ожиданиям других. Многие пары, как считает Роджерс, испытывают большое напряжение, пытаясь жить в соответствии с ожиданиями родите­лей или по социальным образцам.

4. Индивидуальная цель партнеров в браке — по­пытка обнаружить и принять собственную природу, оказать помощь партнеру в том, чтобы он мог следо­вать своим путем к развитию личной уникальности.