Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая - Галкина О.А..doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
202.24 Кб
Скачать

III. Анализ причин возникновения неформальных молодежных объединений

3.1. Три «волны» в эволюции неформальных организаций нашей страны

И сторию неформальных организаций нашей страны можно разделить на три своеобразных «волны». Все началось с появления в 1950-е годы «стиляг» – эпатажной и контркультурной группы городской молодежи, ставшей своеобразным символом «первой волны» «неформалов». Одевались и танцевали они «cтильно», за что и получили презрительную кличку «cтиляги», с легкой руки фельетониcта журнала «Крокодил». Основное обвинение, которое предъявлялось им, – «преклонение перед Западом». Музыкальные пристрастия «стиляг» – джаз, а затем рок-н-ролл. Жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полуподпольного с уществования «стиляги» довольно быстро исчезли.

С «первой волной» неформального молодежного движения связано и появление в конце 1950-х годов КСП (клубов самодеятельной песни). КСП – это клубы, объединяющие людей, любящих песни под гитару и стихи. Всем известны такие авторы-исполнители, как Окуджава, Высоцкий, Городницкий и другие. Эти люди тоже посещали КСП, но они не участвовали в непосредственной жизни какого-то клуба, что и является границей между авторской песней и клубами самодеятельной песни. Настоящий кспэшник может не писать стихов и текстов песен, не играть на гитаре, но он обязательно присутствует на вечерах, как правило, постоянных для каждого клуба, на юбилеях и днях рождения.

«Вторая волна» определялась как внутренними, так и внешними условиями – с середины 60-х годов молодежное движение приобретает важную оставляющую – рок-музыку. Именно в этот период (конец 60-х – начало 80-х годов) большинство молодежных объединений начинало приобретать черты «классического неформалитета»: аполитичность, интернационализм, ориентированность на внутренние проблемы. В молодежную среду проникали наркотики. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. На них не оказывалось столь серьезного давления, как на «стиляг», но неприятности с государственными органами на идейной почве у них все же были. Именно  в 1970-е годы возникает так называемая «Система» – советская хипповская субкультура, представлявшая собой целый конгломерат группировок. «Система», обновляясь через каждые два-три года, вбирала в себя и панков, и металлистов, и даже криминогенных люберов.

Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 г.: существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией. Стихийно возникающие молодежные группы называли то неформальными, то любительскими, то самодеятельными. Эти объединения можно назвать и «альтернативными», так как они часто являются нетрадиционными и выступают с оппозиционной точки зрения по отношению к «академическим» или мейнстримовским формам культурной жизни. Российские «неформалы» стремились копировать характер течений западной молодежной субкультуры.12

3.2. Отечественные ученые о причинах возникновения, специфике и типологии молодежных субкультур

Отечественные социологи культуры начали изучение феномена молодежной культуры значительно позже. Первые работы. Где ставились вопросы о том, что такое молодежная культура, каковы ее характерные особенности, какое воздействие она оказывает на культуру того или иного общества, появились в нашей стране в середине 80-х гг. Это было связано с целым рядом объективных и субъективных обстоятельств, и прежде всего с тем, что в условиях, когда был взят курс на построение социально однородного общества, а высшим типом культуры призналась социалистическая культура, любые проявления молодежной творческой активности воспринимались как девиации. Поэтому данными проблемами занимались в основном не культурологи и не социологи культуры, а те, кто изучал различные формы отклоняющегося поведения.

Сказывалось и то обстоятельство, что различие между нормами и ценностями различных поколений в советском обществе до определенного времени не приобретало вид поколенческого конфликта, который стал реальностью в странах Запада уже в 50-е годы.

Свою роль сыграло и то обстоятельство, что молодежные субкультуры в своем классическом варианте были слабо представлены СССР. Сообщества битников, хиппи, рокеров и т.д. практически до середины 80-х годов были весьма малочисленны и не оказывали, по существу, влияния на те процессы, которые протекали в культуре советского общества.

Интерес к феномену молодежной культуры отечественными исследователями начал проявляться с начала так называемой «перестройки», когда был провозглашен лозунг «Больше демократии – больше социализма» и когда были сняты запреты на проявления несанкционированной активности масс. Именно тогда (с 1985 по 1990 г.) появилось огромное количество молодежных объединений как чисто политического, так и культурно-творческого плана, возникла Московская рок-лаборатория, Ленинградский, Рижский и Свердловский рок-клубы, творческое объединение «митьков», художников-концептуалистов, объединение музыкантов «третьего направления», многочисленные самодеятельные театры-студии, в том числе театр В. Спесивцева на Красной Пресне, «На Юго-Западной», «У Никитских ворот» и др.

В годы «перестройки» на улицах Москвы, Ленинграда и других городов появились группы хиппи, кришнаитов, Панков, люберов, байкеров и т.д., организационно оформились сообщества футбольных фанатов таких спортивных клубов, как «Спартак», «ЦСКА», «Динамо», и произошли первые массовые побоища на ряде стадионов Москвы и других мегаполисов. В тоже время была осуществлена легализация художественного, театрального, литературного андеграунда, были организованы первые всесоюзные выставки молодых художников-авангардистов в Манеже, Московском доме молодежи и выставочном комплексе на Крымском Валу. В этот период возникли политические дискуссионные клубы в МГУ им. М. В. Ломоносова, Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина и др. Именно тогда конституировалось движение клубов самодеятельной песни (КСП) и начали регулярно проводиться Грушинские фестивали, на которые со всех концов СССР съезжались десятки тысяч молодых людей, чтобы услышать знаменитых бардов.

Первые труды, посвященные феномены молодежной культуры, были написаны И. В. Бестужевым-Ладой, П. С. Гуревичем, Ю. Н. Давыдовым, Ю. А. Замошкиным, И. С. Коном, В. Т. Лисовским, В. Ф. Левичевой, В. Б. Чурбановым, которых с полным основанием можно отнести к числу первооткрывателей нового для отечественной социологии научного направления.

Если суммировать наработки российских авторов, занимавшихся проблемой молодежной культуры (молодежных субкультур) в последние годы, то можно утверждать, что есть основание говорить об отечественной концепции молодежной культуры, которая по целому ряду моментов отличается от взглядов на эту проблему западных социологов.13