Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КРИМИНАЛ НА РВ.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
144.38 Кб
Скачать

2 Специфика отображения материалов на криминальную тематику на российском радиорынке (на примере выпусков «Общественное мнение» на радио «свобода» и «Пьянство за рулем» на «вести fm», )

2.1 «Общественное мнение» как пример криминальных материалов

Громкие преступление, аварии, убийства, правонарушения, и другие чрезвычайные происшествия все чаще освещаются работниками радиостанций.

После анализа радиорынка России можно заключить, что радиостанция «Свобода» наиболее часто использует в своих выпусках криминальную информацию.

Полное название станции — «Свободная Европа» — международная некоммерческая радиовещательная организация, финансируемая конгрессом США, создающая передачи, направленные на поощрение развития демократических институтов и рыночной экономики в странах, которые пытаются преодолеть авторитарное правление, нарушения прав человека, вражду на этнической и религиозной почве, обеспечить свободу средств массовой информации21.

Вещание ведётся на 28 языках в 21 стране Восточной Европы, Кавказа, Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока. Штаб-квартира организации находится в Праге (до 1995 года находилась в Мюнхене), также имеются 23 региональных бюро. В штате работают около 500 штатных журналистов (их них около 300 в Праге, остальные — в региональных бюро) и около 750 фрилансеров. Радио «Свобода» обладает одной из крупнейших в мире служб новостей. Помимо радиовещания радио «Свобода» также ведёт вещание через Интернет и создаёт телевизионные передачи. Общий охват аудитории составляет более 24 миллионов слушателей.

Для соблюдения независимости радио «Свобода» от правительства США, финансирование ведётся не напрямую Конгрессом, а через межпартийный Совет управляющих вещанием (англ. Broadcasting Board of Governors, BBG) посредством грантов. Также в этих целях радио «Свобода» зарегистрировано как частная корпорация, согласно закону власти США не имеют права вмешиваться ни в редакционную политику, ни в оперативное управление радиосетью.

Работники радиостанции освещают как российские, так и зарубежные новости, и, конечно, не обходят стороной информацию криминального характера: громкие убийства, расследования, грабежи, протесты, антиправительственные акции и т.д.

Криминальные материалы на радиостанции чаще всего появляются в новостных выпусках. Например, после прослушивания новостных выпусков за 20 октября можно услышать следующие сообщения: «В России в трех ДТП с участием полицейских погибли люди», «В Колумбии в бою с FARC погибли несколько солдат», «В ливийском городе Бани-Валид идут бои», «В Махачкале убит боевик», «В Ираке 15 человек в субботу стали жертвами терактов», «В Великобритании прошли многотысячные антиправительственные демонстрации», «В Москве митинг на Трубной площади завершился без инцидентов», «В Афганистане полицейские на КПП убили сослуживцев», «В ДТП в Иране погибли, по уточненным данным, 26 человек» и т.д. Это далеко не полный список всех тем на «Свободе», которые посвящены убийствам, митингам, дракам, акциям и протестным движениям.

Зачастую, самые шокирующие сообщения, антиобщественные действа, коррупционные маневры работники станции выносят в отдельные рубрики, а порой и обсуждают случившиеся в выпускам программ, в частности, примером служит «Общественное мнение».

а также в программе «Общественное мнение».

«Общественное мнение» - это совместный проект Радио Свобода и Аналитического Левада-центра. Самые свежие социологические исследования на политические, экономические, социальные и культурные темы, представленные учеными Левада-центра. В каждом выпуске - живые голоса россиян: опросы, проведенные на улицах российских городов, и комментарии специалистов.

Вероника Боде (ведущая радиопрограммы) долгие годы освещает такие темы как: «Террористические акты в Нью-Йорке и Вашингтоне», «Отношения россиян к гонениям на лидеров оппозиции и участников протестного движения» и т.д.

Кстати, именно от автора зависит тематическая направленность программы, ее концепция, а также создаваемый образ в умах радиослушателей. Она, в свою очередь, руководствуется анонсами, тем, что именно в этот момент волнует умы людей у приемников.

Вероника Боде сотрудничает с радиостанцией «Свобода» с 1994 г. Она является редактором и ведущей воскресного цикла «Свободный день», программы «Время за рулем». Родилась в 1961 г. в Москве. Закончила романо-германское отделение МГУ. Издавала газеты «Гуманитарный фонд» и «Новая литературная газета». Автор двух поэтических сборников – «Для света и снега» и «Музыка и бумага»22.

«Москва превращается в центр российского протестного движения. Митинги и шествия в столице как борьба за городское пространство». Именно так звучит анонс выпуска от 3 сентября 2012 года. Суть программы заключается в нескольких вопросах, которые ставит Вероника в начале эфира:

«Действия властей по отношению к оппозиционерам и гражданским активистам - как оценивают их россияне? Многие ли уверены в том, что в стране происходят политические репрессии? Как долго это может продолжаться?». Живые голоса людей, мнения экспертов и специалистов, заставляет слушателей задуматься над случившемся, разобраться в ситуации, и начать действовать. Но не все так положительно.

Заметим, что анализируемая нами тема весьма актуальна не только для прослушивания на радио «Свобода», многочисленные радиостанции также заостряют свое внимание на подобных сферах жизнедеятельности: «Вести FM», «Радио России», «Эхо Москвы», радио «Маяк» и другие.

Думается, что концентрация подобной информации, многочасовые объемы вещания по отношению к программам другого типа не отражают объективную действительность, а формируют «виртуальную» реальность, оказывающую огромное влияние на слушателей23.

Органа, который бы отслеживал объемы криминальных программ, в России не существует. В то время как мировая практика демонстрирует четкие законодательные ограничения на демонстрацию продукции, способной нанести нравственный и моральный вред здоровью аудитории, и особенно жестко законодательство в отношении защиты прав и духовного здоровья детей и подростков. В частности, основные мировые способы регулирования трансляции можно разделить на следующие категории: государственное регулирование (во Франции этим занимается Высший аудиовизуальный совет — CSA); общественное регулирование (в Японии - Национальная ассоциация коммерческих вещателей - NAB); самостоятельное (Система V-чипов в США)24.

Теряясь в большом количестве криминальных программ человек может утратить объективный критерий истины. Дело в том, что доступная ему практика, которая выступает в качестве критерия истинности его представлений об окружающем мире, имеет уже не материальный, а информационный, «виртуальный» характер. Последний задается представлениями, господствующими в тех или иных социальных группах и создаваемом средствами массовой информации «медиа-пространстве».

Как считает исследователь Анжела Кутний «криминальные материалы в СМИ не являются истиной в последней инстанции. Они никого не обвиняют и не оправдывают, тем самым дают зрителю самому разобраться в фактах и понять, на чьей он стороне». Однако, это не совсем так, нам кажется, что именно благодаря подобным программам журналисты «помогают» слушателям разобраться в ситуации и свершить какие - либо действия, примкнуть к той, или иной точке зрения. Например, достичь этого представляется возможным посредством живого общения. Живое общение может протекать в интернете, на сайте радио, на форуме или живых звонков. Что касается выпуска программы «Общественное мнение», тут Вероника Боде в прямом эфире цитирует наиболее встречающиеся мнения людей. Например, «Я спрашивала на нашем интернет-форуме: "Ожидаете ли вы масштабных политических репрессий в России?". Дмитрий из Шатуры пишет: "Масштабных не ожидаю, точечные будут. На масштабные у власти нет ни сил, ни желания. Экономически полностью зависимая от Запада, Россия не может себе позволить стать полным изгоем, осуществляя полномасштабные репрессии". Или, Юрий Кузнецов из Санкт-Петербурга: "Без репрессий никак, и не только политических. Здесь это объективно неизбежно. Россия ходит по кругу, никаких системных изменений не произошло - как мы жили при милитаристской форме управления - "вертикали", так и живём, а дальше уже идут неизбежные следствия", или Семен из США: «Новые законы о митингах и клевете позволят привлекать к судебной ответственности значительно большее число людей, чем раньше. Их и будет привлекаться больше. Но создание внеконституционных троек и массовая рассылка централизованных цифр-разнарядок "Кому в лоб, кому в бровь, кому в пах, кому в глаз" возможным не представляю. Это превратит всех власть предержащих в изгоев, а они вон как бьются за 60 чиновников из списка Магнитского. Это возможно, по-моему, только при возвращении к "зияющим высотам коммунизма».

Таким образом, прослушивая разного рода криминальную информацию у слушателя складывается определенная картина. Можно сказать, что именно ведущий может повлиять на нее, и создать тот образ, то понимание, которое ему необходимо. Следовательно, программы на криминальную тему, в том числе и анализируемый выпуск, не только создают определенный образ страны, но и способствуют укреплению в обществе чувства опасности, катастрофизма, обделенности, несправедливости, недоверия. Данная точка зрения может быть и не верной, но ведущая и гости в студии посредством использования определенных речевых конструкций ведут именно к этому. Например, фразы: «Татьяна Камоза: Я думаю, что для всех очевидна цель власти. Я думаю, что тут никто не заблуждается. Просто основная масса населения не придает такого серьезного характера». Или, «Николай Петров: Мне кажется, что цели власти понятны. Но я бы эти цели назвал неадекватными той ситуации, с которой власть столкнулась, и действия по реализации этих целей я бы тоже назвал неадекватными и неэффективными». Или, «Татьяна Камоза: Я абсолютно в этом смысле поддержала бы Николая Петрова по поводу неадекватности действий властей. Более того, они какие-то хаотические, совершенно непродуманные, доходящие до анекдота. Возникает ощущение потери чувства реальности у власти». То есть гости в студии не дают точного определения и своего мнения, однако формируют его посредством экспрессивных фраз, риторических высказываний, которые говорят сами за себя. Но при всех описанных уловкам ведущей, ее программа – это яркий пример качественной журналистики, это интеллектуальная передача, где отсутствуют частицы треш-журналистики. Слог, выступающих понятен, компетентен, грамотен и корректен. Подобные выпуски, несомненно, требуются огромные усилия, много творчества, новых идей, редакторских, сценарных открытий.