Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лебедев С.А. Основные парадигмы эпистемологии и философии науки.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
141.82 Кб
Скачать

Лебедев С.А. Основные парадигмы эпистемологии и философии науки //

Вопросы философии, 2014. №01. М.: Издательство «Наука», 2014. – 192 с. С.72-82.

Основные парадигмы эпистемологии и философии науки с. А. Лебедев

В истории философии науки был выдвинут ряд концепций природы, сущности и особенностей научного познания: эмпирико-индуктивистская, конвенционалистская, неопозитивистская, постпозитивистская, постнеклассическая, диалектическая. Они и сегодня являются влиятельными и по-прежнему пользуются признанием у разных групп ученых. Вот почему критический анализ этих концепций и их возможностей является по-прежнему актуальным.

The subject of the article is a main concepts of the scientific investigation: empirism, convencionalism, neopositivism, postpositivism, postnonclassical epistemology, dialectical concepcion. The author's point of view is positive - dialectical conception.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: наука, научное познание, эпистемология, эмпиризм, индуктивизм, конвенционализм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, постнеклассическая эпистемология, диалектическая эпистемология.

KEY WORDS: science, scientific investigation, epistemology, empirism, inductivism, convencionalism, empiriocriticism, neopositivism, postpositivism, postnonclassical epistemology, dialectical epistemology.

72 Бурное развитие конкретных наук, начиная с Нового времени, рост их значения в культуре и реальной жизни общества не могли не породить стремления ученых и филосо­фов к пересмотру безраздельно господствовавшего ранее понимания философии как "нау­ки наук". Впервые достаточно четко эти проблемы были поставлены в 30-х годах XIX в. в рамках такого нового направления философии как позитивизм. Его основоположники (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль) выдвинули лозунг освобождения конкретно-научного познания от влияния традиционной философии как далекой от нужд нового типа науки, возникшего в эпоху Возрождения и поставившего себя на службу практическим инте­ресам и потребностям общества ("Знание - сила" Ф. Бэкон) [Лебедев 2009, Лебедев 2013].

72 Разработка нового понимания взаимоотношений философии и науки требовала нового ре­шения целого комплекса проблем.

72 Первая проблема. Как известно, история развития самой философской эпистемоло­гии продемонстрировала возможность построения в ее рамках значительного разнообра­зия не просто различных, но и исключающих друг друга концепций. При этом каждая из них претендовала не только на единственно верное представление о науке и научном мето­де, но и активно навязывала его научному сообществу.

72 Как быть в таком случае реальным

73 ученым по отношению к множеству разработанных философами исключающих друг дру­га концепций? Кому из традиционных философов (спекулятивных "метафизиков") уче­ный может и должен верить?

73 Вторая проблема. Насколько оправдано прежнее высокомерное отношение филосо­фов к попыткам ученых собственными силами выработать адекватное представление о науке, ее возможностях и методах научного познания?

73 Третья проблема. Можно ли построить не философскую, а конкретно-научную по своим методам теорию научного познания, и если - да, как это можно сделать?

73 Различные попытки дать ответы на эти вопросы, не выходя за пределы самой науки, и составили сущность позитивистской философии науки, прошедшей весьма длительную эволюцию от Конта вплоть до конца XX в.

73 Первая попытка построения эпистемологии и философии науки как результата самосознания самой науки (путем эмпирического изуче­ния реальной науки, ее содержания, структуры, методов) была предпринята в рамках так называемого первого позитивизма (Конт, Спенсер, Милль) в 30-70-е годы XIX в. [Лебедев 2013, Лекторский 2010]. Необходимо отметить, что к этому времени для постановки во­проса о возможности построения философии науки как самосознания самой науки в куль­туре уже сложились достаточное количество оснований и предпосылок.

73 Важнейшими из них были следующие:

1) резко возросшая к этому времени (даже по сравнению с XVIII в.) относительная са­мостоятельность науки как подсистемы культуры;

2) массовая ориентация новой европейской науки на результаты экспериментов и си­стематических наблюдений как на свой подлинный фундамент;

3) тесная связь науки с практикой, с применением её результатов в технических и тех­нологических целях;

4) высокий престиж науки в обществе и понимание её огромного социального значе­ния как одного из важнейших факторов развития общества.

73 С точки зрения первых позитивистов различие между прежней ("метафизической") эпистемологией и новой философией науки ("позитивной") столь же кардинально и прин­ципиально, как различие между натурфилософией и физикой, или как различие между философией общества и научной социологией, которую еще только предстоит создать. В одном случае мы имеем дело с общими умозрительными рассуждениями (традицион­ная философия — "метафизика") о том, какими должны быть природа, общество или науч­ное познание, а во втором - с установлением и описанием того, какими они действитель­но являются. Очевидно, что это абсолютно разные задачи.

73 Главными итогами реализации нового понимания философии науки стали: 1) построение Г. Спенсером общей научной картины мира своего времени, разработка им классификации наук и написание истории естествознания; 2) разработка эмпирико-индуктивистской методологии научного познания (Дж. Ст. Милль); 3) формулировка программы конкретно-научного исследования об­щества и его законов (идея создания "социальной физики" - О. Конт).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]