Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реквием по Ивановским озерам.doc
Скачиваний:
Добавлен:
07.11.2019
Размер:
93.7 Кб
Скачать

Реквием по Ивановским озерам?

Справка:

Хакасское региональное общественное учреждение по изучению и охране природных и культурных объектов Хакасии и популяризации краеведения «Вершина-Тур» существует в Хакасии уже пять лет. За это время данное учреждение организовало и провело шесть общественных курсов по подготовке проводников и экскурсоводов местных маршрутов, из них два курса – в формате учебных летних лагерей, пять семейных краеведческих лагерей, инициировало программу «Наследие Хакасии», связанную с присмотром за пятью памятниками археологии в Ширинском и Орджоникидзевском районе, подготовило около двадцати оригинальных краеведческих маршрутов по горным, пещерным и археологическим объектам Хакасии, каждое лето проводит исследовательские маршруты и маршруты повышения квалификации для своих проводников. И все это – на волонтерской основе, привлекая старшеклассников и студентов хакасских ВУЗов.

Директор ХРОУ «Вершина-Тур» Павел Заякин – автор многих статей по проблематике местного туризма, охраны природы и популяризации краеведения, член хакасского отделения Русского Географического Общества, пропагандист скаутского движения.

В это лето «Вершина-Тур» опять не смогла поехать в Золотую Долину на Поднебесных Зубьях. Экологическая экспедиция в эти места, что готовилась почти целый год, пошла прахом – и грант, на который мы рассчитывали, мы не получили, и наши кузбасские друзья-скауты, которых мы так ждали, приехать не смогли. Что было делать? Вновь откладывать экспедицию мы не могли, и тогда родился план «Б» - посетить Ивановские озера и проехаться по строящейся дороге на марганцевый рудник от Беренжака. Это было нам и по плечу и по карману. Так мы оказались сначала на Ивановских озерах, а потом и на озере Рыбном.

Итак, наш первый рассказ – о путешествии к самому северу Кузнецкого Алатау, на границу с Кузбассом, к рекреационной зоне межрегионального значения «Ивановские озера».

Ивановские озёра — природный объект в Республике Хакасии, планируемый региональный природный парк в высокогорном поясе, на верхней границе леса восточного макросклона Кузнецкого Алатау, в окрестностях гор Бобровая и Большой Каным и озера Ивановское, на площади 50-60 тыс. га в Орджоникидзевском районе Хакасии).

Включает бассейн верхнего течения pек Сарала, Избасс и Чёрный Июс. Основная цель — обеспечение охраны высокогорных биоценозов (особенно альпийских и субальпийских лугов), редких и эндемичных растительных сообществ (роща из берёзы извилистой), мест обитания саянской популяции северного оленя.

Территория парка известна чистейшими озёрами горного типа. Здесь располагаются уникальные снежники, которые позволяют заниматься зимними горными видами спорта практически во все сезоны года. Одна из функций проектируемого парка — организация культурного досуга населения (пешие, лыжные, конные эколого-туристические маршруты, горнолыжный спорт и т.д.).

(Из Википедии)

Путь к Ивановским: Дураки и дороги

Ехали мы на Пробоксе через Черное Озеро. Планировали по гравийке выйти на копьевско – приисковскую трассу в районе Устинкино, однако черт дернул послушать одного знакомого. «Да вы езжайте от Подкамня по прямой дороге! Мои друзья недавно ездили там, говорят – отличная дорога для иномарок!» Так мы заработали первое приключение в нашей экспедиции. «Отличная дорога для иномарок» длиной в 10 км (против планировавшихся нами сорока) оказалось полевой, а потом лесной дорогой с такими подъемами и спусками и такими промоинами, что я уже всерьез начал подумывать капремонте ходовки своей машины (если доедем!). Впрочем, обошлось – цепляясь глушителем, мы вырулили вдоль свалки к окраинам Саралы. Щебеночная трасса показалась нам асфальтом.

Тихо поминая про себя «отличную дорогу для иномарок», мы двинули дальше. Впрочем, скорость пришлось сбросить совсем скоро.

То, что кто-то плотно занялся ремонтом дороги между Орджоникидзевским и Приисковым, мы поняли, когда, поливаемые дождиком, въехали на полосу встречного движения. Таких въездов у нас было много – полдороги просто перекрыто грудой камней и только пара-тройка объездов. Остальное – по встречке, с молитвой, чтоб за поворотом не обнаружился несущийся КАМАЗ. Не обнаружился. И мы, облегченно вздыхая, вкатились в Приисковый.

«Барачное сегодня»

Пора представиться – нас ехало пятеро. Ирина, наш горный проводник, знающая хребет Борус и его окрестности как свою квартиру. Сергей, которого я, по причине присутствия у нас еще одного Сергея, буду называть «Серж», тоже любитель гор, как, впрочем, и пещер, тоже проводник-волонтер. Катя, поэтесса из Новосибирска, наш гость, путешественница по Алтаю. Тот самый еще один Сергей, помощник проводника, повар-профессионал в миру. И я, ваш покорный слуга, Павел, инициатор всей этой авантюры.

Я единственный из всей нашей компании, кто бывал до этого на Ивановских озерах, но и меня каждый раз вгоняет в депрессию окрестный приисковский пейзаж: мертвые «зыбучие пески» отвалов, черные двухэтажные бараки, чего уж говорить о новичках.... Кажется, оказался в сталинских временах, в конце сороковых. Только и ждешь, что из-за поворота покажется огражденный колючкой забор и часовой окликнет: «Стой! Дальше нельзя!» Но часового нет, окликает нас строго только какой-то местный пьянчужка: «Эй! Вы чего снимаете наши дома! Ну-ка перестаньте! А у вас десять рублей не найдется?»

Поразмышляв о том, как и чем тут живут люди, и заглянув в последний на нашем пути магазин, движемся в сторону Ивановских озер, еще около пяти км...

Маршрут первый. «Ивановская подкова» - по хребту над озерами.

Расположились мы сразу за блок-постом, возле беседки, отдав вежливому вахтеру триста пятьдесят рублей «за машину». На квитанции, что мы получили значилось: «ГБУ (государственное бюджетное учреждение) Республики Хакасия «Ивановские озера»

Утром, презрев мелкий дождик, стали собираться на первый выход. Дождик, устыдившись, перестал, мы позавтракали и вышли.

Наш маршрут в этот день пролегал по хребту. Замысел был такой – подняться на перевал (он же – граница с Кузбассом), обогнуть все озера по гольцовой зоне, прямо по хребтам, и выйти к вечеру к лагерю с другой стороны. Получался этакий подковообразный маршрут, все, даже самые верхние озера оставались под нами, и мы, по идее, должны были видеть все с самого верху.

Вышли, поглядывая на небо – половина нашего маршрута закрыта облаком, куда ой как не хочется лезть! Ладно, поживем – увидим. После часа подъема вышли на перевал и обнаружили там... запретную зону! Вохровцы с ружьями, правда, не стояли, но угрожающие надписи имелись. Возле одной из них сфотографировались. Заповедник «Кузнецкий Алатау», как полагаем, не наш, не хакасский.

Когда вышли к краю перевала осмотреться, метрах в ста пятидесяти ниже по склону, аккурат под остатками снежника, обнаружили искусственное сооружение, в бинокль обретшее черты большущей железной клетки. Пустой, разумеется. Размышляя о судьбе ее бывшего обитателя (гипотезы были разные, от ожидаемого в гости к Тулееву снежного человека до вульгарного медведя), побрели дальше. Вдруг – шум мотора. Что за дела в горах? Оказалось, в перевал поднимается «шестьдесят шестой». Увидел нас, остановился, чуть подождал и опять поехал. Тормознул рядом – егеря! Все с расчехленными ружьями, какой-то дедок торчит между кабиной и кузовом, как впередсмотрящий. Пообщались. Егеря, как нас поближе рассмотрели, ружья сразу поубирали. Сказали, что браконьеров ищут. Не, браконьеров мы не видели. «А медведя?» Вот это уже интересней! Медведя, к счастью, мы тоже еще не видели, и не видеть бы его вообще...

Егеря поехали вниз с перевала, а мы отправились к вершине. Предгольцовая зона обрадовала нас брусникой, еще беловатой, но вполне съедобной.

Вершина скрывала от нас подлинную вершину, двугорбую, как среднеазиатский верблюд. Пошли поближе – батюшки светы! Вот это вид! Два первых озера, переливающиеся одно в другое каскадом – на севере. А на юге, в Кемеровской области, ручьи, складывающиеся в речку Избасс, текущую по своей долине. И, что интересно, ветер все время нам в спину, отдувает от нас тучи. Правда, самая вершина, гора Заозерная (1.657 м) да Золотые рога (1.586 м) все еще в тумане...

Пообедали меж двух вершин в прекрасном вершинном ущелье, укрывшись от ветра. Сварили чай на газе, съели рыбку консервированную, закусили талганом на сгущенке. Ну, теперь можно и дальше!

Только спустились со второй вершинки к краю обрыва – увидели два других озера – Большое Ивановское и Верхнее. Водопада между ними не видно, но и так красиво – бирюзовый цвет завораживает... Идем краем, прямо под нами – Верхнее озеро. В прошлом году оно в это время было опоясано огромным снежником, а нынче – ничего. Аномально жаркое лето растопило все снежники и ледники, что на Борусе, что на Кузнецком. Впрочем, позже у нас будет возможность убедиться, что природа припасла в горах свои «холодильники».

Решаем, как идти дальше. Ирина, как человек гор, предлагает пройти прямо над сбросом под вершиной Заозерной. Проблема только в том, что наш маршрут будет пролегать прямо под зоной облачности, которая все время колеблется, а значит туман и морось нам обеспечены. Иные предложения (обогнуть гору справа, спуститься к озеру) отметаем, по недолгом размышлении.

Двигаться в тумане – забавно и дискомфортно одновременно. Оборачиваешься назад – ничего нет. Впереди – мгла. Под тобой – туманная бирюза двух самых известных Ивановских озер.

Наконец, наш траверс завершен. Мы вышли на седловину между Заозерной и Золотыми Рогами, и тут ветер, наконец, сдернул туман с вершин. Может, мы ему помогли?

Теперь у нас под ногами, далеко внизу, Большое Ивановское озеро. А на отроге, между озером и нами, желтеет огромный православный крест! Спускаемся к кресту. Он и вправду огромен, из железных труб, высотой около четырех метров. Но главное – это точка обзора! От креста видны три озера, и все три находятся на разном уровне! Ощущение неправдоподобия ландшафтной геометрии усугубляется разным оттенком бирюзового цвета. Никогда не думал, что у бирюзы есть еще и оттенки! Зависли у креста минут на тридцать, однако, пора идти дальше. Вновь ползем на хребет. Теперь наш путь на Золотые Рога.

А они уже очистились от облачности. Солнце сияет над нами, но нам совсем не жарко. Ветер, несущийся со стороны озер такой, что в пяти метрах ничего не слышно. А когда подходишь к краю котловины, можно просто на этом ветре лежать. Впрочем, чем дальше от края, тем тише.

Идем к вершине. Тут, на вершинном плато, сплошной курумник: прыг-скок, с камня на камень.

Огибаем озеро, выходим к вершине. За ней – вторая вершинка, на то они и Рога. Озер уже не видно, под нами далеко внизу посверкивает вытекающая из Большого озера речка Сарала.

Начинаем спуск, обнаружив цель – вагончик блок-поста. Ух ты, даже наша машина и палатки видны отсюда замечательно!

Но на спуске нас поджидает коварная засада в виде брусничного пояса. И, поскольку вода уже выпита, все набрасываются на бруснику и начинают пастись...

Применив ряд военных хитростей, сдергиваю группу вниз. А там, возле линии деревьев, еще одна ловушка – черника! Не выдерживаю, и сам поддаюсь этому искушению.

Но – всему есть предел. Даже чернике. Идем ниже.

В лесу начинаем искать удобный спуск. Но попадаются, почему-то, все время заросшие травой камни, норовящие сломать нам ноги. А, вот и тропа! Свежая, удобная, ведет нас вниз – через очередные «засады» - малина, красная смородина... Только подозрительно мало ягоды. А потом, на этой самой тропе мы обнаруживаем его свежие фекалии. Поразмышляв о том, что он ел на обед, и нужны ли ему в его рационе мы, потихоньку сваливаем с этой тропы (ну ее!) и спускаемся своим путем. По дороге решаем подсобрать дров (у стоянки их, скажем прямо, не густо), набираем сушняка и сваливаемся прямо к речке. Штурмуем ее почти вброд (а! мы почти дома!) и выходим к нашим палаткам

Первый выход завершен. Ужинать и спать.