Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
487999.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
18.09.2019
Размер:
1.7 Mб
Скачать

7.1. Создание советской статистики и первые ее работы (1917—1911)

Для того чтобы освоить завоевания революции, построить по-новому общественную жизнь, организовать на новых началах общественное производство, защитить достижения революции от внутренних и внешних врагов, преодолеть голод и решить мно­жество других задач, нужно было взять на учет все материаль­ные ценности, все ресурсы. Необходимо было учесть фабрики и заводы, банки, железные дороги и многое, многое другое. Проведение таких работ было сопряжено с большими трудностями, вызванными масштабами страны, хозяйственной разрухой, лом­кой старых общественных отношений и, наконец, прямым сопро­тивлением со стороны контрреволюционных элементов.

В сложившихся условиях получить необходимые данные мож­но было только путем специально организованных статистических обследований. Но для этого нужно было организовать статисти­ческую деятельность.

Статистические учреждения царской России непосредственно не могли быть использованы социалистическим государством: правительственная статистика опиралась на полицейско-административный аппарат самодержавия, уничтоженный в ходе револю­ции, земская статистика была раздроблена, ее деятельность не координировалась с работой правительственной статистики. Фак­тически после Октябрьской социалистической революции государ­ственную статистику пришлось создавать заново. В течение ок­тября—декабря 1917 г. был почти полностью ликвидирован ста­рый государственный аппарат. Новый государственный аппарат формировался до весны 1918 г.

Статистические работы (в тех или иных масштабах) велись во всех советских организациях и учреждениях с момента их формирования. Прежде всего в ВСНХ, который был создан 14 декабря 1917 г. по декрету ВЦИК. в качестве единого обще­экономического центра. Со второй половины 1918 г. ВСНХ из общеэкономического органа стал промышленным наркоматом. В структуре ВСНХ имелся специальный отдел статистики и перепи­си (в его задачи, в частности, входила подготовка промышленной переписи, намеченной на 1918 г.). Но ВСНХ не мог обеспечить должного масштаба, единства и организованности статистических работ. Нужна была единая централизованная система государст­венной статистики.

В июне 1918 г. был созван Первый Всероссийский съезд ста­тистиков, который обсудил проект Положения о государственной статистике, представленный Павлом Ильич см Поповым (1872—1950), возглавлявшим в то время отдел переписи и стати­стики ВСНХ. После обсуждения проект был представлен в СНК утвержден —Председатель СНК В. И. Ленин подписал Поло­жение о государственной статистике 25 июля 1918 г. Положение оформило создание общегосударственного статистического органа — Центрального статистического управления (ЦСУ), которому предстояло стать «органом социалистического строительства, сверки, контроля, учета того, что надо социалистическому государству знать теперь, сейчас, в первую голову» (Ленин В. И.Полн. собр. соч. Т. 45. С. 156).

Первым управляющим ЦСУ стал П. И, Попов, ЦСУ пользовалось правами народного комиссариата, а управляющий ЦСУ

входил с правом совещательного голоса в СНК. П, И. Попов

начал статистическую деятельность в 1898 г. в земствах, в 1909—1917 г. заведовал Тульским губернским статистическим отделением. После революции под его руководством были объединены земские и городские статистические организации, составившие базу централизованной советской государственной статистики П. И. Попов—автор работ по сельскохозяйственной статистики

и балансу народного хозяйства.

ЦСУ должно было вести статистику всех важнейших отраслей народного хозяйства, руководить развитием статистики в стране и распространением статистических знаний. При ЦСУ был создан Совет по делам государственной статистики (Положение о Сойоте было опубликовано 26 сентября 1918 г.). Совет был призван разрабатывать планы статистических работ, согласовывать дея­тельность общегосударственных и ведомственных статистических органов, программы сбора данных и их обработок, распространять статистические знания. Председателем Совета был назначен Н. А. Каблуков. Для контакта между различными статистически­ми учреждениями, представителями статистической практики и науки, обсуждения крупных программно-организационных вопро­сов ЦСУ должно было созывать съезды и конференции статис­тиков1.

Деятельность ЦСУ и его местных органов, организационные и методологические проблемы статистики освещались в издавае­мом с 1919 г. ЦСУ журнале «Вестник статистики» и «Бюллетене Центрального статистического управления».

3 сентября 1918 г. было утверждено Положение об организа­ции местных статистических учреждений. Во всех губерниях, го­родах, приравненных к ним, и уездах были созданы статистиче­ские бюро.

Так воплощались идеи В, И. Ленина о создании единой цент­рализованной системы государственной статистики,

Б аппарат ЦСУ и его местных органов привлекались работни­ки дореволюционных статистических учреждений, прежде всего земских, тем более что подавляющее большинство земских статистиков и значительное число представителей академической ста­тистики были в первых рядах той части русской интеллигенции, которая приветствовала Советскую власть.

Общегосударственный характер, единство всей системы статистического учета, централизованное руководство статистическими работами, проводимыми в стране, создание статистических учреж­дений не только в центре, но и на местах, систематическая работа органов ЦСУ по повышению квалификации статистических кадров – вот что составляло основные положительные особенности советской статистики.

Однако были и недостатки: статистические органы были ото­рваны от оперативно-плановых работ; отсутствовала ведомст­венная статистика (вся статистика мыслилась только как си­стема специальных статистических органов), не были определе­ны взаимоотношения государственной и ведомственной стати­стики.

Б статистических работах этого периода преобладали специ­ально организованные обследования, в частности переписи. В условиях гражданской войны и интервенции, голода и разрухи, ломки старого аппарата управления на большинстве предприятий отсутствовал налаженный учет, получить статистические материа­лы можно было только путем переписей или обследований. Ши­рокому использованию переписей способствовали также традиции

старой статистики.

С точки зрения дальнейшего развития советской статистики весьма важным было возникновение текущей статистики. Форми­рованию статистической отчетности было посвящено «Положение о государственной текущей промышленной статистике» от 4 янва­ря 1919 г., которое вводилось на всех предприятиях, соответство­вавших цензу промышленной переписи 1918 г. (а также русских промышленных переписей 1900 и 1908 гг.).

В этом Положении впервые были четко установлены и сфор­мулированы оперативные функции статистики. В целях обеспече­ния достоверности и сопоставимости статистических данных были предусмотрены специальные меры по упорядочению всей системы первичного учета на предприятиях.

Предусматривалась унификация записей в фабрично-завод­ских книгах в пределах каждой отрасли промышленности. Огова­ривались сроки и порядок предоставления данных в губернские статистические бюро —не позже 10-го числа следующего за от­четным месяца, на бланках общегосударственной статистики за подписями лиц, ответственных за правильность данных.

По сути Положение представляло собой первый вариант организации статистической отчетности, которая сформировалась в начале 30-х годов и стала основным источником данных. Хотя реализовать намеченную в Положении систему текущей промыш­ленной статистики в те годы не удалось из-за значительной доли частных предприятий, слабости первичного учета, учетной дисциплины, важно историческое значение этого документа, в кото­ром впервые были выражены тенденции, определившие развитие

советской статистики.

Проведенная в 1918 г. промышленно-профессиональная перепись совмещала перепись промышленных предприятий с профессиональной переписью рабочих и служащих этих предприятий. Ohа охватывала предприятия, удовлетворявшие цензу русских промышленных переписей.

Промышленно-профессиональная перепись 1918 г. подготавливалась ВСНХ еще до организации ЦСУ, Первоначаль­но предполагалось охватить переписью всю промышленность включая мелкую, однако в дальнейшем было решено ограничи­ться только цензовыми предприятиями. Характерно, что и ин­струкции о проведении промышленной переписи 1918 г. признака­ми самостоятельного предприятия являлись принадлежность псих частей предприятия одному владельцу, расположение их на полной территории и наличие одного источника энергии. В этом перечне признаков отразилась многоукладность экономики тех лет. Начи­ная с 1925 г. промышленное предприятие характеризуется как административно-обособленная единица при наличии технико-про­изводственного единства составных частей.

Данные этой переписи должны были решить две основные задачи: дать характеристику современного технико-экономического состояния промышленности, изучить динамику промышленности с января 1913 г. по июнь 1918 г. Программа переписи была очень подробной. Для ее проведения было разработано 14 формуляров, из них восемь — общего характера и шесть — специализированных по отдельным производствам. Перепись проводилась экспедици­онным методом и охватывала как обрабатывающую, так и добы­вающую промышленность.

Работники переписи сталкивались со многими трудностями как из-за неблагоприятных условий для проведения статистиче­ских работ, так и из-за сложности самой переписи (большой объем собиравшихся сведений, по многим показателям предус­матривалось получить данные за пять лет). Не случайно, что проведение переписи затянулось на длительный срок. Предпола­галось, что она будет проведена в течение октября 1918 г., фак­тически работы были окончены лишь к июню 1919 г. Переписью была охвачена только 31 губерния. Ряд районов важных в про­мышленном отношении (например, Донбасс) из-за гражданской войны и интервенции остался вне переписи. И все же были полу­чены материалы— по оценке Николая Яковлевича Во­робьева (1882—1957), в 1918—1926 гг. возглавлявшего отдел промышленной статистики ЦСУ и руководившего завершением переписи в 1918 г., —достаточные для того, чтобы положить их в основу работ по выявлению динамики фабрично-заводской про­мышленности за 1913—1918 гг. по стране в целом.

Сильно затянулась и разработка собранных данных. В 1919 были закончены и опубликованы лишь погубернские списки предприятии с некоторыми весьма ограниченными ведениями по каждому из них. Более полные разработки продолжались до 1926 г.

Материалы переписи использовались для оперативных целей - часто руководящим органам требовались данные по конкретным предприятиям, которые можно было получить в органах ЦСУ-Достоинства и недостатки промышленно-профессиональной переписи 1918 г. типичны для многих первых работ советской стати­стики. Большой объем работ, имеющий несомненное исследовательское значение, квалифицированное решение многих организа­ционно-методических и методологических проблем — таковы их положительные стороны. Но имелись и серьезные недостатки и главный из них — академизм, не позволивший обеспечить опе­ративные нужды молодого государства, который проявлялся в чрезмерном раздувании программ, игнорировании реальных воз­можностей их выполнения, систематическом запаздывании со сроками разработок и т. п.

В 1919 г. было проведено десятипроцентное выборочное обсле­дование крестьянских хозяйств с одновременным сплошным уче­том всех имевшихся тогда совхозов и колхозов. В 1918—1919 гг. " организованы обследования питания городского и сельского на­селения и ряд других работ.

В 1920 г. были проведены перепись населения, сельскохозяй­ственная перепись и перепись (учет) промышленности. В целях уменьшения организационных трудностей все эти переписи вы­полнялись совместно как единый комплекс. В начале 1920 г. Советское правительство обратило особое внимание на вопросы хозяйственного строительства: разрабатывался План ГОЭЛРО, были приняты решения по хозяйственным вопросам, в том числе о переписях населения, промышленности и сельского хозяйства. На VII Всероссийском съезде Советов в феврале 1920 г. было утверждено специальное постановление «О переписях», в котором подчеркивалось большое значение статистики в коммунистическом строительстве. Еще не закончилась гражданская война, не хватало подготовленных кадров, не было бумаги для печатания бланков все-таки 1 мая 1920 г. был опубликован декрет СНК о проведении переписи населения.

С момента переписи 1897 г. прошло почти четверть века. За это время нормальный ход демографического воспроизводства был нарушен так сильно, что все расчеты, основанные на итогах переписи 1897 г., стали совершенно нереальны. Для обороны молодого государства нужны были данные о численности лиц призывного возраста, для подъема промышленности — о числен­ности рабочих, мастеров, специалистов по районам (губерниям), Для развития народного образования — данные о числе детей, для обеспечения престарелых и инвалидов — сведения об их численно­сти.

Перепись населения было решено совместить с сельскохозяй­ственной переписью и кратким учетом промышленных предприя­тий. С целью подготовки к проведению этой сложной работы весной 1920 г. особым декретом были мобилизованы все статисти­ки, общая их численность составила И 204 чел. Так как сельскохозяйственную перепись необходимо было провести до осенней продовольственной кампании, переписные работы намечены на август— начало сентября. Критическим моча переписи было выбрано 28 августа. В этот день правое, хищная церковь отмечала праздник — Успенье. Это помогло опрашиваемым крестьянам разграничить события, произошедшие до и после 28 августа. Достоверности получаемых сведений должны были способствовать и сжатые сроки переписи — в городах ее предполагалось провести за одну, в сельской местности — за две недели фактически сроки превышались а 1,5—2 раза.

Перепись 1920 г. была объектом постоянного внимания В. И. Ленина, который рассматривал ее как «дело огромной» государственной важности».

Из-за гражданской войны и нехватки квалифицированных ста­тистических кадров перепись не проводилась в Якутии, Белорус. . сии, на Дальнем Востоке, в Крыму, окраинных районах Сибири, ( трех губерниях УССР и частично в 10 губерниях РСФСР. Перепись охватила только 72% населения всей страны.

Программа переписи 1920 г. была обширной и включала, кро­ме основных демографических признаков, обязательных для лю­бой переписи населения, ряд вопросов, отражающих особенности того времени: участие в империалистической и гражданской вой­нах, выделение главного и побочного занятий, положение в про­мысле (социальная характеристика опрашиваемого), участие в сельском хозяйстве независимо от характера основного замятия

И Т. П.

На каждого переписываемого заполнялся личный листок, а на каждого домовладельца, кроме того,— подворная ведомость, т.е. фактически проводилась дополнительная перепись владений г уче­том строений, помещений, земельного участка и других сведе­ний.

Материалы переписи использовались для составления Плана ГОЭЛРО и разработки мер по переходу от продразверстки к продналогу. «Очень важным явлением» назвал В. И. Ленин вы­ход составленного по итогам переписи 1920 г. издания ЦСУ «Грамотность в России» (Поли. собр. соч. Т. 45. С. 363).

Первоначально намеченная широкая программа разработки итогов переписи превышала возможности молодой советской ста­тистики. Разработка затягивалась, данные утрачивали свою прак­тическую ценность, поэтому программа разработки была сильно сокращена.

Программа переписи включала сведения о посевах, поголовье I скота, сельскохозяйственном инвентаре, промыслах, торгово-промышленных заведениях, найме рабочей силы и др. При разработ­ке предусматривалась комбинационная группировка крестьянских хозяйств по четырем признакам (наем рабочих, наличие промыслов, размер посева, размер семьи), что позволило относительно точно выделить основные типы крестьянских хозяйств.

По данным переписи 1920 г. органами ЦСУ были определены численность и состав рабочей силы в сельском хозяйстве, размер посевных площадей сельскохозяйственных культур, поголовье скота, сельскохозяйственный инвентарь и пр. по состоянию после уборки урожая. На их основе уже в марте 1921 г. был выполнен расчет хлебных ресурсов страны. Материалы переписи 1920 г. име­ли важное значение для разработки программы восстановления сельского хозяйства.

В промышленной переписи (учете) 1S20 г. в отличие от пере­писи 1918 г. учету подлежала вся промышленность, в том числе мелкая, программа была краткой — включала всего шесть приз­наков (местонахождение, владелец, число дней работы, продук­ция, число рабочих, количество и мощность механических двига­телей). В условиях хозяйственной разрухи большое значение при­давалось мелкой промышленности, поскольку ее было легче вос­становить. Повторение промышленной переписи всего через два года было вызвано оперативными интересами, необходимостью -учесть современное состояние промышленности, значительно из­менившееся по сравнению с 1918 г.

Переписи, налаживание текущего учета в промышленности, перестройка текущего учета движения населения (в связи с отде­лением церкви от государства и введения записи актов граждан­ского состояния) —эта бурная деятельность советской статистики изумляет, особенно если ее сравнить с деятельностью дореволю­ционной правительственной статистики, которая так и не смогла собраться с силами, чтобы провести еще одну (после 1897 г.) перепись населения. В буржуазных странах в нормальных, мир­ных условиях крупные статистические работы типа переписей, как правило, подготавливаются несколько лет и повторяются один раз в несколько лет (например, один раз в десять лет проводятся,

цензы в США.)

Успеху статистических работ способствовали острая и огром­ная по своим масштабам потребность Советского государства в статистических данных; большое внимание и помощь статистике со стороны правительства, понимавшего значение полноценной статистики для социалистического строительства; наличие рацио­нально организованной системы государственной статистики и квалифицированных статистических кадров; активное содействие проводимым статистическим работам со стороны широких народ­ных масс.

Советская статистика этого периода выполнила свои задачи: сложился работоспособный аппарат советской государственной статистики, были заложены основы будущей текущей статистики.

Вместе с тем в работе советской государственной статистики тех лет были недостатки: неполнота учета, низкая достоверность отчетных данных, слабость местных органов статистики и главного — недостаточная оперативность выполнявшихся работ

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]