Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
voprosy_ustyuzhanina4.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
04.06.2015
Размер:
100.76 Кб
Скачать
  1. Журналистика в системе социальных институтов общества. Журналистика и государство. Журналистика как четвертая власть. Журналистика и гражданское общество.

Термины: социальный институт, гражданское общество, журналистика, СМИ

Социальный институт- исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах морали (нравственности), права система общественных отношений.

Гражданское общество - независимое от государства объединение граждан с высокой правовой культурой, созданное для решения какой-либо проблемы.

Журналистика – общественная и производственная деятельность, занимающаяся сбором, обработкой и периодическим распространением массовой актуальной информации; Совокупность журналистских текстов (медиапродуктов); Совокупность организаций, занимающихся распространением массовой информации (СМИ/СМК).

СМИ – печатное издание, радио-, видео-, телепрограммма, кинохроникальная программа, любая иная форма периодического распространения массовой информация.

«Четвертая власть» – термин, описывающий влияние СМИ на общество, по аналогии с тремя ветвями власти (исполнительная, законодательная, судебная). Но реальной властью СМИ не обладают: они не обладают правом насильственно принуждать к совершению какого-либо действия, не обладают легитимностью, СМИ не выбирают. Поэтому «четвертая» в кавычках.

Влияние СМИ велико, потому, что люди живут не столько в физической реальности, сколько культуры (пример: большинству детей животные известны не как реальные звери, а как их образы массовой культуры)Даже потребление в современном обществе это удовлетворение не столько физических потребностей, сколько социальных: бренд, стиль, статус занимают значительное место. Т.е. даже покупка товаров – это наполнение бытия символическими знаками. Основные события в современном мире рождаются в социально-культурной, а не в физической сфере.

Исходя из концепции суверенитета народа совокупность СМИ – народная журналистика. Соответственно ее призвание – реализовать волю и власть народа.

С тремя другими властями журналистика может быть партнером. СМИ в положительных моментах одобряет действия власти, иначе критикует, требует изменить политику. Власть в свою очередь может соглашаться, прислушиваться, аргументировано опровергать и доказывать правильность действий.

Воздействия на аудиторию народной журналистики велико. Ж ведет всесторонний мониторинг реальности. Представляя и обсуждая явления жизни выступают в роли общественного эксперта, формируют массовое сознание. Журналистика оказывается трибуной разнообразных мнений по широкому кругу вопросов.

Проблемы «четвертой власти»:

  1. Журналистский народ – не монолитен, состоит из людей разного проф уровня, возрастного, культурно-образовательного характера. Так «четвертая власть» оказывается раздробленной на различные отряды в соответствии со своими позициями на стороне тех или иных сил.

  2. Частные группы и силы не обладают возможностями пользоваться средствами «четвертой власти» на равных основаниях. Властные группировки ограничивают доступ людей.

  3. Проблема характера понимания и меры использования «властных полномочий». Нежелание считать себя «властью», непонимание, непризнание ответственности.

  4. Стремление государственной власти ограничить правомочия и стеснить деятельность «четвертой власти»

Направления взаимоотношений журналистики и государства:

1. необходимость следить за действиями властей по обеспечению права журналистов на сбор и распространение информации.

2. действия власти и массмедиа для предоставления партиям и кандидатам возможности общаться с избирателями в ходе предвыборной кампании.

3. попытки власти и массмедиа добиться объективности в освещении партий и кандидатов в информационных и новостных программах.

4.действия правительства и массмедиа для просвещения избирателей о важности и процедуре голосования.

В Великобритании вообще местные органы власти и другие государственные органы не имеют права подавать иски к СМИ за критику правительства или деятельность администрации, за исключением случаев, когда это стало причиной финансовых потерь (решение Палаты лордов по делу Derbyshire County Council v. Times Newspapers Ltd). В Швеции государственные органы не имеют права возбуждать иски о клевете. Французские суды, норвежские, голландские хотя прямо и не переняли правило Европейского Суда, требуют от истца, если он официальное лицо, политический или общественный деятель представить более основательные доказательства, чем от частного лица. В США прямо законом требуются более веские доказательства от должностных лиц и политических деятелей по поводу ложных фактов и критических мнений.

В ряде стран политическая реклама ограничена за исключением периодов, когда проходит предвыборная кампания (Германия, Испания). В других странах (Франция, Великобритания) ограничения налагаются только во время предвыборной кампании. Например, во Франции в течение 3 месяцев до выборов запрещена любая платная политическая реклама в прессе, на радио и по телевидению, а количество бесплатной рекламы ограничено. В Великобритании политическая реклама в поддержку какого-либо кандидата без его предварительного разрешения является правонарушением. В США любое регулирование в области политической рекламы, даже если оно осуществляется коммерческими организациями, неконституционно и может быть разрешено в случае принятия целого ряда обязательств при наличии «убедительной общественной необходимости»; удовлетворить этому требованию очень сложно.

Дело Боуман против Соединенного Королевства 1998 г. Боуман распространила в избирательном округе Галифакс незадолго до всеобщих выборов 1992 г. 25 тыс. листовок, где излагались взгляды на аборт 3 основных кандидатов. Ей было предъявлено обвинение, т.к по закону Великобритании расходование средств в размере более 5 фунтов стерлингов на издание публикаций с целью содействия или обеспечения избрания кандидата на выборную должность со стороны любого специально не уполномоченного на то лица является уг. преступлением. На что Суд ответил: «Суд не убежден, что необходимость ограничить ее расходы 5 английскими фунтами обусловлена правомерной целью обеспечить равенство кандидатов, особенно в свете того факта, что никакие ограничения не мешали прессе выступать за или против конкретного кандидата или политической партии, а сторонники кандидатов могли помещать рекламу на национальном или региональном уровне, хотя и при условии, что она не должна способствовать улучшению либо ухудшению избирательных перспектив определенного кандидата в конкретном избирательном округе».

СМИ В СИСТЕМЕ ДИАЛОГА ПАРТИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОСТИ. Автандил ЦУЛАДЗЕ: Контроль над СМИ означает контроль над созданием мифов, которые внедряются в массовое сознание. Наиболее могущественные медиа-империи принадлежали Б.Березовскому и В. Гусинскому. Первый контролировал ОРТ, второй владел НТВ. С помощью телевидения олигархам удавалось решать свои политические и коммерческие задачи. Однако после прихода к власти Владимира Путина ситуация изменилась. Государство пустило в ход свои силовые ресурсы и, в результате, олигархи утратили контроль над телеканалами. Но есть и встречная тенденция. Государство пытается противостоять глобализации и автономизации СМИ, используя доступные ему рычаги влияния. Даже в США, которые так гордятся Первой поправкой к Конституции, после терактов 11 сентября государство предъявило свои права на контроль над информацией. Так, CNN "порекомендовали" не показывать интервью с Бен Ладеном, якобы, из-за того, что террорист может подавать своим сообщникам некие тайные знаки, которые послужат сигналом для новых терактов. Политкорректное CNN не стало спорить. Государство будет и в дальнейшем наступать на СМИ просто в силу своей природы. Конфликт между СМИ и государством неизбежен, поскольку интересы этих институтов зачастую противоположны. "Цели СМИ отличаются от целей правительственных чиновников. Чиновникам нужны истории, в которых их работа отражалась бы точно и в благоприятном для них свете. Они также хотят доминировать над процессом создания новостей, чтобы публикуемая информация отражала их понимание того, что имеет значение, а что не имеет. С другой стороны, журналистам нужны новостные (newsworthy) истории, отбираемые по общепринятым критериям. Они верят, что их аудитория больше заинтересована в захватывающих фактах и человеческих историях, чем в академических дискуссиях по проблемам публичной политики, их предыстории и их предполагаемого воздействия, выраженного в статистике" (Graber D. Mass Media and American Politics. 4-th ed. P. 321-322.). При Ельцине на фоне развала государственной машины возник феномен олигархических СМИ (прежде всего, империи В.Гусинского и Б.Березовского). Их уникальность была в том, что они не были ни "партийными" в западном смысле, ни государственными. Их владельцы были самостоятельными политическим игроками. "Медиа-МОСТ" был своего рода протопартией со своей идеологией, связями в госапапрате, политической позицией и т.д. Самостоятельной политической фигурой был и Б.Березовский (именно СМИ делали его таковой). Этот феномен возник благодаря тому, что вакуум между обществом и государством заполнить было некому.

Тенденции

- разрывы между обществом и партиями начнут преодолеваться естественным путем и пресса постепенно станет "партийной".

- Отношения с государством также будут постепенно формализоваться.

Маршалл Маклюэн. Маклюэн занимался изучением воздействия телевидения на массовое сознание. Он считал, что телевидение мифологизирует человеческое общение. Присущая телевидению постоянная смена картинок приводит к тому, что единственным способом объединения разрозненных частей информационной мозаики является миф. Согласно Маклюэну, вместе с телевидением наступает эпоха "нового племенного человека".

Елена Вартанова Журналистика: в поисках общего (СМИ и гражданское общество: что нужно России? подзаголовок) С одной стороны, СМИ являются форумом для обсуждения гражданских вопросов, и это сегодня одна из самых важных их функций. Масс-медиа формируют в современном обществе своего рода коммуникационную площадку, где общество само разговаривает с собой, на которой элиты общества, различные политические партии, общественные движения и отдельные граждане могут общаться друг с другом, вести диалог. Без СМИ подобное общение невозможно. другой стороны, рассказывая о гражданском обществе, журналистика повышает уровень политических знаний избирателей и, одновременно, способна продвигать идеи гражданского согласия. Журналистика и СМИ: разбегающиеся миры?(подзаголовок такой. можно к PR отнести еще)

Как минимум три новейшие тенденции радикально изменили медиаландшафт не только в России, но в абсолютном большинстве стран. Появление таких специальностей как рекламисты и специалисты по связям с общественностью ввело в СМИ профессионалов новой сферы. Сращивание СМИ с миром развлечений значительно увеличило объем развлекательного — но не журналистского — контента в прессе и особенно на ТВ. А развитие цифровых технологий расширило мир медиа, приведя в него и аудиторию, которая сама стала создавать медиатексты и формировать информационные потоки. И потому сегодня журналистам просто необходимо переосмыслить свою профессиональную идентичность, журналистике — свою природу и функции, а всему обществу нужно формировать новое отношение к журналистике. Мы все еще по традиции называем журналистами тех, кто работает в СМИ, хотя зачастую эти люди не имеют прямого отношения к журналистике.

Мнение Норберта Больца

Больц Н.: Поскольку для медиа важной чертой работы является скорость, в политике она тоже начинает цениться больше содержания.

На место харизматичного вождя приходит политик как медиазвезда.

Политеймент – политика как единство новости, рекламы и развлечения.

Во времена Ленина и Гитлера идеологию заменила пропаганда, теперь пропаганду заменил политический брендинг: партии начинают существовать в общественном сознании как торговые марки, политики в ток-шоу – как товары этих марок.

Н. Больц: поскольку граждане не обладают соответствующими компетенциями, чтобы судить о конкурентных преимуществах политиков, им остается только эстетическое наслаждение. Последовательное медиаинсценирование политики имеет далеко идущие последствия: зрители ток-шоу и телевизионных дуэлей ждут не политики, а исполнительства. Поэтому все важнее становятся советники по связям с прессой, эксперты по маркетингу… они умеют подать политиков как товар культовой марки.

Знамениты политики о которых известно, что они хорошо известны. Селебрити – священные монстры. Людям обычно интересны именно люди, то есть истории, а не политическая система и последствия решений в ней. Поэтому медиадизайнеры оформляют сегодня политическую коммуникацию как единство новостей, рекламы и развлечения.

В политейменте зрители и читатели наслаждаются близостью к сильным мира сего и иллюзией видения будущего.

Особенности медиадемократии (Н. Больц)

- В условиях современных медиа все политические проблемы должны быть персонализированы. Поэтому в медиадемократии действует конечное число актеров.

- В медиадемократии политические проблемы не продумываются, а прочувствуются. Инструмент – морализация проблемы: она позволяет тем, кто ничего не понимает в проблеме, участвовать в дискуссии.

- В медиадемократии власть можно удержать, только соотнося решения с эмоциями граждан. Такое соотнесение изо дня в день реализуется в медиа. Мы не обязаны вырабатывать глубокую и взвешенную политическую позицию. Достаточно считать, что Меркель – хорошая, Штойбер – плохой, а Штайнбрюкер «мне не известен».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]