Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия психоанализа-1.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
72.57 Кб
Скачать

3.2.5. Развитие личности.

В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматри­вал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты). С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно. Он придавал большое -значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости», являющейся результа­том стремления различных компонентов личности к единству. Эта тема стремле­ния к интеграции, гармонии и целостности в дальнейшем повторилась в экзистен­циальной и гуманистической теориях личности.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель — это полная реализация «Я», то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждо­го человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация — это динамичный и эволюционирующий процесс ин­теграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В сво­ем конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выраже­ние всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится цент­ром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому высвобождается энергия, необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществ­ления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг называл самореализацией. Он считал, что эта конечная стадия развития личности доступна только спо­собным и высокообразованным людям, имеющим к тому же достаточный для это­го досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.

Заключение

Еще при жизни Фрейда психоанализ перестал быть единым целым. Сам Фрейд к психоанализу относил только свое собственное учение, но так уж сложилось, что этим термином начали называть самые различные течения психологической, социальной и философской мысли. Например такие, как: индивидуальная психология Адольфа Адлера, аналитическая психология Карла Густава Юнга, эго-психология Эрика Эриксона и прочие.

С момента возникновения психоанализа прошло уже целое столетие. З. Фрейд выступил тогда как революционер. Та оппозиция, которую вызвал против себя психоанализ в кругах официальной науки, свидетельствует о том, что были нарушены вековые традиции западной морали и науки и сделан шаг за границы дозволенного. Новой научной мысли и ее создателям пришлось пережить годы неприятия, а против нового учения в широких кругах общества поднялись активнейшая вражда и открытое сопротивление. Через некоторое время поднятый шум постепенно улегся. Мировое признание если не вполне, то отчасти сменило прежнюю травлю. Вокруг нового учения создалась атмосфера напряженного интереса, глубокого внимания и пристального любопытства, даже его принципиальных враги. Психоанализ перестает быть только одним из методов психотерапии и становится в ряд первостепенных проблем общей психологии и биологии, истории культуры и всех так называемых “наук о духе”. Став “модной” темой для разговоров, он обрастает новыми теориями, и в своей очень популяризованной форме проникает в самые различные сферы западной культуры. Несколько позже наступает время более трезвой оценки психоанализа. Он становится объектом настоящего научного исследования.

Наука о человеке призвана рассказать ему больше, чем он сам о себе знает. Сперва она раскрывает механизмы восприятия окружающего мира, работы его сознания. Ее следующим шагом становится проникновение в глубины неосознаваемой душевной жизни. Фрейд первым отважился на этот шаг, и в этом главное историческое значение его психоанализа. Десятилетиями погружаясь в ежедневное изучение психических недугов, он в работе по их исцелению обогатил знание о человеческой личности широким спектром различной ценности подходов, проблем и понятий. Но, несмотря на все достижения, современная наука все еще очень далека от постижения всех тайн человека.

В заключении отметим, что сознание является в конечном счете главным рычагом психоанализа, главной опорой Фрейда, имя которого в истории культуры навсегда связано с понятием о бессознательном. Рациональный анализ иррациональных побуждений и, тем самым, избавление от них — таково было его кредо. Но разве возможен иной рациональный анализ, кроме осознанного? И не случайно в одной из своих завершающих публикаций Фрейд признал, что прежде из-за ненадежности критерия сознательности он недооценивал его. “Здесь, — отмечал он, — дело обстоит так же, как и с нашей жизнью, — она немного стоит, но это все, что у нас есть. Без света этого качества сознательности мы бы затерялись в потемках глубинной психологии”. Ему долго пришлось блуждать в этих потемках, прежде чем поставить знак равенства между ценностью сознания и ценностью нашей жизни.

Что же касается взаимоотношения между психоанализом и философией, то они весьма устойчивы и многогранны. Во-первых, философские идеи мыслителей прошлого оказали существенное влияние на становление и формирование психоаналитического учения Фрейда о человеке и культуре. Во-вторых, в своем органическом единстве представления Фрейда о психической реальности и бытии человека в мире образуют психоаналитическую философию, оказывающую не меньшее влияние на общественное сознание в странах как Запада, так и России, чем другие философские течения. В-третьих, психоаналитические идеи все активнее вторгаются в различные направления современной философии.

Главное состоит в том, что психоаналитические концепции оказываются центром притяжения философов различных мировоззренческих ориентаций, независимо от того, насколько остро и принципиально они критикуют отдельные психоаналитические положения или, напротив, некритически заимствуют основополагающие идеи Фрейда.

В связи с этим, одной из важных задач исследований ныне существующих и в перспективе возможных философских школ является дальнейшее осмысление психоаналитической философии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]