Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Постмодернизм

.pdf
Скачиваний:
5
Добавлен:
29.10.2019
Размер:
79.98 Кб
Скачать

Постмодерн - это «комплекс представлений, особый тип менталитета, характерный для наших дней, способ мировосприятия и мироощущения». С ним солидарен Ильин И.П.: «Постмодерн возник как способ ориентации в современном мире, как новый метод познания природной и социальной действительности, и выражает совокупность специфических взглядов на мир».

Говоря в целом, можно отметить следующие спорные моменты.

1)Правомерность появления нового термина. Некоторые исследователи считают, что Постмодерн есть только модное слово, дань времени, не содержащее ничего принципиально нового, о котором говорить пока несвоевременно : «…современники никогда не имеют права на фиксацию эпохальных рубежей, ибо это — задача грядущих поколений и будущих историков» .

2)Спорной является область применения понятия. Как пишет В. Вельш:

«Нарастает инфляция в его употреблении. Будучи поначалу литературоведческим понятием, оно последовательно внедрялось и в другие сферы, прежде всего — в архитектуру, как, впрочем, и в живопись, а затем было подхвачено в социологии, в философии».

Однако, по нашему мнению, такое положение обусловлено междисциплинарным характером современных научных исследований: большинство из них совершается на стыке научных дисциплин, так как распространение информационных технологий существенно расширяют и увеличивают количество информационных потоков, усиливающих связь между различными областями.

3) Нет единства в подходах ко времени появления Постмодерна. Сам термин «Постмодерн» впервые был употреблен в книге Р. Паннвица «Кризис европейской культуры» (1917). В 1934 году этот термин был использован Федерико де Ониса в работе «Антология испанской и латиноамериканской по-

ВЕСТНИК Челябинского государственного педагоги еского университета

эзии» (1934). Третий раз это слово встречается в однотомном изложении (1947) Дж. Сомервиллом труда А. Тойнби «Исследование истории».

4) Многочисленные разночтения связаны и с разными подходами к содержанию понятия. Для одних Постмодерн − эпоха новых технологий. Для других Постмодерн − идеология «зеленых», экологистов, альтернативников, борющихся с засилием технократии.

Признавая разницу многочисленных подходов к понятию, необходимо отметить, что постмодернизм – культура постиндустриального общества, стремящегося обеспечить социокультурное разнообразие, и для него ведущим становится принцип плюрализма.

И. Хассан в 1980 в статье «Культура постмодернизма» перечислил черты, присущие постмодернистскому искусству, отметив, что все еще не берется дать точное определение этого феномена.

Обратимся к его классификации, фиксирующей наиболее характерные признаки постмодернистского периода:

1) неопределенность; 2) фрагментарность как отказ от синтеза и предпочтение парадоксов, паралогики, к монтажу и коллажам; 3) отказ от канонов как отказ от авторитетов; 4) утрата «Я» и «глубины»: появляется ризома, поверхность, многовариантное толкование; 5) не-показывание и не-обнаружение: современное искусство стремится представить непредставимое; 6) ирония, обращение к игре, диалогу, полилогу, аллегории; 7) гибридизация или репродуцирование от центра-мутации под пародию, травести, пастиш. Такого рода игры с плагиатом, пародию и пастиш обогащают область репрезентации, где в таком случае происходит смешение высокой и низкой культур.

Таким образом, Постмодерн – это ощущение хаоса и пренебрежение не только традициями привычной культуры как в модернизме, но и разрушение основ самой культуры.

Вразмышлениях о Постмодерне весьма уместными оказываются слова

Л.Фейербаха, звучащие в предисловии ко второму изданию «Сущности христианства». Они оказались пророческими. Он писал, что «наше время… предпочитает образ – вещи, копию – оригиналу, представление – действительности, видимость – бытию… Ибо для него священна только иллюзия, истина же профанна».

Самая главная тенденция Постмодерна, по мнению Ж. Дерриды, − это деструкция. Деструкция – это одновременно и «собрание мироздания в структуру и расслоение его, структура и деструктура логики». Философ приходит к понятию хаоса как особого порядка. Результатом деструкции является превращение мира во внутритекстовое поле, когда человек превращается в текст, а текст – в человека. Понятие текста – ключевое понятие Постмодерна, это одновременно и смысл культуры, и отсутствие этого смысла. Иначе говоря, всё рассматривается через призму «интертекста». Любой текст понимается исключительно как интертекст, так как он является неотъемлемой составляющей всеобщей культуры: он включает в себя предыдущие тексты и их части. В итоге текст теряет свою уникальность, законченность, становясь лишь частью общего универсального текста, совпадающего с историей и обществом, а интертекстуальность предстает как теория безграничного текста, который интертекстуален в каждом своем фрагменте. Интертекст становится языковой игрой, которая проявляется в прямом и скрытом цитировании, переработке тем и сюжетов, аллюзиях, пародировании, подражании, трансформации языковых единиц на разных уровнях. Это своего рода эксперимент, направленный на поиски новых форм, так как старые потеряли свою актуальность и остроту.

Подобный кризис уже наблюдался в начале XX века, когда появляется творчество А.Крученых («Дыр, бул, щыл…»), В. Хлебникова ( «О, рассмейтесь, смехачи!», «Кузнечик» ( «Крылышкуя золотописьмом…»), В. Маяковского («Хорошее отношение к лошадям») и т.д. Поэты проявляли новаторство в применении изобразительно-выразительных средств языка, создавали неклассиче-

ВЕСТНИК Челябинского государственного педагоги еского университета

ский ритмико-интонационный строй стиха, изобретали новые слова (неологизма). В период Постмодерна эксперименты над формой идут дальше: появляются арт-стихи, фигурные стихи, анимированные стихи, графические партитуры и т.д. Язык на лексическом уровне теряет свою связь со смысловым значением: приоритетной становится форма, а не содержание.

Ж.Делез и Ф. Гваттари считают Постмодерн «шизофреническим явлением» и вводят понятие ризомы – специфической форма корневища, не обладающей чётко выраженным центральным подземным стеблем. В ризоме отсутствует структура с чётко систематизированным и упорядоченным принципом организации, а имеется лишь запутанная корневая система, в которой неразличимы отдельные отростки: «главным станет для читателя не понимать содержании книги, но пользоваться ею как механизмом, экспериментировать с ней».

Для Постмодерна характерен отказ от знаний, но есть ориентация на информацию. Информационное общество – особая стадия исторического развития культуры. В культуре произошла трансформация знания в обезличенную информатизацию, и это является безальтернативным социокультурным и социотехническим процессом. Современное искусство не обращено к будущему: Постмодерн оперирует художественными стилями и формами прошлого, он немыслим без традиций. Однако обращения эти – ирония. Культура Постмодерна ориентируется на эклектичность, мозаичность, смесь классики и авангарда, высокого и низкого, массового и элитарного.

Противоречивость культуры Постмодерна, по мнению В. Библера, исходит из её социальной дуалистичности. С одной стороны, постмодернистская культура сформировала установку на неприятие резких социальных изменений, а с другой – она находится в пространстве и времени «цивилизации молодых», которая жаждет ускорения и изменений жизни.

Итак, Постмодерн – кризисная эпоха, т.к. многие структурные элементы находятся в развитии и ещё не достигли уровня стабильности: Постмодерн смешивает все привычные представления и преподносит порядок как хаос, а

хаос как порядок; виртуальное он выдаёт за реальное, а реальное, наоборот, за виртуальное. Причиной такого положения может служить стремление Постмодерна релятивизировать абсолютно всё, не давая возможности истине стать отправной точкой любого знания. Постмодерн в принципе не задается вопросом «Что есть истина?»

Одной из центральных проблем Постмодерна становится отказ от предметной структуры бытия: на любом из уровней – орудий, символов и знаков – предметность утрачивает свою функцию означения и сводится лишь к видимости этого означения: так, например, слово теряет свою связь с обозначаемым понятием, становясь лишь звуковой оболочкой. Слово больше не указывает, а лишь имеет определяемый внешне образ, меняющийся всегда в зависимости от того или иного культурного текста, в котором оно присутствует. Многообразие форм есть следствие перехода от предметности к поглощающей энергийности.

Таким образом, Постмодерн, как и любая другая эпоха, имеет свои особенности, и восприятие данной эпохи колеблется от крайнего отрицания до поклонения и восхищения. Сказанное выше позволяет утверждать, что Постмодерн – время кризиса, в котором структурные элементы пока ещё находятся в развитии и становлении, а следовательно, говорить об устойчивости системы пока рано.