Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОТВЕТЫ ПО ПОЛИТИКЕ.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
17.09.2019
Размер:
90.62 Кб
Скачать

7. Ближний Восток во внешней политики рф в период президентств в.В. Путина и д.А. Медведева.

В начале XXI века регион Ближнего Востоке оказался в эпицентре мировых конфликтов, как воронка втягивающих все большее количество государств и международных организаций. Иракский кризис, переросший в гражданскую войну, затягивающийся конфликт в Афганистане, иранский ядерный кризис, июльская война 2007 года между Израилем и шиитской организацией «Хезболлах» (с центром в Ливане), палестинским движением «Хамас», - все эти факторы усиливают опасность возникновения новых угроз и рисков в регионе.

В 2002 году Саудовская Аравия выступила с предложением, сформулированным как «мир в обмен на земли». Израиль должен был освободить оккупированные территории. Арабские страны в этом случае должны были признать Израиль, как суверенное независимое государство. Эта формула компромисса, призванная урегулировать проблему «Большого Ближнего Востока» в целом, была признана в качестве основы переговорного процесса со стороны России и других государств, вовлеченных в разрешение этих региональных конфликтов. США выработали соответствующие тактические шаги - «план Митчелла», включающий три элемента – прекращение насилия, восстановление доверия и возобновление переговорного процесса, и «план Тенета» по созданию мер безопасности.

Россия в этом процессе сохраняла позиции страны-миротворца, вошла в состав так называемой «четверки», сотрудничая вместе с США, ЕС и ООН. Деятельность «четверки», нового явления в ближневосточном урегулировании с 2002 года, была ориентирована на поиск оптимальных компромиссных путей в разрешение конфликтов, особенно между Израилем и Палестинской автономией. В 2003 году «четверка» международных посредников подготовила «Дорожную карту», одобренную Советом Безопасности ООН. Этот документ получил поддержку со стороны ООН и международного сообщества. Одновременно и в Израиле, и в Палестине усиливалось движение сторонников поиска политического компромисса.

Начиная с 2005 года, ближневосточное направление российской политики получило второе дыхание. Состоялись официальные визиты Президента РФ в Египет, на палестинские территории, в Израиль. Москву посетил сирийский президент Б. Асада, в ходе его визита были подписаны соглашения, повышающие уровень российско-сирийского сотрудничества (особенно в военной сфере). Состоялся также рабочий визит короля Иордании Абдаллы II.

Впервые в Москве в мае этого же года было проведено заседание «квартета» («четверки») международных посредников по ближневосточному урегулированию на уровне министров иностранных дел. В рамках 60-й сессии генеральной Ассамблеи ООН состоялось очередное министерское заседание, на котором были подведены итоги эвакуации Израиля из Газы и части Западного берега реки Иордан, намечены шаги по дальнейшему сближению позиции Израиля и ПНА. Военные действия в Ливане, развязанные Израилем против экстремистской группировки «Хэзболлах», расположившей на этой территории свою штаб-квартиру и нелегальные базы, еще более обострила ситуацию. Бомбардировки Израилем ливанских территорий летом 2006 года создали совершенно уникальную ситуацию для мировой истории. Когда одно государство воюет против нелегитимной международной организации на территории другого государства. Конфликт, имеющий долгую историю, остался наполовину нерешенным, хотя и спровоцировал очередной серьезный внутриполитический кризис в Израиле, выразившийся в общественном недоверии к первым лицам государства, принимавшим решение о начале боевых действий в Ливане. В Ливан были введены миротворцы ООН, гаранты прекращения огня, мандат которых ограничивается некоторым контролем над действиями «Хэзболлах».

На этом фоне Москва проявила осторожность и послала лишь военно-строительные подразделения для восстановления дорог и мостов. В сентябре 2006 года министр иностранных дел РФ совершил ближневосточное турне (Ливан, Сирия, Израиль, палестинские территории), во время которого вновь подчеркивал необходимость комплексного подхода к проблеме «Большого Ближнего Востока». По его мнению, в корне проблемы лежит неурегулированность палестинских территорий.