Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психология мужества.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
707.18 Кб
Скачать

Вместе со всеми

Молодёжь особенно остро переживает всякое отчуждение, стремится к причастности, ищет общения, нуждается в любви и заботе. Однако нередко в поисках друзей мальчишки прибиваются к сомнительным компаниям, где получают не менее сомнительные удовольствия, не подозревая о настоящем человеческом счастье.

Группируясь вокруг отрицательных лидеров (вожаков), так называемые делинквентные подростки противопоставляют себя миру нормальных людей, и в качестве протеста, как говорят, «хиппуют». Их «компанейское счастье» ничтожно, зато нравственные потери огромны. В итоге — общая отсталость в развитии, страх перед сильными, унижение, лживость, вороватость, беспринципность и, конечно, дешёвый гонор для прикрытия малодушия. Вне сборища («тусовки») такие ребята выглядят, прямо скажем, не очень браво. Энергичными и «смелыми» они становятся лишь в толпе, когда на каком-нибудь рок-концерте, подражая общему беснованию, начинают скандировать: «Мы вместе! Мы вместе!»

А что значит вместе? Если вместе с бандитами «на дело» пойти, то и отвечать вместе придётся. Таков закон не только нравственный, но и уголовный. Поговорка гласит: «с кем поведёшься, от того и наберёшься». От хороших людей наберёшься добра, от плохих — зла. Причастность-то ведь тоже не любая хороша.

И если ты хочешь поступить по совести и знаешь, что прав, то совсем не обязательно ради причастности следовать за неправым большинством товарищей. Приведём пример.

В некотором школьном классе двое наглецов, иначе не назовёшь, упорно расписывают стены всякими гадостями. Ребята не выдают их из чувства детской солидарности; учителя же, не находя виновных, заставляют весь класс на деньги родителей в очередной раз красить стены заново. Платят и работают все, кроме самих пакостников, а те ещё и посмеиваются. Нормальным ребятам обидно, и хотелось бы положить конец беспределу. Однако никто не желает выступить первым, опасаясь, что будет всеми осуждён как «ябеда» и «плохой товарищ».

Ребята, очевидно, не знают, кто такой настоящий ябеда и предатель. Настоящий ябеда не обличает зло при всех. Он доносит подло и тайно, не ради справедливости, но из желания нагадить, позлорадствовать при наказании виновного, а то ещё и невинных. Доносит он всегда с какой-нибудь корыстной целью или из мести. Именно так поступил в своё время евангельский Иуда, предавший Христа, и имя Иуды стало с тех пор нарицательным.

Во всем мире «иудами» зовут предателей и продажных людей, но не обличителей беззакония. Правду замалчивать так же подло, как и предавать невиновных. И всё-таки многие считают своим «моральным долгом» покрывать злодеев. Происходит это от того, что одни люди, чья совесть не вполне чиста (в том числе и дети), дабы скрыть свои собственные проступки, придумывают всякие условности, обязывающие остальных умалчивать о содеянном ими зле. Другие же в силу моральной апатии легко соглашаются на совместную ложь.

Укрывательство по закону считается соучастием в преступлении.

Но оно ещё и соучастие в малодушии. Ведь это же форменное унизительное рабство — покорно красить стены, изгаженные хулиганами, вместо того, чтобы взять виновников и ткнуть носом в их собственные безобразия. При круговой поруке — «делай, как все» — получается, что все боятся. А чего боятся, сами не знают. Прорвать порочный круг может тот, кто, вступившись за всех, пойдёт против общего мнения. Это мужественно!

Вначале обличитель зла, возможно, и будет осуждён, но в душе каждый останется ему благодарен, ибо произвол хулиганов всё-таки прекратится. А если защитник правды ещё и потерпит от них нападение, да никто из одноклассников сразу за него не заступится, тогда уж точно у большинства ребят возникнут угрызения совести. И тогда многие, протянув ему руку дружбы, начнут объединяться против зла. Сильная личность центрирует общество, а отрицательные лидеры (вожаки-неформалы) таких ребят боятся больше всего.

Когда знаешь точно, что ты прав, веришь в святость того, чему ты служишь, и совесть зовёт тебя в общий строй, тогда шагать в ногу со всеми легко и приятно. Тогда ощущение причастности воодушевляет, и в бой не страшно вступать. Но когда неправое большинство малодушно идёт на поводу у негодяев, нечего тащиться вслед толпе. Надо подавить в себе стадное чувство, что само по себе требует мужества, и поступать по совести.