Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2012.Выразительные средства.doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
247.3 Кб
Скачать

Говорящие фамилии

Основная цель использования говорящих фамилий – дискредитация объекта описания или лёгкая насмешка. Так, в рассказе Тэффи «Переоценка ценностей» один из героев, Петя, наделяется фамилией Тузин. Тузить – сильно бить кулаками» [Ушаков 2000: 824]. В рассказе «Брошечка» супруги носят фамилию Шариковы. Фамилия, произведённая от клички собаки, весьма показательна, особенно в следующем контексте: * «Супруги Шариковы поссорились из-за актрисы». Интересна фамилия героя рассказа «Когда рак свистнул», мальчика Пети Жаботыкина. Фамилия навязчивой дамы, не оставляющей в покое свою подругу, досаждающей своими визитами, звонками и письмами из рассказа «Подарок» – Клеева. Балерина из рассказа «Ничтожные и светлые» – Вилкина. Купец из рассказа «Кулич» – Рыликов. Нелепый поэт из рассказа «Концерт» – Котомко, актриса из рассказа «Новогодние поздравления» – Мотылёк-Воропайская. Говорящие фамилии отражают какие-либо качества персонажа: внешние, внутренние (например, нравственные), также социальную или профессиональную принадлежность. Основные стилистические функции – создание образа и его характеристика, оценка (как положительная, так и отрицательная).

Макаронизмы – слова или выражения другого языка, не принятые данным языком и не вошедшие в его лексический состав, механически вносимые в речь с искажением звуковой формы и естественного контекста. Макароническая речь – речь, насыщенная макаронизмами.

Использование макаронизмов в художественной литературе и публицистике преимущественно комическое. Обычно макароническая речь употребляется как средство речевой характеристики персонажа иронической или (чаще) сатирической направленности. Например, Д. И. Фонвизин прибегает к макаронизмам при обличении галломании в русской дворянской среде. Реплика советницы в пьесе «Бригадир»: «Я, сударь, дискуру твоего вовсе не понимаю». Во многих случаях использования Д. И. Фонвизиным макаронической речи ситуация не только получает комическое звучание, но и представляется как нелепая, абсурдная. Связано это чаще всего с непониманием или неправильным толкованием слов персонажами, не владеющими жаргоном русского дворянства:

«Сын (показав карты). Санпрандер шесть матедоров.

Бригадирша. Что, мой батюшка, что ты сказал, мададуры? Вот нынче стали играть и в дуры, а бывало так все в дураки игрывали» («Бригадир»).

Макаронизмы санпрандер и матедор, истолкованные бригадиршей по-своему, становятся основой языковой игры мададуры дуры дураки, способствующей созданию сатирических речевых характеристик бригадирши и её сына, галломана.

Фигуры

Аллитерация – один из видов звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или однородных согласных звуков для придания тексту звуковой и интонационной выразительности. Чаще всего используется в поэзии.

Примеры:

* «Полночной порою в болотной глуши / Чуть слышно, бесшумно Шуршат камыши. / О чём они шепчут? О чём говорят? / Зачем огоньки между ними горят?» (К. Бальмонт);

* «Чёрный читает чтец, / Топчутся люди праздные… – Мёртвый лежит певец / И воскресенье празднует» (М. И. Цветаева).

Ассонанс – один из видов звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или однородных гласных звуков.

Примеры:

Роман классический, старинный, / отменно длинный, длинный, длинный, / нравоучительный и чинный, / без романтических затей» (А. С. Пушкин. «Граф Нулин»);

И первая пела сирена: / «Ко мне, господин Одиссей! / Я вас исцелю несомненно / Усердной любовью моей!»» (Н.Заболоцкий).

Аллитерация и ассонанс создают ритмический рисунок текста, придают ему музыкальность. Эти фигуры могут использоваться в функции звукоподражания, выделять значимые отрезки текста, повышать экспрессию текста.

Анафора – единоначатие, фигура при построении которой каждая последующая строфа, строка или предложение начинается также, как и предыдущее.

Примеры:

* «Поэт – издалека заводит речь.

Поэта – далеко заводит речь»

(М. И. Цветаева).

* «Как нуждаемся мы сегодня в таком пророческом слове о народе нашем и о всех народах земли! Как должна быть связана эта надежда с молитвой о благодатном рождении наших детей» (Протоиерей Александр Шаргунов. Проповедь в день празднования Рождества святого Иоанна Предтечи).

Использование анафоры создаёт ритмомелодику текста:

И что ни миг, больней растущие утраты,

И чёрные пруды как впадины могил,

И шорох вялого листа, и ароматы

Над тем, кто лотоса забвения вкусил

(И. Ф. Анненский. «Осень»).

Анафора способствует выделению значимых компонентов мысли, отрезков текста:

* Сколько не досказано

Самых нежных слов!

Сколько не досмотрено

Самых нужных снов!

(В. Кубанёв).

Анафору можно отнести к фигурам, использование которых может активно воздействовать на разум и чувства адресата. Также анафора может служить выражению чувств и эмоций автора, усиливать изобразительность текста.

Эпифора – единоконцовка, фигура при построении которой каждая последующая строфа, строка или предложение заканчивается также, как и предыдущее.

Примеры:

* «Сиянье глаз твоих благословляю.

В моём бреду светило мне оно,

улыбку уст твоих благословляю!

Она меня пьянила, как вино»

(В. Я. Брюсов);

* «Осень, осень! Над Москвою

Журавли, туман и дым.

Златосумрачной листвою

Загораются сады.

И дощечки на бульварах

всем прохожим говорят,

одиночкам или парам:

«Осторожно, листопад!»

О, как сердцу одиноко

в переулочке чужом!

Вечер бродит мимо окон,

вздрагивая под дождем.

Для кого же здесь одна я,

кто мне дорог, кто мне рад?

Почему припоминаю:

«Осторожно, листопад»?»

(О. Берггольц).

Эпифора используется с теми же стилистическими заданиями, что и анафора. Эпифора и анафора в тексте часто взаимодействуют:

* «Привычные к степям глаза, / Привычные к слезамглаза» (М. И. Цветаева).

Антитеза – фигура, основанная на противопоставлении предметов или явлений.

Примеры:

* «Плохой товарищ он был , / – Лихой и ласковый был любовник» (М. И. Цветаева).

* «Где стол был яств, там гроб стоит;

Где пиршеств раздавались лики,

Надгробные там воют клики,

И бледна смерть на всех глядит»

(Г. Р. Державин. «На смерть князя Мещерского»);

* «Кокетка судит хладнокровно,

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]