Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ХБек Сущность техн.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
102.91 Кб
Скачать

«Онтологическое место» техники Техника как субъективная способность

Судя но всему, техника предстает перед нами как нечто специфически человеческое. Ибо целенаправленно-планомерное преобразование и формирование чего-либо требуют функционирования человеческого сознания, которое свободно полагает свои цели, усматривая их в поддаваемости природы внешнему формированию. Однако в этом случае человек предстает перед нами как бы «онтологическим местом» техники: техника оказывается чем-то, происходящим «в» человеке, и ее можно определить как заложенную в человеке способность изменять природу согласно своим целям. Тем самым мы открываем новый аспект в сущности техники.

«Субъективная структура» техники

Эта человеческая способность в своей глубинной основе врожденна, имеет источник в природе сознания и является одной из его естественных потенций. В этом случае мы говорим о технике как об определенной «приобретенной» способности (точнее, сноровке), об определенном «habitus», например, когда мы говорим: «Этот человек владеет техникой игры на фортепьяно», или, что то же: «Он обрел эту технику».

Такой, не наличествующий в природе, но приобретаемый только в процессе применения естественной способности и выработанный на этой основе «habitus» располагает с содержательной точки зрения целым рядом или структурой ясно осознаваемых (во всяком случае, на самой начальной стадии) правил и методов, с помощью которых природа, или предданное, может быть преобразована и поставлена на службу человеку согласно его целям. В противоположность искусству, в котором интуитивный и творческий процессы предъявляют требования к глубочайшим душевным потенциям и пользуются ими и потому в очень большой степени зависят от субъективных данных индивида, техника принципиально рационализируема, вполне может быть сообщена другим, и потому ее можно преподавать, ей можно научиться.

Мы должны даже отметить, что эта передача техники через обучение и взаимозависимость обучающих и обучаемых, в которой можно видеть определенное общественное отношение, весьма существенна в создании техники. Это действительно уже в отношении первоначальной стадии схватывания, изучения и формулировки методов технического господства над природой, что не может быть реализовано одним лишь человеком, почему он и прибегает к инструкции или помощи других (а также через изучение соответствующей литературы), что сегодня в одинаковой степени верно как для техники в сфере органического и неорганического, так и для психической и социальной сфер. Однако в еще большей мере имеет значение социальный аспект, взаимозависимость многих людей при применении технических методов в производстве технических устройств. Производство технических устройств возможно только посредством максимальной четкости функционирования каждого отдельного движения в работе каждого методического звена, что делает необходимой специализацию и наличие специалистов, дифференциацию профессионального труда и переложение его на плечи множества специалистов, сотрудничество которых есть дело техники. Можно напомнить о многочисленных и существенно различных в исполняемых ими функциях инженерах, конструкторах, математиках, механиках и техниках, принимающих участие в производстве автомобилей, или о необходимости совместной работы многих и разных по профилю специалистов при создании и манипулировании психологически действенной эффективной рекламной техникой в педагогической, хозяйственной и политической сферах. Техника, следовательно, берет свое начало не в деятельности отдельных людей как таковых, а в совместном труде многих, то есть в дифференцированном по специализированным функциям «трудовом сотрудничестве», в котором отдельные сотрудничающие члены дополняют друг друга в создании устройств.

Тем самым мы уже можем более точно определить сущность техники, исходя из ее «онтологического места», пребывающего в человеке. Человек «обладает» техникой, техника же по своей сущности есть нечто, чем располагает человек, нечто уже имеющееся у человека, его "habitus" *. Это имеет троякий смысл. 1) Техника — это возникающая из сущности человеческого духа и восходящая к нему (и постольку врожденная) способность господствовать над природой и пользоваться ею. В этом смысле человек обладает техникой уже «от природы». 2) Техника есть приобретенные через применение этой заданной способности сноровка и умение (добро-детель в первоначальном смысле этого слова) господствовать над природой. В этом смысле человек обладает техникой только через свободные усилия, направленные на учение и практические действия. Техника, таким образом, проявляется как активная способность и сила, свойственная не столько отдельно взятому человеку, но ему как общественному, социальному существу, а в конечном счете, собственно, человечеству в целом. При этом едва ли приходится спорить о той, что человечество в своей истории приобретало все больше техники и все больше способностей к господству над миром.

Техника как «потенцирование субъекта» на трех исторических фазах доматематизированной эмпирии (древность), деструктивно-конструктивного пространственного преобразования (Новое время) и преобразования времени и жизни (настоящее время и будущее)

Если мы спросим себя о важнейших стадиях этого развития, то обнаружим, что в рассматриваемом здесь ракурсе мы прежде всего различаем следующие три стадии: 1) До начала Нового времени, как уже говорилось, господствовало представление о технике, в котором искусство и техника еще четко не различались, и потому использование техники еще не достигло той степени методической рефлексии, при которой природа о-предмечивается и превращается в инструмент господства. И только определенное эмпирическое, основанное на наблюдении знание природы и ее поведения и искусственно созданных инструментов было основой суждения о том, являются ли, и в какой степени, те или иные природные образования тем, что человек может формировать согласно своим целям.

2) С началом Нового времени — в первую очередь под воздействием воззрений Гоббса и Галилея, Декарта, Ньютона, Лейбница и других — начали разлагать явления природы на их физически-пространственные элементы и элементарные функции и интерпретировать поведение природы как результат пространственно-геометрического отношения положений ее элементов. С помощью такого сведения явлений и событий природы к геометрии и математике оказалось возможным предварительно смоделировать, какие могут появляться функции и формы отношений, если пространственные элементарные частицы перевести в другие ситуационные отношения и затем вновь свести воедино. И следовательно, могли бы быть сконструированы объекты, поведение которых математически точно соответствовало бы человеческой цели. Так, например, то естественное явление, что малые силы часто могут вызывать большие действия, стало возможным объяснить благодаря сведению совокупного движения к пространственным ситуационным отношениям и направлениям составляющих сил, наподобие механическо-геометрического закона рычага. Тем самым стало возможным синтетическое производство элементов произвольной конфигурации, с математической точностью служащих поставленным целям, например целесообразные инструменты и рабочие машины, такие, как грузоподъемники, канатная тяга и т.д. Разложение естественных явлений на их пространственные элементы и элементарные пространственные отношения, знание математически и геометрически строгой необходимой связи пространственных отношений, движений и действий сил, синтезы новых конфигураций и структур согласно математическим законам и в их рамках образовали новый принцип господства над природой и ее пользования: преобразования природы посредством а) разложения ее на элементы, б) понимания элементарного движения как такового на фоне рационально просматриваемой геометрии, в) синтеза элементов в новые конфигурации, которые могут, согласно геометрическим законам, давать результаты, соответствующие намерениям человека".

3) В настоящее время оказалось возможным рассматривать связь пространство — время — сила математически совершенно иным методом. В то время как до сих пор измерение времени в большей части оставалось на заднем плане, а на первом плане аналитическисинтетического рассмотрения стояли ситуационные отношения сил, то теперь и время стало рассматриваться по-новому, четко включенным в математически-функциональное понимание природы, как, например, в определении «кванта действия» Планка и в формулах эйнштейновских теорий относительности. Простое созерцательное пространство было, таким образом, принципиально преодолено. Тем самым был поставлен вопрос, могут πιΓ все естественные чувственно воспринимаемые целостности, а в их числе и организмы и человек, разложены на конечные элементы их бытия и действия и по-иному построены, и даже вопрос, не могли бы быть созданы технически новые виды бытия и жизни, обладающие предусмотренными соответствующими целям их создателя свойствами. Такого рода вопросы возникли особенно в связи с перспективами современной кибернетики.