Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
глава 1 (акт. проблемы).doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
382.46 Кб
Скачать

51

Глава 1. Актуальные проблемы взаимодействия молодежи и общества в современной россии

    1. Роль молодого поколения и перспективы России в новом мировом порядке

В XXI веке молодое поколение россиян становится движущей силой поступательного развития общества, инновационным фактором экономических преобразований в стране. Причем эта архиважная роль исходит скорее не из его каких-либо внутренних качеств, ориентаций, установок (в конечном счете – социальной позиции), а скорее из объективных обстоятельств, реальных условий, в которых оказалась Российская Федерация в начале нынешнего века. Положение России на рубеже тысячелетий можно было бы считать во многом трагическим, если не посмотреть на ситуацию с точки зрения редчайших потенциальных возможностей, которые сегодня открылись для нашей страны. Речь идет о взгляде на Россию не с позиций постсоветского «пьедестала» некогда великой империи, а с «трамплина» новых инновационных возможностей, объективно открывшихся для нас в современном мире.

Экономическое развитие в условиях современной геополитики. На рубеже третьего тысячелетия мир вступил в полосу непредсказуемости и серьезных испытаний. Испытываются на прочность рыночные, социальные, государственные и международные институты.

В мире идет острая борьба за контроль над не возобновляемыми ресурсами (нефть, газ и др.), за пресную воду, нетропический лес (целлюлоза, стройматериалы), пахотные земли, редкоземельные металлы, другие стратегические ресурсы. Снижение темпов экономического роста в промышленно развитых странах (США, Япония, Франция, Германия, Англия – не более 0,1–1,5% ВВП ежегодно в течение последних двух лет), перенаселение в одних (Китай и Япония) на фоне демографического кризиса в других (Российская Федерация в первую очередь), обострение общей экологической ситуации (в странах Европейского Союза), активизация международного терроризма и учащение техногенных катастроф, усиление процессов глобализации и реализация политики однополярного мира поставили человечество перед сложным выбором путей и средств решения этих и других планетарных проблем цивилизованным способом.

Факт объективной ограниченности не возобновляемых ресурсов придает геополитическому противостоянию за контроль над наиболее богатыми сырьевыми и топливно-энергетическими регионами планеты драматический (в т.ч. военный) характер. Национальные активы, рассчитанные ЦЭМИ РАН, дают представление об этой острой глобальной проблеме (см. табл.1).

Обостряются территориальные проблемы – плотность населения Земли крайне неравномерна: в некоторых странах (Китай, Индия, Япония) происходит перенаселение (более 250-320 чел. на км²) при том, что огромные регионы Северо-Восточной Европы, а также и восточной части и Севера России остаются малозаселенными (менее 0,5 экономически активного, трудоспособного человека на 1 км²) или не заселенными вовсе.

Таблица 1

Национальное богатство (активы) ряда стран в середине 90-х годов хх века

(в расчете на душу населения в тыс. долл. США)

Страны

Всего

в том числе потенциал

человеческий

природный

воспроизводимый

Россия

400

200

160

40

Северная Америка*

326

249

16

62

Западная Европа

237

177

6

55

Тихоокеанские

страны ОЭСР**

302

205

8

90

Ближний Восток

150

65

58

27

в % к итогу

Россия

100

50

40

10

Северная Америка*

100

76

5

19

Западная Европа

100

75

2

23

Тихоокеанские

страны ОЭСР**

100

68

2

30

Ближний Восток

100

43

39

18

* США и Канада

** Япония, Австралия и Новая Зеландия

Процессы глобализации, охватившие все регионы и сектора мирового хозяйства, принципиально изменили соотношение между внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу первых. Сегодня ни одна страна мира не в состоянии рационально формировать и эффективно осуществлять свою экономическую политику, не учитывая общие глобальные проблемы, а также приоритеты и нормы поведения основных участников мирохозяйственной деятельности в целом.

Выраженная геоэкономическая дифференциация планеты стала реакцией на гомогенизацию рыночной системы, которая теперь является почти единственной общепринятой парадигмой хозяйствования (кроме Кубы, Северной Кореи и Китая). Основные геоэкономические тренды XXI века связаны с определением роли геоэкономических зон, чьи интересы остаются конфликтными. Сейчас сложились три главные геоэкономические зоны – Американская (включающая Северную и Южную Америку), Европейская и Тихоокеанская (или Азиатская). Данные геоэкономические ансамбли имеют различные интересы и приоритеты в отношении национального богатства, активов России.

В сложившейся ситуации западные политики считают: Россия в новом мировом порядке имеет два основных пути своего развития.

Одним из них может стать агрессивный экспансионизм, вытекающий из совокупности стратегического местоположения России (как Евразийской державы), ее военного потенциала, национальных традиций, современного состояния системного кризиса, нынешней политической и экономической обстановки в стране.

Второй путь связан с расчленением России на экономические зоны-анклавы, находящиеся под контролем стран Скандинавии и Европы, а также Китая и США. Возможность возникновения процесса «распада» обосновывается рядом ключевых положений макроэкономического и политического характера. После завершения «холодной войны» и начала хозяйственной перестройки геоэкономической перспективой России является, с точки зрения и Запада, и Востока (здесь их интересы совпадают), дробление некогда единого советского пространства на отдельные экономические зоны и вовлечение «продуктов распада» в периферию уже сложившихся геоэкономических зон. В частности, предполагается, что общая логика развития геоэкономических процессов в мире приведет к экономическому расчленению отдельных российских регионов (федеральных округов и даже субъектов Федерации) с перспективой их включения в различные геоэкономические зоны: Американскую, Азиатскую и Европейскую.

России в первой половине XXI века отводится экспортно-сырьевая специализация в международной системе разделения труда. Процессы глобализации сформировали и новый международный контекст существования и функционирования нашей страны, которая должна занять соответствующее место в складывающихся форматах экономического взаимодействия Европы и Азии.

Начало века предложило нашей стране принципиально новую карту мира, ставшую уже реальностью, где действуют сложные геополитические и геоэкономические тенденции, векторы и силы. Все они представляют систему вызовов для России, на которые она должна дать четкий и ясный ответ, понятный как российскому народу, так и всему мировому сообществу. Эти вызовы во многом определяются дисбалансами России.

Первый глобальный дисбаланс связан с выраженными противоречиями между огромными потенциалами, которыми располагает страна – территориальным (включая наличие больших и не используемых площадей пахотной земли), природно-ресурсным, сырьевым, топливно-энергетическим, экологическим и ее относительно низким человеческим потенциалом. Ситуация серьезно осложняется техногенным кризисом, связанным с серьезной изношенностью техники, машин и оборудования в Российской Федерации. Усталость техники и оборудования подошли к порогу техногенного кризиса. Износ основных фондов в промышленности достиг 50-80%, в сельском хозяйстве и строительстве – 40%, на транспорте и связи – 45 процентов. Средний срок эксплуатации машин и оборудования с 1990 по 2000 год уже возрос до 20-30 лет, что в 2,5-3 раза превышает любые зарубежные лимиты. По индексу конкурентоспособности производства Россия занимает 44-е место в списке 87 стран, составленном Организацией промышленного развития ООН. Из-за использования устаревшей техники происходит снижение профессиональной квалификации рабочей силы. В России только 5% высококвалифицированных рабочих, служащих и сельскохозяйственных работников, в то время как в Германии и США этот показатель составляет 49-62 процента от экономически активного населения.

По оценке ООН, стоимость только разведанных и осваиваемых запасов основных видов полезных ископаемых в России составляет 35 трлн. долларов США (для сравнения, в США этот показатель равен 8 трлн. долларов США). Российские эксперты оценивают стоимость всего национального богатства России в пределах 320-380 трлн. долларов, из них примерно 83-88 процентов стоимость природных богатств. На каждого жителя России приходится 11.7 условных единиц природно-энергетических ресурсов, в то время как на жителя США – 2, жителя Западной Европы – 0,67 условных единиц. На начало 2001 г. Россия стоила в 1,7 больше всех стран Западной Европы и в 2,7 – стран Ближнего Востока. На территории России сосредоточено от 25 до 30 процентов запасов всех сырьевых мировых ресурсов (топливно-энергетических и биологических) и более 50% стратегического сырья (алюминия, платины, кобальта, никеля, урана и т.д.). В России, чья территория сузилась ныне до 12% мировой суши, сосредоточено около 20% пахотных земель (на одного жителя страны приходится 0,9 га – на 80% больше, чем в Финляндии, на 30% больше, чем в США) и 46% нетропических лесов планеты (это целлюлоза, мебель, строительные материалы). В Российской Федерации сосредоточено более 45% запасов газа, 13% нефти и 23% угля. Акватории морей очень богаты биопродуктами. Почти 90% экспорта России составляют топливно-энергетические активы (газ, нефть и т.д.) и различного рода сырье (лес, металлы и т.д.), что делает нашу страну ориентированно сырьевой державой, в сравнении, например, с высокотехнологичной Японией или Южной Кореей, у которых практически нет собственных природных сырьевых ресурсов. На территории России активная сельскохозяйственная деятельность позволит успешно решать проблему продовольственной безопасности многих промышленно развитых и развивающихся стран мира, так как по расчетам Римского клуба, стоимость гектара пашни превысит к 2015 г. стоимость любых, находящихся в ее пределах ископаемых (будь то нефть или золото).

По мнению зарубежных аналитиков, население Российской Федерации не сможет самостоятельно освоить те колоссальные национальные богатства, которыми располагает, ни в количественном (россиян должно быть не менее 400-450 млн. человек), ни в качественном отношениях. По данным ООН, Россия среди 175 стран мира по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), учитывающему здоровье, образование и уровень жизни, занимала в 2002 г. – 71-е место. В то время как США и Финляндия по ИРЧП занимают соответственно 2 и 13 места. По состоянию здоровья населения Россия занимает 81-е место, Куба – 14.

Второй глобальный дисбаланс вытекает из особенностей самого реформирования евразийской державы, где проживает население с постсоветским менталитетом, «строится» американский капитализм, действует во многом (по образцу) французская конституция, внедряются немецкая налоговая система и элементы социальной защиты, используемой в США. Быстрые по времени революционные преобразования российского общества натолкнулись на инерцию социальной психологии населения, у которого был резко деформирован привычный уклад жизни. Именно этот дисбаланс делает российский социум крайне противоречивым и мозаичным, со всеми вытекающими отсюда минусами. Последние и определяют нестабильное экономическое, политическое и социокультурное поведение населения, а значит и его психологическую неготовность к инновациям, нововведениям, необходимым современной экономике. Россия – эта фрагментарная социальная общность, охваченная многовариантными конфликтами, содержащая беспрецедентные возможности достижения большей справедливости и благополучия для всех ее жителей.

Сложившаяся к концу 90-х годов ситуация во многом связана с реальной «моделью» российской экономики, характеризующейся серьезным спадом производства, экспортно-сырьевой ориентацией, низким уровнем инвестиций, разрушением социальной сферы, натурализацией хозяйственных связей, деформированной системой хозяйственных мотиваций.

В начале октября 2003 г. на II Всероссийском социологическом конгрессе академик Г. Осипов привел следующие данные: «В России в 2000 г. с населением 144 млн. человек федеральный бюджет составлял 27 млрд. долларов. Это показывает, что расходы государственного бюджета в России на душу населения в 34 раза меньше, чем в США и в 43 раза меньше, чем в Финляндии. На одного россиянина приходится 61 доллар налично-денежной массы, на одного финна – 583 доллара, на одного американца – 2200 долларов. В 2002 г. федеральный бюджет России возрос до 71 млрд. долларов, но при этом страна должна иностранным кредиторам свыше 170 млрд. долларов, что более чем в два раза превышает ее годовой бюджет». (В 2004 г. федеральный бюджет составит менее 90 млрд. долларов).

На сегодня для Российской Федерации характерны следующие экономические и социальные противоречия, сложившиеся к 2003 году:

  • дисбаланс между материально-вещественными и денежно-финансовыми оборотами, возникший в следствие демонетаризации экономики;

  • выраженная деформация платежного баланса, определяемая значительными объемами вывоза капитала за рубеж (до 20-22 млн. долларов ежегодно) с одновременным ростом внешних заимствований;

  • противоречие между потребностями развития отечественной экономики и низким уровнем внутренних и внешних инвестиций, не обеспечивающими даже простого воспроизводства основного капитала;

  • дисбаланс между низким уровнем реальных доходов основной массы (70-80%) населения и объективными возможностями системы социальной защиты; реальные доходы населения сократились, усилилась дифференциация доходов между наиболее обеспеченными (8-10%) и беднейшими (более 75%) слоями населения, что определяет рост огромной социальной нагрузки на государство.

По данным ИСПИ РАН, анализ соотношения предельно критических и реальных показателей функционирования российского общества позволяет сделать вывод: Россия в конце ХХ века переступила критический порог, когда государство перестает эффективно выполнять свои основные функции и страну может ожидать дезорганизация и общественная дестабилизация (табл. 2).

Роль российской молодежи в формировании «четвертой геоэкономической зоны». В целях преодоления неблагоприятных для нашей страны объективных и искусственно создаваемых тенденций, трендов, факторов и иных вызовов времени Россия может и должна предпринять ряд конкретных превентивных действий, направленных на укрепление ее международного авторитета, внешних и внутренних экономических позиций.

Таблица 2