Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Cтилистика Ил.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
174.59 Кб
Скачать
  1. Наклонение – это грамматическая категория, которая выражает отношение действия к действительности с точки зрения говорящего. Это один из способов выражения модальности.

Категория наклонения – категория интенциональная, так как она обусловлена интенцией говорящего. Интенция – это цель речи, то, ради чего осуществляется речь. При интерпретации категории наклонения обязательно устанавливается позиция говорящего субъекта, поэтому наклонение – это эгоцентрическая категория. Именно субъект оценивает действие как желаемое, возможное или предполагаемое.

В русском языке выделяют три наклонения: изъявительное, повелительное и сослагательное. Изъявительное наклонение интерпретирует действие как реальное. Сослагательное и повелительное – как ирреальное, гипотетическое.

Изъявительное наклонение

Изъявительное наклонение выражает реальность действия, которая может быть реализована в плане настоящего, прошедшего и будущего времени: «Ты пришел», «Я смотрю телевизор». Формальным показателем изъявительного наклонения является окончание (флексия), которое выражает значение лица и времени. Глаголы изъявительного наклонения могут иметь формы совершенного и несовершенного видов, действительного и страдательного залога, а в прошедшем времени имеют форму рода и числа.

Повелительное наклонение

С помощью повелительного наклонения выражается волеизъявление, которое адресовано собеседнику. В ситуации использования повелительного наклонения обязательно должен быть адресат, второе лицо. Значение волеизъявления может быть представлено как приказ, просьба, запрещение, совет, предостережение.

Система форм повелительного наклонения включает в себя формы второго лица, единственного и множественного числа. При этом аффиксы, с помощью которых образуются эти формы (-и-, нулевой суффикс, -те) интерпретируются по-разному: как суффиксы, окончания; некоторые ученые фообще не расшифровывают статус данных аффиксов.

Существует несколько глаголов, от которых невозможно образовать императив: «видеть», «мочь», «хотеть» и другие. Семантика этих глаголов такова, что они обозначают действия, процессы, которые не находятся в рамках воли человека.

Все глаголы повелительного наклонения употребляются только во втором лице и только в форме действительного залога. Показателей времени и рода повелительное наклонение не имеет.

Некоторые лингвисты включают в систему повелительного наклонения сочетания глаголов с изъявительным наклонением, например: «споем», «давай остановимся». При этом в случае такого употребления очень велика роль интонации. К этой же группе относятся формы изъявительного наклонения третьего лица, единственного и множественного числа и частицы «пусть» («пусть сидят»). В книжной речи, особенно в поэзии, при выражении волеизъявления часто используется частица «да»: «Да здравствует любовь». Описанные формы называют аналитическими, но точнее их следует именовать синтетическими аналогами императива, которые приближаются к императиву только функционально.

Сослагательное наклонение

Сослагательное наклонение выражает значение гипотетичности действия, которое может быть реализовано при определенных условиях: «Если бы ты был более внимательным, ты не допустил бы столько ошибок». Формы сослагательного наклонения в русском языке изменяются по родам и числам, обладают формами вида, залога, но не обладает формами времени и лица.

Образование форм сослагательного наклонения происходит аналитически: к глаголу прошедшего времени прибавляется частица «бы»: «приехал бы».

Взаимодействие наклонения

В речи наклонения зачастую взаимодействуют друг с другом. Например, изъявительное наклонение нередко используется в значении повелительного: «Вечером соберешь ягоды в саду и сделаешь компот». Также в значении повелительного наклонения может использоваться наклонение сослагательное: «А не ушел бы ты поскорее отсюда». Напротив, повелительное наклонение может использоваться в значении сослагательного: «Не завали она третью попытку, завоевала бы медаль».

  1. Причастием называется неспрягаемая форма глагола, определяющая предмет подобно имени прилагательному. Она обозначает признак предмета, протекающий во времени, как действие, которое производит предмет, или как действие, которому он подвергается со стороны другого предмета (ср.:призывающий - призываемый). Причастием называется неспрягаемая форма глагола, определяющая предмет подобно имени прилагательному. Она обозначает признак предмета, протекающий во времени, как действие, которое производит предмет, или как действие, которому он подвергается со стороны другого предмета (ср.: призывающий - призываемый).

Образование причастий в современном русском языке связано с различиями глаголов в отношении переходности и вида, так что образование всех (четырех) форм причастия от любого глагола невозможно, не говоря об ограничениях, касающихся отдельных глаголов. Так, например, страдательные причастия настоящего времени не образуются от глаголов печь, жать, брить, полоть и др. Образование форм причастия вне указанных ограничений является непродуктивным: ср. читанный, писанный, деланный и т.д. (от глаголов несовершенного вида). Причастия действительные могут быть образованы от глаголов переходных и непереходных, а страдательные - только от переходных. Причастия настоящего времени действительные и страдательные образуются от глаголов несовершенного вида и не образуются от глаголов совершенного вида, не имеющих форм настоящего времени. Причастия страдательные прошедшего времени, как правило, образуются от глаголов только совершенного вида. Таким образом, от глаголов непереходных совершенного вида могут быть образованы лишь причастия действительные прошедшего времени, например: прыгнувший, простоявший и т.п.

Современные поэты и писатели ценят причастия не за их книжный характер, а за то, что в них аккумулируется значительная выразительная энергия русского языка. Изобразительная функция причастий наиболее наглядно проявляется при употреблении их в роли определений: Он [Левин] видел ее воспаленное, то недоумевающее и страдающее, то улыбающееся и успокаивающее его лицо (Л. Т.). Но и сказуемые, выраженные причастиями, тоже могут придавать особенную экспрессивность художественной речи: И ветер в круглое окно вливался влажною струею, - казалось, небо сожжено червонно-дымною зарею (Ахм.).

Развитие у причастий переносных значений часто связано с утратой глагольных признаков. Адъективированные причастия, получившие метафорическое значение, обычно становятся языковыми тропами: кричащие противоречия, немеркнущая слава, блестящий успех, изысканные блюда, ограниченный человек.

«Словарь трудностей русского языка» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой (содержит около 30 тыс. слов), связанный с вопросами нормативного и вариативного написания, произношения, словоупотребления, формообразования, грамматической сочетаемости, стилистической характеристики.

  1. Деепричастие

Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола. Мы исходим из понимания причастия как глагольной формы.

Деепричастие — это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:

1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.

2–3. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.

К признакам глагола относятся вид (читая — НСВ, прочитав — СВ), переходность (читая книгу — переходн., сидя на стуле — непереходн.) и возвратность (умывая — невозвратн., умываясь — возвратн.). Кроме того, деепричастию свойственно такое же управление, как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги.

К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия — обстоятельство; в предложении деепричастие зависит от глагола.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? и обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым): Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки.

Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью формообразующего суффикса -а(-я).

У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса -учи от основы будущего времени: буд-учи. Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов: игра-я — игра-ючи.

Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:

— от глаголов на -чь: печь — пекя(печа);

— от глаголов на -нуть: вянуть — вяня,;

— от некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать, пишут — пиша, лижут — лижа (но наречие лёжа);

— от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить, пьют (пj-ут) -пья.

У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая (даваj-а).

Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? и обозначают действие, предшествовавшее действию основного глагола: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки.

Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

-в от глаголов с основой на гласный: сдела-в,

-вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевши, поглядевши и т. д.): умы-вши-сь,

-ши от глаголов с основой на согласный: испёк-ши.

У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое — прибавлением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь — нахмур-я-сь.

Глаголы прочесть, обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я, образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я.

Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например:

обещать: обеща-я — НСВ, обеща-в — СВ,

женить: жен-я — НСВ, жени-в — СВ.

Деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим, причем этот предмет (лицо) должен быть субъектом двух действий — названного в сказуемом и в деепричастии. Если эти требования не соблюдаются, получаются неправильные предложения типа:

? Выйдя из дома, у меня заболела голова (деепричастие и спрягаемая форма глагола обозначают действия разных субъектов).

? Потерявшись, щенок был вскоре найден хозяевами (существительное в подлежащем является субъектом действия, названного деепричастием, и объектом действия, названного сказуемым).

Деепричастие может называть дополнительное действие, относимое к главному члену односоставного предложения, а также и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Предложение построено правильно, если дополнительное и основное действие имеют один и тот же субъект. Например: Переходя улицу, следует осмотреться по сторонам.

  1. Наречия указывают на признак признака и в речи выполняют изобразительную роль. Важная отличительная черта наречий – их соотнесённость с другими частями речи, от которых они образуются и с которыми не теряют функциональной связи.

Стилистические функции наречий зависят от их принадлежности к тому или иному разряду по значению. Наибольшей стилистической активностью отличаются определительные наречия, в их составе – качественные. Эта группа преобладает над другими в количественном отношении и более значима со стилистической точки зрения.

Стилистическая роль определительных наречий подобна стилистической роли прилагательных с той разницей, что наречия определяют обычно не существительные, а глаголы: описание интересно (прилагательное) – описано интересно (наречие).

С помощью наречий-эпитетов:

- создаются картины природы: золотисто, широко

- изображается поведение героев: радостно, печально

- передаётся оценка действий героев: кое-как, отлично

Обстоятельственные наречия выполняют другую функцию: их назначение не эстетическое, а информативное: около, вчера, нарочно – нейтральны в стилистическом отношении. Экспрессию они обретают только в контексте. Часто экспрессивны те наречия, которые обозначают «всеохватность»: всегда, везде.

Безлично-предикативные слова, или категория состояния, - это знаменательные неизменяемые именные и наречные слова, которые обозначают состояние и употребляются в функции сказуемого безличного предложения (их еще называют предикативными наречиями, подчеркивая тем самым функцию предиката).

В предложении Приедет Леонид, нам будет очень весело (Писем.) слово весело обозначает психическое состояние человека, является сказуемым безличного предложения, сочетается со связкой будет, образующей аналитическую форму будущего времени.

В лингвистике, действительно, иногда выделяют эти слова в самостоятельную часть речи, называемую словами категории состояния (предикативными наречиями, безлично-предикативными словами). Слова этой группы делятся на слова, которые могут употребляться и в других синтаксических позициях (ср.: Море тихо (прил.) — Он сидел тихо (нар.) — В классе тихо (кат. сост.)), и слова, которые могут употребляться только в функции сказуемых безличных предложений: можно, нельзя, боязно, совестно, стыдно, пора, жаль и др. Отличительной особенностью этих слов является то, что они не сочетаются с подлежащим и теряют способность обозначать признак действия (весело) или предмет (лень). Однако в лингвистике также широко распространена точка зрения, согласно которой слова категории состояния считаются подгруппой наречий.