Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
к ГЭКу от Н.Л. Быстрова: по истории философии.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
11.11.2018
Размер:
460.29 Кб
Скачать

2. Краткая характеристика схоластической философии

Термин «схоластика» происходит от греческого слова «схоле», что значит «школа». Уже по названию понятно, что это - «школьная» философия со всеми присущими «школе» свойствами – стремлением к «дисциплированности» ума, систематичностью, методологической строгостью, единообразием приемов, подробностью и предельной рационализированностью всех системных элементов.

Хронологически возникновение схоластики можно определить только очень приблизительно. Первым представителем этой философии считают Иоанна Скота Эригену (ок. 810 – после 877 гг.), автора знаменитого трактата «О разделении природы». Обычно начало схоластики связывают с так называемым Каролингским возрождением (IX в.). Именно в это время во Франции, под покровительством Карла Великого, возникли ученые сообщества, называвшиеся Академиями (по примеру платоновской Академии), начался расцвет университетского образования, издательского дела. Это время, когда, кажется, достигнут был «мирный договор» между верой и разумом. Вот знаменитое определение Фомы Аквинского, великого мыслителя Высокой схоластики, - определение, суммирующее и примиряющее противоположные точки зрения на этот вопрос: «Священное учение пользуется человеческим разумом не для того, чтобы доказать веру, а для того, чтобы прояснить все то, что предлагается в этом учении».1 Это, по существу, означает, что человеческий разум не должен питать надежду обеспечить прямое доказательство таких догматов веры, как трехипостасная структура Троицы, Воплощение, ограниченность во времени Творения, непорочное зачатие и т.д. Однако разум может прояснить эти догматы, что он, в общем, и делает.

Прежде всего, человеческий разум способен дать прямое и пол­ное доказательство всего, что может быть выведено из любых принципов, кроме Откровения, иначе говоря, всех этических, физи­ческих и метафизических представлений, включая даже такую «преамбулу веры», как существование (но не сущность) Бога; она может быть доказана с помощью аргумента­ции, которую Фома Аквинский определял как аргументация «от следствия к причине».

Далее, разум может прояснить содержание самого Откровения; с помощью аргументации, хотя и негативной, разум может опро­вергнуть все рациональные возражения против Догматов Веры – возражения, которые по необходимости должны быть или лож­ными, или неполными; и в позитивном плане, хотя и не путем аргументированного доказательства, разум может обеспечить определенного рода «подобия», которые «выявляют» таинства через ана­логию, как, например, в том случае, когда отношение между Тремя Ипостасями Троицы уподобляется отношению, которое возникает в нашем сознании между бытием, знанием и любовью, либо Божье творение сравнивается с человеком – творцом.

И до Фомы, и уж во всяком случае, после него дистинктивные и дефинитивные приемы – такие, как выявление, прояснение, пояснение – становятся определяющим признаком схоластики. Схоластика – дискурсивное богословие; она стремится к системности; она вырабатывает множество тончайших, иногда совершенно ненужных дефиниций; она пытается рационализировать все, на что вправе, по ее мнению, посягнуть разум. И разум становится почти ничем не ограниченным в своих правах. Очень показательно то, что в эпоху патристики не было противоборствующих философских или богословских школ. Никакого школьного языка философствования тоже не было, и не было тяготения к тем или иным методам в силу того, что они хорошо рационально обоснованы.

Система в эпоху схоластики присутствовала решительно везде. Эрвин Панофски не случайно сравнивает архитектуру Высокой готики со схоластическим трактатом, который должен был писаться по строгим правилам. С этими же правилами необходимо было соотносить свой ум всякому, кто хотел «правильно» мыслить.

В рамках схоластики было два направления, имевших некоторые признаки «школ». Это номинализм и реализм. Разногласия между этими направлениями были вызваны проблемой универсалий, т.е. общих понятий. Необходимо было понять, как они существуют. Реалисты были убеждены в их реальном, т.е. объективном и независимом от человека существовании. Номиналисты говорили, что существовать могут лишь единичные вещи, а универсалии – это либо такие общие понятия, которые рождаются и существуют только в нашей голове (это «ноумены», т.е. имена, которые мы даем вещам), либо «вторичные интенции», содержащиеся в языке, в словах..1 Нетрудно заметить, что реалисты развивают линию христианского платонизма, а номиналисты – линию христианского аристотелизма. Из реалистов назовем Ансельма Кентерберийского (1033-1109 гг.) и Гильома из Шампо (1068-1121 гг.). Из номиналистов – Беренгария Турского (ок. 1000-1088 гг.), Росцелина Компьенского (1050-1110 гг.) и Пьера Абеляра (1079-1142 гг.). Нашу краткую характеристику схоластики на этом завершим.

К вопросу о методологии рационализма и эмпиризма: Декарт и Бэкон