Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Следственный комитет при прокуратуре.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
342.02 Кб
Скачать

Нарушен особый порядок

В соответствии с Конституцией РФ ограничение тайны переписки, те­лефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища допускается только на основании судебного решения (ст. 23 и 25 Конституции РФ). Эти положения конкретизированы в ч. 2—6 ст. 8 ФЗ об ОРД.

К сожалению, не единичны факты:

- прослушивания телефонных переговоров без судебного решения, в ча­стности, при наличии решения не на тот телефонный номер, который прослушивался;

- прослушивания телефонных переговоров в сроки за пределами уста­новленных судебным решением;

- нарушения 24-часового срока уведомления суда и 48-часового срока получения судебного решения «в случаях, не терпящих отлагательства» (ч. 3 ст. 8 ФЗ об ОРД);

- получение судебного решения и проведение прослушивания в отноше­нии лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, не относящихся к категории средних, тяжких или особо тяжких, а также лиц, которые не могут располагать сведениями об этих преступлениях (ч. 4 ст. 8 ФЗ об ОРД);

- проведение оперативного обследования жилых помещений без судебно­го решения или согласия проживающих в этом помещении лиц. Иногда оперативные работники сначала проникают в жилище без согласия проживающего, а позднее берут у него «подписку о согласии».

Подобные нарушения закона не только влекут за собой признание недо­пустимыми будущих доказательств, но и могут стать основанием для воз­буждения уголовного дела против оперативных работников по признакам преступлений, предусмотренных ст. 137-139, 286 и др. УК РФ.

Не обеспечены гарантии неприкосновенности

В отношении таких категорий лиц, как депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации (ст. 98 Конституции РФ), судьи всех уровней, прокуроры или следователи прокуратуры (ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре РФ»), нарушения гарантий не­прикосновенности носят единичный характер. Между тем довольно часто соответствующие нарушения допускаются в отношении адвокатов. В соот­ветствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» проведение ОРМ и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных поме­щениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения. При этом не имеет значения, знали или нет оперативные работники, что лицо, в отношении которого осуществляются ОРМ, имеет статус адвоката. Полученные таким образом сведения «подвергаются санкциям ничтожности».

Нет постановления о представлении

В уголовном деле отсутствует постановление о представле­нии результатов ОРД следователю (ч. 3 ст. 11 ФЗ об ОРД, п. 10 Инструкции). Часто это постановление по ошибке называют постановлением о передаче, о направлении результатов ОРД по подследственности и т.п.

Нет описывающего документа

Для приобщения к уголовному делу не представляются документы, не­посредственно описывающие проведение ОРМ: акты, справки, рапорта и т.п. Так, например, в деле имеются акт вручения техниче­ских средств, денег и протокол обыска, в рамках которого изымают­ся помеченные купюры, наркотики и т.п. В результате все обстоятельства собственно самой проверочной закупки не находят отражения в доку­ментах.

Следователю необходимо истребовать документ, например, «акт проверочной закупки», в котором должны быть подробно описаны все действия, события, обстановка, перечислены участвующие лица и т.д. Далее – допросить лиц, участвовавших в проведении данного оперативно-розыскного мероприятия.