Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История России Ч 2.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
1.17 Mб
Скачать

Глава 19.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Главная цель внутренней политики царского правительства состояла в том, чтобы сохранить существовавшую социально-политическую и экономическую систему, усовершенствовать ее в соответствии с потреб­ностями времени. Поэтому в методах проведения внутренней политики некоторые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировав­шими прежнее социально-политическое устройство России. В целом же во внутренней политике первой половины ХIХ в. доминировала тенден­ция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного по­ложения дворянства и крепостного состояния крестьян, поддержку пра­вославной церкви, подавление инакомыслия и предотвращение возмож­ного революционного взрыва. Укрепление внутреннего положения способствовало внешнеполитическому усилению России, по праву зани­мавшей одно из ведущих мест среди европейских держав.

Во внутренней политике России первой половины XIX в. было два важных рубежа: окончание Отечественной войны 1812 г. и 1825 г. — смена царствования и восстание декабристов. Эти события вызвали усиление консервативности и даже реакционности во внут­риполитическом курсе.

В центре внимания правительства стояли три важнейшие пробле­мы: административная — совершенствование государственного управ­ления; социальная — аграрно-крестьянский вопрос; идеологическая — улучшение системы просвещения и образования. Решение первого вопроса правительство видело в дальнейшей централизации админи­стративного аппарата, в создании кадров образованных, профессио­нально грамотных чиновников, преданных лично императору и мате­риально зависящих от получаемого жалованья. При решении кресть­янского вопроса главное состояло в том, чтобы снять социальную напряженность в деревне, ликвидировать возможность крестьянских выступлений. Для этого необходимо было уничтожить наиболее Уродливые проявления крепостничества, тормозившие экономическое развитие страны, вызывавшие протест передовой общественности и позорившие Россию перед Западной Европой. О развитии образова­ния правительство заботилось лишь постольку, поскольку это могло бы способствовать, во-первых, упрочению самодержавия и привиле­гированного положения дворянства, а, во-вторых, модернизации эко­номики, обеспечивавшей обороноспособность страны и возможность проведения активной внешней политики.

Дискуссии при дворе и в обществе, принятие отдельных указов и проведение мероприятий по этим трем направлениям не изменили в первой половине XIX в. экономического и социально-политического строя России. Она осталась самодержавно-крепостнической страной, в которой власть опиралась на военно-полицейскую силу и на церковь, призывавшую подданных к беспрекословной покорности.

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Император Александр I (1801—1825). В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился последний дворцовый переворот. Заго­ворщики из высшей петербургской знати убили императора Павла I. На российский престол взошел его старший сын Александр. Молодой 23-летний император был сложной и противоречивой нату­рой. Это объяснялось врожденными чертами его характера и теми условиями, в которых он воспитывался. В раннем детстве Екатери­на II оторвала цесаревича от семьи отца, лично следила за его об­разованием и воспитанием. Александру приходилось лавировать ме­жду отцом и бабкой, лукавить и скрывать свои истинные чувства. Одни современники отмечали его лицемерие и неискренность. А. С. Пушкин дал ему весьма образную характеристику: «Власти­тель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой...» Другие отмечали приветливость, умение оча­ровывать, притягивать к себе людей. Александр получил блестящее для того времени образование. Его учителями были выдающиеся писатели и ученые России. Наставником будущего императора был швейцарский политический деятель Ф. Лагарп, республиканец, про­тивник рабства, приверженец идей французского просветительства, которые он пытался привить своему ученику. Несомненно, что в первые годы своего правления Александр хорошо видел политиче­ское и экономическое отставание России от передовых европейских государств, думал о возможности и необходимости некоторой мо­дернизации страны. Однако его политическое сознание с возрастом значительно изменилось. Либерал в первые годы царствования, он постепенно превращался в консервативного и даже в последние годы жизни реакционного политика. Его глубокая религиозность, доходившая до мистицизма, отразилась в конкретных внутри- и внешнеполитических действиях в 1815—1825 гг.

Эра либерализма. Вступив на престол, Александр не рискнул прямолинейно проводить деспотическую политику. Первые его внут­риполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызывавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал прово­дить политику «по законам и сердцу» своей бабки Екатерины И. этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Александр восстановил отменен­ные Павлом «Жалованные грамоты» дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям Павле. Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т. д. Эти меры создали Александру славу либерала.

В начале царствования Александр дал понять, что намерен про­сти реформы по самым насущным общественно-политическим про­блемам. В 1801 г. был образован Непременный совет — совещательный орган при императоре, состоявший большей частью из деятелей екатерининской эпохи. Однако основным центром, в котором разра­батывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя — граф П. А. Строга­нов, польский князь А. Е. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и граф Н. Н. Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, не приве­ли к коренным реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые лишь слегка подновили фасад Россий­ской империи.

Реформы государственного управления. К началу XIX в. кол­легии, созданные еще при Петре I как главные органы исполнитель­ной власти, утратили свою роль и, по существу, перестали функцио­нировать. В связи с этим в 1802 г. они были заменены министерст­вами. В результате значительно усилилась центральная исполнитель­ная власть. Реформа завершила процесс разграничения функций ор­ганов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единона­чалие, к прямой ответственности министров перед императором, уси­лению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. В 1810—1811 гг. при реорганизации мини­стерств их количество увеличилось, а функции были еще более четко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некото­рых вопросов был учрежден Комитет министров.

В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим административным судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его роль в законотворческой деятельности вы­ражалась в том, что он получил право делать императору «представления" по поводу устаревших законов, а также участвовать в обсуждении новых.

Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия все больше усиливались. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803—1824 гг. князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения.

Наиболее активным сторонником идеи реформы системы государственного управления был статс-секретарь Непременного совета М. М. Сперанский (1772—1839). Сын бедного сельского священника, он благодаря своему выдающемуся уму, энергии и необычайной работоспособности быстро сделал блестящую служебную карьеру, стал одним из первых лиц в государстве. М. М. Сперанский разработал проект реформы государственного управления. Ее осуществление могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. В его проекте — «Введение к уложению государственных законов» — наме­чался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти путем созыва представительной Государственной думы и введения выборных судебных инстанций. Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления. Все вновь предложенные органы осторожный М. М. Сперанский наделял лишь совещательными правами и отнюдь не покушался на полноту самодержавной власти.

Против либерального проекта М. М. Сперанского выступила кон­сервативно настроенная часть дворян, которая увидела в нем опас­ность для самодержавно-крепостнической системы и для своего при­вилегированного положения. Идеологом консерваторов стал извест­ный писатель и историк Н. М. Карамзин. В записке «О древней и новой России», адресованной царю, он настаивал на сохранении ста­рых порядков, понимая под этим незыблемость самодержавия и кре­постничества.

В практическом плане реакционную политику проводил близкий к Александру граф А. А. Аракчеев, который в отличие от М. М. Сперанского стремился к укреплению личной власти императора пу­тем дальнейшего развития бюрократической системы. Борьба между либералами и консерваторами закончилась победой последних. М. М. Сперанский был отстранен от дел и отправлен в ссылку.

Единственным результатом реализации планов М. М. Сперанского было учреждение Государственного совета в 1810 г., который со стоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором. Ему были приданы совещательные функции при разработке новых законов и толковании смысла уже изданных. Государственный совет распределял также финансовые средства между министерствами и рассматривал годовые отчеты министров до их предоставления императору. (С такими функциями Государственный coвет просуществовал до 1906 г.)

Реформы 1802 — 1811 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию и бюрокртизацию государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной и исполнительной властью.

В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во введении Конституции в Царстве Польском (1815), сохранении сейма и конституционного устройства в Финляндии, при соединенной к России в 1809 г., а также в создании Н.Н. Новосильцевым по поручению царя «Уставной грамоты Российской империи) (1819-1820). В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге.

Аракчеевщина. В последнее десятилетие правления Александра во внутренней политике все больше ощущалась консервативная тенденция. По имени ее проводника она получила название «аракчеевщина". Это была политика, нацеленная на упрочение абсолютизма и крепостного права. Она выражалась в дальнейшей централизации и мелочной Регламентации государственного управления, в полицейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия, в «чистке» Университетов, в насаждении палочной дисциплины в армии.