Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации Учебник.doc
Скачиваний:
304
Добавлен:
02.05.2014
Размер:
3.41 Mб
Скачать

7.3.3. Производство в суде первой инстанции

Подготовительные действия к судебному заседанию. После по­ступления дела от прокурора в суд народный судья или председа­тель суда совершает ряд подготовительных действий к судебному заседанию. Судья тщательно изучает материалы дела и при согла­сии с выводами следствия, изложенными в постановлении о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, назначает дело к рассмотрению в судебном заседании, извещает об этом прокурора, защитника и законных представителей лица, совершившего обще­ственно опасное деяние, и вызывает потерпевших, свидетелей, а в необходимых случаях и экспертов. Судья вправе с учетом мнения эксперта-психиатра вызвать в судебное заседание лицо, о котором рассматривается дело, если этому не препятствует характер его душевного заболевания (ст. 407 УПК), однако закон не требует прямо отразить в постановлении о назначении дела к судебному рассмотрению мотив решения судьи о невозможности участия этого лица в судебном разбирательстве. Возможно вызывать такое лицо для его опознания потерпевшим или свидетелями в случае сомнений в правильности заключения экспертов-психиатров. При этом в силу ст. 69 УПК показания душевнобольного лица не могут рассматриваться как доказательства по делу.

Если судья, ознакомившись с делом, усмотрит основания к прекращению производства или к возвращению дела для произ­водства дополнительного расследования, он выносит об этом мотивированное постановление.

Судебное разбирательство. Судебное разбирательство прово­дится с обязательным участием прокурора и защитника (ст. 408 УПК). В случаях, предусмотренных ст. 18 УПК, оно может быть проведено при закрытых дверях.

В судебном разбирательстве должны быть проверены доказа­тельства, устанавливающие или опровергающие совершение дан­ным лицом общественно опасного деяния, предусмотренного уго­ловным законом, заслушано заключение эксперта о психическом состоянии лица и исследованы все другие обстоятельства, имею­щие существенное значение для разрешения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.

Судебное разбирательство таких дел имеет ряд особенностей. Судебное следствие начинается оглашением постановления следо­вателя о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера. В деле обяза­тельно участвуют прокурор и защитник. Прокурор в суде не поддерживает государственное обвинение, не произносит обвини­тельной речи, а высказывает мнение по вопросам, перечисленным в ст. 408 УПК. Защитник не защищает душевнобольного от обвинения (оно ему не предъявляется), а способствует выяснению обстоятельств, ограждающих его права и законные интересы. При необходимости к участию в деле привлекается душевнобольной, если этому, конечно, не препятствует его психическое состояние. Получение от него объяснений содействует более полному выяс­нению обстоятельств совершенного деяния. При слушании дела в отсутствие такого лица его интересы представляют законные пред­ставители, в качестве которых могут быть признаны усыновители, опекуны, попечители, а также близкие родственники, представи­тели учреждений и организаций, на попечении которых он нахо­дится. Законный представитель имеет право участвовать в иссле­довании доказательств, заявлять ходатайства и отводы, представ­лять доказательства; он может быть допрошен в качестве свидете­ля. Судебные прения по таким делам не проводятся. По окончании судебного следствия прокурор и защитник излагают суду свое мнение о доказанности или недоказанности оснований для приме­нения принудительных мер медицинского характера и по другим вопросам, имеющим отношение к рассматриваемому делу Реше­ние вопроса о вменяемости,* о применении принудительных мер медицинского характера относится только к компетенции суда, ввиду чего заключения экспертов-психиатров подлежат тщатель­ной оценке в совокупности со всеми материалами дела.

Результатом рассмотрения дел данной категории является не приговор, а определение, принимаемое судом в совещательной комнате В своем определении суд должен ответить на вопросы:

имело ли место общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом; совершило ли это деяние лицо, о котором рассматривается дело; совершило ли данное лицо общественно опасное деяние в состоянии невменяемости; заболело ли данное лицо после совершения преступления душевной болезнью, лишающей его возможности отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими, и не является ли это заболевание временным расстройством душевной деятельности, требующим лишь приоста­новления производства по делу, страдает ли лицо психическими расстройствами; подлежит ли применению принудительная мера медицинского характера и какая именно (ст. 409 УПК). Кроме того, суд разрешает также вопросы о судьбе вещественных дока­зательств, судебных издержках, возмещении материального ущер­ба, причиненного душевнобольным лицом, совершившим общест­венно опасное деяние в состоянии невменяемости или заболевшим после совершения преступления (ст. 317 УПК).

_________________

* Вместе с тем суд не может ограничиться постановкой перед экспертом вопроса о виде психического заболевания, а должен поставить перед экспертом вопрос о том, какое влияние оказала душевная болезнь на сознание и волю лица, совершившего общественно опасное действие, т е отдавало ли это лицо отчет в своих действиях или могло ими руководить Но вопрос о вменяемости или невменяемости подсудимого решает только суд, основываясь на всей совокупности доказательств

В зависимости от ответа на указанные вопросы суд выносит одно из следующих определений: об освобождении от уголовной ответственности и назначении принудительной меры медицин­ского характера в отношении лица, совершившего общественно опасное деяние в состоянии невменяемости; об освобождении от уголовного наказания и назначении принудительной меры медицинского характера в отношении лица, заболевшего после совершения преступления душевной болезнью, лишающей его возможности отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, о прекращении дела производством по основаниям, преду­смотренным законом (п. 2 ст. 5, ст. 208 УПК), и неприменении принудительной меры медицинского характера в случаях, когда лицо по характеру совершенного им деяния и своему психи­ческому состоянию не представляет опасности для общества и не нуждается в принудительном лечении — в этих случаях суд может передать такое лицо на попечение родственникам или опекунам при обязательном врачебном наблюдении (ч. 4 ст. 97 УК РФ), о чем уведомляются органы здравоохранения о лечении лица в общем порядке; о возвращении дела для производства дополнительного расследования, если суд признает, что невме­няемость лица, о котором рассматривается дело, не установлена или что заболевание лица, совершившего преступление, не уст­раняет применение к нему мер наказания; о приостановлении производства по делу до выздоровления лица, заболевшего вре­менным расстройством душевной деятельности после совершения преступления (ст 409, 410 УПК).

В определении о применении принудительной меры медицин­ского характера должно содержаться указание об отмене меры пресечения, если она ранее была применена. Определение кон­кретной принудительной меры медицинского характера суд про­изводит с учетом психического состояния лица, характера и

степени общественной опасности совершенного им деяния (ст. 100, 101 УКРФ, ст. 410 УПК).*

_____________________

* Определение вида принудительной меры медицинского характера относится к компетенции суда // ВВС РФ. 1997. № 12. С. 6.

Кассационное обжалование и опротестование определений суда.

Определение суда может быть в течение семи суток обжаловано защитником, потерпевшим и его представителем, близким родст­венником лица, о котором рассматривалось дело, и опротестовано прокурором (ст. 411 УПК). Частные жалобы и протесты на опре­деления суда, вынесенные в порядке ст. 410 УПК, рассматрива­ются в общем порядке.

Суд кассационной или надзорной инстанции, проверяя пра­вильность применения принудительной меры медицинского ха­рактера, при наличии к тому оснований может отменить либо изменить определение суда первой инстанции, в том числе заменить вид примененной принудительной меры медицинского характера.