Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Киевская Русь.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
195.07 Кб
Скачать

6. Галицко-Волынское государство в 1241-1340 гг.

Не имея возможности выставить достаточно надежных заслонов превосходящим силам Золо­той Орды, Даниил вынужден был поехать на переговоры к хану Батыю в его столицу Сарай. Хан принял Даниила с почестями, но все понимали, что эта поездка свидетельствовала о признании зависимости от Орды. «О, хуже любого зла честь татарская!» - написал по этому поводу летописец.

Однако это не означало отказ князя Даниила от борьбы с монголо-татарами. Он собирал для этого силы, строил города и возводил укрепления. В частности, в 1250-х гг. был построен город, на­званный в честь сына Даниила Льва - Львовом. Даниил расширил свое влияние на Подляшье и литовское племя ятвягов.

Даниил искал себе союзников против татар. Он получил согласие венгерского короля Белы IV (сын Даниила Лев был женат на дочери Белы Констанции), а также Польши и первого объединителя Литвы Миндовга. При великом князе литовском Миндовге (1219-11264) Даниил вначале жил с ним в мире, впоследствии образовал против Миндовга сильную коалицию из тевтонских рыцарей и некоторых литовских племен. Вскоре противники помирились, и Даниил обручил своего младшего сына Шварна с дочерью Миндовга, другому сыну Даниила, Роману, Миндовг дал удел на Белой Рус. После смерти Миндовга его наследник, Войшелк, уступил литовский престол Шварну (1267).

Международному авторитету Даниила способствовало венчание его в 1253 г. полученной от папы Иннокентия IV королевской короной. Местом коронации он избрал Дорогичин на Подляшье, чтобы подчеркнуть свои права на этот город, где в свое время разбил тевтонских рыцарей. Западноевропейские хроники называли Галицко-Волынское княжество королевством еще задолго до дорогичинской коронации.

Даниил не мирился с непокорностью своих периферийных земель - так называемых болоховских (от названия города Болохова), расположенных на границе Киевщины, Волыни и Подолья. Татары разрешили им самоуправление, а вместо этого требовали дань только хлебом. Тем самым татары подрывали авторитет княжеской власти и разрушали государственность. Даниил решительно расправился с сепаратизмом болоховцев, а когда против него выступил один из второстепенных татарских воевод - Куремса, разбил и его (1254—1255). Но в 1258 г. под нажимом грозного золотоордынского воеводы Бурондая Даниил Галицкий вынужден был срыть укрепления своих городов.

Даниил Галицкий стал зачинателем целой династии галицко-волынских князей Романовичей, которые достойно продолжали его дело, - Лев I (1264-1301), Юрий I (Львович) (1301-1308), сыновья Юрия-Лев II и Андрей (1308-1323).

При Юрии I Львовиче, воспользовавшись внутренними смута­ми в Золотой Орде, Галицко-Волынское княжество смогло на не­которое время снова передвинуть южные границы своих владений вплоть до нижнего течения Днестра и Южного Буга. Показателем могущества Юрия I было то, что он, как и Даниил, принял королев­ский титул, именуя себя королем Руси (то есть Галицкой земли) и князем Владимирии (Волыни). Ему удалось добиться от констан­тинопольского патриарха установления отдельной Галицкой митрополии, в которую входило несколько епархий — владимирская, луцкая, перемышльская, турово-пинская.

С конца XIII в. политическое положение Галицко-Волынского княжества усложняется. Польша вышла из всех усобиц при Влади­славе Локетке, а при его сыне Казимире Великом (1333-1370) перешла в наступление на Русь. Венгрия также окрепла под властью династии Карла-Роберта Анжуйского (1307-1342). На севере опасным соседом стала Литва, которую снова объединил Гедимин (1316-1321). Принадлежащие ранее Галицко-Волынскому княжеству земли между Днестром и Прутом, в том числе территория современной Буковины, оказались в составе Молдавского княжества, которое сформировалось именно в это время. Наряду с румынским боль­шинством значительную часть населения этого княжества составляли украинцы, а некоторые волости были полностью украински­ми. В устройстве и правовой системе Молдавского княжества было немало черт, которые сближали его с Галицко-Волынским княжеством, даже грамоты господарей (князей) Молдовы в течение дли­тельного времени составлялись на русском языке.

Около 1323 г. по неизвестным причинам (предполагают, в походе против Орды) погибли оба последних представителя рода Романовичей - братья Андрей и Лев Юрьевичи. Претендентов на наследство погибших хватало, однако среди них не было ни одного Рюриковича. В 1324-1325 гг. в роли галицкого и волынского правителей упоминаются два князя-брата из Силезии, будто бы приглашенные боярами, а в начале 1325 г. княжеский престол занял избранный волынскими боярами Болеслав Тройденович, сын мазовецкого князя и сестры покойных Романовичей Марии Юрьевны (крещенный по православному обряду под именем Юрия). Проч­имой опоры среди местной знати он не имел. Князя укоряли в чрезмерном протежировании горожанам-иностранцам - чехам и нем­цам, потакании католическому духовенству, а также в притеснении волынской верхушки в правах. Вместе с тем все сильнее крепла пролитовски настроенная партия бояр, ориентировавшаяся на Любарта, сына великого князя литовского Гедимина, женатого на до­чери одного из погибших Юрьевичей.

7 апреля 1340 г. Юрий-Болеслав был отравлен, а на княжеский престол пригласили Любарта Гедиминовича, крещенного под именем Дмитрия. Реально власть Любарта-Дмитрия ограничивалась Волынью, а столи­ца находилась в Луцке, номинально же в его подчинении была вна­чале и Галичина.

Уже спустя несколько дней после смерти Юрия-Болеслава польский король Казимир III овладел Львовом, однако удержать его не смог.

На протяжении столетий в трудные времена господства ино­странных государств украинские деятели литературы, искусства, образования обращались к наследию прошлых эпох, в том числе и времен Галицко-Волынского княжества. Воспоминание о его преж­нем величии поддерживало дух освободительной борьбы украин­цев. Традиции государственности времен Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества имели большое значение для сохранения и укрепления исторического самосознания украинского народа,