Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Практическое занятие 6 экстрем.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
21.11.2019
Размер:
109.57 Кб
Скачать

Практическое занятие

Тема: «Психологический дебрифинг»

Цель: «Ознакомить студентов с методом психологического дебрифинга. Освоить прием переконструирования в ходе проведения дебрифинга»

Теоретическая часть.

Психологической дебрифинг — это групповая форма работы по отреагированию, переработке и минимализации последствий чрез­вычайных и экстремальных ситуаций.

Развитие техники дебрифинга связывают с именами Дж. Митчелла (США) и А. Дирсгрова (Норвегия). Вот как А. Дирегров опи­сывает сущность дебрифинга и его цели: «Это групповая встреча, организованная для того, чтобы выразить эмоции и реакции, ко­торые выжившие, потерявшие родственников или добровольцы испытывали во время или после критических происшествий или катастроф. Групповые цели заключаются в том, чтобы избежать ненужных психологических анти-эффектов»1.

Достигается это путем проработки впечатлений, реакций и чувств пострадавших; формирования у них понимания сущности происшедших событий и осознания своего психотравматического опыта; уменьшения ощущения уникальности и патологичности собственных реакций путем обсуждения чувств и обмена пережи­ваниями; мобилизации внутренних ресурсов, групповой поддерж­ки; снижения индивидуального и группового напряжения; подго­товки к переживанию тех симптомов и реакций, которые могут возникнуть в последующем.

Цель и задачи дебрифинга

Общая цель группового обсуждения — минимизировать пси­хические страдания участников экстремальной ситуации и свиде­телей происшествия и купировать разрушительные последствия травмы, тем самым минимизировав вероятность тяжелых психо­логических последствий.

Конечно, дебрифинг не может гарантировать исцеления участ­ников экстремальной ситуации, но он помогает им отреагировать разрушительные эмоции, помогает понять, что с ними произош­ло во время трагического события и происходит сейчас, и на ос­нове этого осознать и наметить действия, которые необходимо предпринимать в будущем для того, чтобы помочь себе и своим близким справиться с психологическими последствиями экстре­мальной ситуации. Можно сказать, что дебрифинг одновременно является и методом кризисной интервенции, и методом профи­лактики последствий экстремальной ситуации.

Основной прием проведения дебрифинга —

переструктурирование

Основным психологическим механизмом дебрифинга является переработка и закрытие прошлого, а основным психотехническим приемом — переструктурирование (Дж. Мишелл, А.Дирегров). Понять сущность приема пере структурирования помогает простой пример. Существует старая шутка о том, чем отличается пессимист от оптимиста. Оба смотрят на один и тот же стакан, но пессимист утверждает, что «стакан наполовину пустой», а оптимист, — что он «наполовину полный». С логической точки зрения, выражения «наполовину пустой» и «наполовину полный» означают одно и то же, но с психологической точки зрения эти формулировки име­ют различный смысл и вызывают различные эмоции.

Так и в ходе обсуждения мы не можем изменить трагическую ситуацию, которая уже произошла, но можем изменить восприя­тие ситуации человеком, можем повлиять на его чувства и пове­дение. Поскольку участник экстремальной ситуации интерпрети­рует ее в свете своих чувств, а не реальных фактов, применение переструктурирования помогает соединить факты с чувствами и осознать, как он реагировал на ситуацию и почему именно та­ким образом, а также найти оптимальный баланс между тем, что произошло на самом деле, что думает он по поводу происшедшего и что он чувствует (гак называемый когнитивно-эмоциональный баланс).

Каждый из участников видит ситуацию по-своему. При помо­щи техники переструктурирования человек или группа людей, по­страдавших в экстремальной ситуации, получают возможность увидеть травмирующее ее событие и свое поведение с разных то­чек зрения. Поскольку в процессе группового обсуждения возни­кает полилог (многоголосие), то появляется возможность услы­шать голоса других участников ситуации (или очевидцев), выде­лить различные интерпретации трагического события, по-новому взглянуть на само событие и на свое поведение во время него. Замечания и комментарии ведущего по ходу обсуждения помога­ют принять другую точку зрения, изменить установки участников и подвести каждого из них к лучшему пониманию себя и своего поведения. Все это приводит к «закрытию прошлого», человек как бы переносит трагическое событие из психологического настоя­щего в психологическое прошлое, а значит, интегрирует его в целостную ткань своего жизненного опыта.

Поясним это на конкретном примере работы по переструкту­рированию с молодым мужчиной, пережившим вооруженное на­падение.

Вот как сам пострадавший рассказывает о ситуации: «Я должен был вынуть оружие и схватить человека, который на меня напал. И, если бы я был более храбрым, то смог бы предотвратить нападение. Во-первых, я был больше, чем он. Во-вторых, возможно, его пистолет был не заряжен. Но я струсил и растерялся. Я чувствую себя таким виноватым».

Как видим, мужчина убежден, что единственно возможное в ситуации нападения поведение — быть героем, храбро сражаться с напавшим. Это убеждение вызывает у него острое чувство вины.

Как можно провести обсуждение, которое поможет ему по-новому взгля­нуть на то, что произошло, переосмыслить травмирующую ситуацию и из­бавиться от чувства вины?

Для начала можно спросить: «Ты считаешь, что должен был сопротив­ляться и победить... Почему же тогда ты ничего не предпринял?». Выслу­шав ответ, следует при помощи нескольких деликатных вопросов сместить фокус внимания — помочь ему сконцентрироваться на том факте, что у нападавшего было оружие, а значит, любая попытка что-либо предпри­нять, могла плохо закончиться, скорее всего ее результатом было бы ране­ние или даже смерть. Можно также помочь ему понять неуместность само­го вопроса о том, был ли заряжен пистолет, и подвести к мысли: в момент, когда на тебя направлен пистолет, самой естественной реакцией будет страх, что тебя убьют в случае, если ты не отдашь то, что от тебя требуют.

Уже эти вопросы и размышления психолога могут поколебать «герои­ческую позицию» и более реалистично увидеть ситуацию и свои возможно­сти. Если же человек продолжает чувствовать вину за свой страх и злится на себя за беспомощность, нужно объяснить ему, что эти реакции — един­ственный естественный и нормальный ответ на экстремальные обстоятель­ства. Что его победа уже в том, что он остался в живых.

Практическое задание

    1. Охарактеризуйте дебрифинг как средство психологической помощи людям, пережившим экстремальную ситуацию. Сформулируйте его ос­новные цели и задачи.

    2. Выделите основные психологические механизмы действенности де­брифинга?

    3. Ознакомьтесь с теоретическим материалом о переструктурировании в ходе дебрифинга и на его основе решите, как вы будете применять эту психотехнику при работе с участником экстремальной ситуации, который рассказывает о своем опыте и своем состоянии следующим образом.

«Я должен был спасти тонущего ребенка» (говорит человек, который не умеет плавать).

«Я должен был сделать все для того, чтобы он меня не ограбил» (у гра­бителя был большой нож, который он приставил к горлу пострадавшего).

«Если бы я вел машину осторожнее, то аварии бы не случилось» (другой водитель был пьян и ехал на красный свет).«Я чувствую себя виноватым в том, что у меня достаточно еды, в то время как другие так нуждаются» (говорит спасатель после работы в Эфиопии).

«Если бы я прибыл раньше, то смог бы спасти больше людей» (гово­рит пожарный, который спас двоих, но ему не удалось спасти третьего).

«Я должен был выхватить пистолет и выстрелить в него» (говорит кассир после вооруженного нападения).

    1. Выполните методику, описанную ниже. Ваши предложения по использованию данной методики в случаях работы с травматическим опытом клиента?

Графическая методика «История жизненных переживаний личности»

Методика рассчитана на выявление особенностей одного из важней­ших компонентов образа мира — психологического времени личности, в частности соотношения «прошлое—настоящее—будущее». К примеру, это могут быть причинно-следственные связи, связь через концепцию судьбы («карма», «знак судьбы», «рок») либо связь через актуализиро­ванную и опредмеченную важным событием потребность, которая оста­лась неудовлетворенной. В этом случае событие прошлого может «длить­ся» в настоящем и служить источником дискомфорта («война для меня никогда не кончится») или способом компенсации «экзистенциального вакуума».

Методику можно применять как в индивидуальной работе, так и в работе с семьей. Особенно хорошо она работает на начальной, психоди­агностической стадии: с одной стороны, дает возможность разговорить человека, а с другой — вовлекает его в совместное с психологом иссле­дование жизненной ситуации в контексте жизненного пути, помогает взглянуть на свои проблемы со стороны.

Описание. Клиент совместно с психологом чертит систему коор­динат: на листе бумаги вертикальная линия — положительный —отрица­тельный полюса переживаний; горизонтальная — переживания прошло­го—будущего. В ходе беседы на ней отмечают наиболее важные события жизни в прошлом, настоящем и предполагаемом будущем. Далее отме­ченные события соединяются линией.

Это происходит так: психолог задает клиенту вопросы о наиболее важ­ных событиях его прошлого, настоящего и предполагаемого будущего, а также о его переживаниях, которые вызвало каждое из этих событий.

Приведем пример конкретной консультации. Клиент (женщина по имени Ирина) обратилась с жалобой на невыносимо трудные отноше­ния со своими детьми.

Психолог. Вспомните, пожалуйста, наиболее важное событие из ва­шего далекого прошлого.

Клиент. Вспомнила.

П. Могли бы вы сказать, когда оно было?

К. Десять лет назад.

П. Что вы испытывали тогда?

К. Боль, обиду, безысходность... (молчание).

Я. Вы могли бы теперь рассказать, что это было за событие?

К. Это развод с моим мужем.

Я. Посмотрите теперь на чистый лист, который лежит перед вами (показывает на сетку координат, начерченную заранее). Слева находится Ваше прошлое, посередине — настоящее, а справа — будущее. По верти­кали обозначены Ваши переживания (по интенсивности от позитивных к негативным: 1, 2, 3, 0, -1, -2, -3). Могли бы Вы найти здесь место для события, которое Вы только что назвали?

К. Вот здесь (показывает точку 1 на рисунке).

Я. Хорошо, это Ваше дальнее прошлое. Если Вы вспомните свою жизнь чуть позже, то какое наиболее важное событие приходит вам в голову?

К. Смерть моей матери. Она была самым близким человеком для меня. Я очень тяжело пережила эту смерть. Я осталась совсем одна... Я жила тогда как во сне...

Я. Что Вы тогда чувствовали?

К. Я была вся опустошена. У меня все валилось из рук, я ни о чем не могла думать. Я постоянно ощущала ее взгляд у меня за спиной. Я забро­сила двоих детей... Возможно, тогда и начались проблемы.

Я. Когда это произошло?

К. Пять лет назад.

Я. Отметьте, пожалуйста, это на листе бумаги.

К. Я думаю, это максимально тяжелое по переживаниям событие (от­мечает точку 2).

Я. Теперь вспомните, что наиболее важное для Вас произошло после этого события?

К. Я потеряла работу.

Я. Когда это произошло?

К. Три года назад.

Я. Что Вы при этом чувствовали?

К. Я испытывала тревогу за свою семью, думала о том, как и на что мы будем жить. Я потеряла уверенность в своем будущем, в себе... Я и сейчас не думаю, что могу что-то изменить.

Я. Попробуйте отметить это событие на графике.

К. Ну... по сравнению с первыми двумя, конечно, оно менее болез­ненное (отмечает точку 3).

Я. Могли бы Вы вспомнить какое-либо событие из Вашего прошлого, когда вы испытывали сильные положительные эмоции, переживания?

К. Да...

П. Вы можете рассказать об этом?

К. Это было (смотрит по графику') сначала рождение Алеши, моего первого ребенка (сразу показывает на листе бумаги точку 4), и рождение Катюши, моей младшенькой (показывает точку 5).

Я. Какие чувства Вы тогда испытывали?

К. Понимаете, мы с мужем очень долго не могли иметь детей, поэто­му их рождение было особой радостью... по крайней мере, для меня. Рождение второго ребенка было моей инициативой. После этого наши отношения с мужем изменились...Он изменился.

Я. А если мы с Вами посмотрим более недавнее Ваше прошлое?

К. Я встретила очень дорогого мне человека, я до сих пор с ним встре­чаюсь, но... понимаете, он женат, а я с двумя детьми... Хотя они уже большие, но я беспокоюсь... Наверное, мы скоро расстанемся.

Я. Как бы Вы оценили это событие?

К. (показываетточку 6).

Я. А теперь давайте вспомним Ваше недавнее прошлое.

К. Сын женился... Я не могу сказать, что для меня это было радостное событие. Он у меня такой молодой, ему только восемнадцать... Он толь­ко на I курсе в институте учится, а семья его отвлекает. Самое ужасное в этой ситуации, что он переехал к родителям своей жены. Я теперь так одинока.

Я. Но у Вас же есть младшая дочь.

К. Да, есть... вся в своего отца. Я не хочу о ней говорить.

Дальнейшая работа была направлена на построение позитивного об­раза будущего.


Анализ построенного в ходе беседы графика производится совместно с клиентом. Он позволяет определить эмоциональное состояние клиен­та, наличие или отсутствие кризисных состояний, оценку клиентом про­шедших событий, перспектив на будущее, особенностей жизненного мифа клиента и его влияние на определение ситуации и оценку своего будущего и т.д.

При анализе необходимо учитывать, что клиент называет «перелом­ные события жизни», т.е. те значимые события, которые нарушают пре­емственность его существования. Как известно, изменения в кризисной ситуации могут носить как позитивный характер личностного роста, так и негативный характер сужения возможностей личностного развития. Переломное значение события разделяет временную ось биографии на время «до» и «после», возникает феномен «неравноправия этапов про­шлого», который определяет репертуар выборов в процессе «жизнетвор- чества» обращением лишь к недавним событиям.

Можно выделить четыре типа воспоминаний о важных событиях:

  1. важные для планирования будущего;

  2. важные для понимания внешнего мира (поведения других людей, правил социальной жизни, универсальных законов природы и т.д.);

  3. важные для придания ценности своему прошлому и осознания уникальности собственной жизни;

  4. важные для формирования представления о себе как личности и отношения к себе и своим ресурсам (образ Я).

История одной личности формирует се восприятие себя и других и определяет личностные ценности и ожидания, которые, в свою очередь, влияют на стиль взаимодействия. Опыт личности определяют степень и гибкость стратегий, используемых ею для того, чтобы управлять различ­ными жизненными ситуациями. Если же стратегии совладания стано­вятся неэффективными, то человек оказывается перед выбором: либо следовать прежним стратегиям взаимодействия с окружающими, пока ситуация не примет характер необратимости; либо пересмотреть свои прежние установки (несмотря на болезненность данного процесса) и из­менить свою жизнь, а возможно, и окружение.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М., 1983.

Шибутани Т. Социальная психология. — Ростов н/Д, 1998.

Пуховский Н. И. Психопатологические последствия чрезвычайных си­туаций. - М., 2000.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь / Под ред. О. В. Красновой. — М., 2002.

Александровский Ю.А. и др. Психогения в экстремальных ситуациях. — М., 1991.

Никитина Т. И. К вопросу о задачах экстренной психологической по- моши // Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь / Под рсл. О. В. Красновой. — М., 2002.

Осухова Н. Г. Частный случай на фоне общей трагедии // Психология зрелости и старения. — 2004. - № 4.

Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. — М., 1990.