Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
татарстан.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
116.42 Кб
Скачать

41. «Большой террор» в татарии

Книга: ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА (учебное пособие) (Ф.Х.Хузин, И.А. Гилязов, В.И. Пискарев, Б.Ф. Султанбеков, Л.А.Харисова, А.А.Иванов, А.Г.Галлямова)

Период 1936-1938 гг. вошел в историю страны как время «большого террора». Именно в эти годы были развернуты самые массовые политические репрессии практически против всех слоев населения, которые в полной мере затронули и Татарию.

По данным различных источников, только в 1937-1938 гг. жертвами репрессий стали 3,5 миллиона человек, из которых почти каждый шестой был расстрелян. К началу 1939 г. в стране насчитывалось 1,3 миллиона лагерных заключенных, татар среди них было около 25 тысяч (в этой печальной статистике первые три места «делили» между собой русские, украинцы и белорусы).

Масштабный террор преследовал несколько целей. При его помощи тоталитарный режим рассчитывал не только подстегнуть развитие страны — обеспечить ее ускоренную модернизацию, оправдать провалы в своей политике противодействием неких «врагов народа». Одновременно это было средство подавления реальных и потенциальных противников режима, а также способ формирования из осужденных, заключенных бесплатной рабочей силы.

Подготовка «большого террора». Сам террор сопровождал Советскую власть с первых месяцев ее существования. Достаточно вспомнить «красный террор» периода гражданской войны, репрессии 20-х гг., массовое насилие над крестьянством во время сплошной коллективизации. Таким образом, к середине 30-х гг. правящая партия, карательные органы уже располагали большим репрессивным опытом. Было подготовлено и идеологическое обоснование перехода к новому, еще невиданному витку репрессий. В июле 1928 г. в своем выступлении на плену ме ЦК ВКП(б) И.В. Сталин со всей определенностью заявил, что «по мере нашего продвижения вперед сопротивление капиталистических элементов будет возрастать, классовая борьба будет обостряться».

Подготовка к широкомасштабному террору шла и по другим направлениям. В конце 20-х гг. были расширены полномочия преемника ВЧК — Объединенного государственного политического управления (ОГПУ). Так, судебной коллегии ОГПУ было пре­доставлено право рассматривать дела, совершенные «как со злым умыслом, так и без оного», и выносить эиговоры вплоть до расстрела. В ведение этого кара-вльного ведомства были переданы исправительно-трудовые лагеря, в которых к лету 1930 г. насчитывалось более 171 тысячи заключенных. Тогда же создается Управление лагерями ОГПУ, ставшее с 1931 г, Главныи (ГУЛАГ).

В конце первой половины 30-х гг. ОГПУ было вклю-вно в Народный комиссариат внутренних дел СССР и переименовано в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ). Созданное при НКВД Особое совещание имело право применять без суда такие меры наказания, как заключение в исправительно-трудовой лагерь сроком до пяти лет, ссылку или высылку из страны. В октябре 1937 г. верхний предел срока наказания был увеличен до восьми лет.

Была расширена система судебных и внесудебных органов. Так дополнением народных судов, военных и специальных коллегий Верховного суда СССР, союзных и автономных республик, линейных судов на транспорте, военных трибуналов и войск НКВД стали «тройки» и «двойки». В состав первых «троек» в республиках и областях, как правило, входили варком НКВД (начальник управления), начальник управления милиции и прокурор (позднее одним из членов «тройки» был первый секретарь областного комитета партии). Члены «тройки» имели право принимать решение о высылке, ссылке или заключении в лагерь сроком до пяти лет. С июля 1937 г. в их руках оказалась уже жизнь или смерть обвиняемого. Существовала и «высшая двойка» в составе председателя Верховного суда и прокурора СССР.

С 1929 г. развернулась чистка партии и государственного аппарата. Намного возросло число граждан, лишенных избирательных прав. Чистка партии повторилась в 1933 г. По существу чисткой стал и последующий обмен партийных документов.

Все более ужесточается законодательство. Постановлением «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной социалистической собственности» (август 1932 г.) предусматривалось применение к «расхитителям» расстрела или десятилетнего срока заключения с конфискацией имущества. Вскоре по этому постановлению стали судить обвиняемых в спекуляции, саботаже сельскохозяйственных работ, краже семян и тому подобных преступлениях.

По июньскому постановлению 1934 г. обвинение в «измене Родине» влекло за собой смертную казнь. Члены же семьи, родственники «изменника» подлежали тюремному заключению или ссылке на пять лет. 1 декабря

этого же года был убит СМ. Киров (с его убийством обычно связывается начало «большого террора»). В тот же день принимается постановление «О порядке ведения дел по подготовке или совершении террористических актов». Им была введена крайне упрощенная и ускоренная процедура дел о терроре. Так, на ведение следствия по эти делам отводилось не более 10 дней, не допускались участие в судебном процессе обвинения и защиты, подача осужденными ходатайств о помиловании. Приговор надле­жало приводить в исполнение сразу же после его оглашения. В апреле 1935 г. было разрешено привлекать к уголовной ответственности детей, начиная с 12 лет. На них распространяются все статьи Уголовного кодекса, включая и те, которые предусматривали применение расстрела. Родственникам было вменено в обязанность доно-сить друг на друга. В сентябре 1937 г. упрощенная и скоренная процедура ведения дел о терроре была распространена на дела о вредителях и диверсантах. Кроме эго, отменяется прокурорский надзор за законностью органах НКВД по делам о государственных преступлениях. В это же время были узаконены пытки.

Все преграды перед развертыванием массового террора снял февральско-мартовский пленум ЦК ВКП(б), гоявшийся в 1937 г. Уже через четыре месяца нар-ом НКВД Н.И. Ежов (свою партийную карьеру он начинал в Казани) подготовил проект приказа № 00447 Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов», который еративно был утвержден Политбюро ЦК ВКП(б). Этот приказ положил начало целой серии подобных ов в отношении теперь отдельных категорий населения, подлежащих репрессиям. Так, по приказу от августа 1937 г. органы НКВД должны были приступить «к репрессированию жен изменников родины, чле-правотроцкистских шпионско-диверсионных органами осужденных военной коллегией и военными трибуналами по первой и второй категории» (первая категория означала расстрел). Все жены репрессирированных по «заключению в лагеря на сроки в зависимости от степени социальной опасности, не менее как на 5-8 лет».

Жены осужденных, разоблачившие своих мужей и донесшие на них, от ареста освобождались. Должны были быть репрессированы «социально опасные дети осужденных». Они подлежали «в зависимости от их возраста, степени опасности и возможностей исправления, заключению в лагеря, или исправительно-трудовые колонии НКВД, или водворению в детские дома особого режима Наркомпросов республик».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]