Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматия по курсу ``Зоопсихология и сравните....doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
15.11.2018
Размер:
3.9 Mб
Скачать

Правила управления с помощью стимулов

Для того, чтобы управлять с помощью сиг­налов, надо сформировать нужное поведение, а затем, когда оно осуществляется, делать так, чтобы оно происходило во время или сразу после какого-либо определенного сигнала. Этот стимул затем становится ключом, или сигна­лом, поведения.

Например, предположим, что вы застав­ляете собаку садиться, надавливая на крес­тец и подтягивая за ошейник. Это безуслов­ные стимулы, они действуют без обучения. Затем вы подкрепляете любое самостоятель­ное проявление собакой этой позы, форми­руя соответствующее поведение. Делая это, вы произносите команду "Сидеть!", которая первоначально ничего не значит для собаки (конечно, подойдет и любое другое слово на любом языке). Когда собака усвоит, что вам иногда надо, чтобы она села, она иногда ста­нет выполнять это действие во время или пос­ле предъявления сигнала, или условного сти­мула, команды "Сидеть!". В конце концов она начнет выполнять действие точно в соответст­вии с тем, что ей приказывают.

Теперь поведение находится под контролем стимула, не так ли? Еще нет. Проделана только половина работы. Животное следует также обу­чить — и это специальная тренировочная зада­ча — не садиться без команды. Установление управления поведением стимулами не являет­ся завершенным, пока оно совершается и в отсутствии условного сигнала.

Не рычите на собаку! 203

Это, конечно, не означает, что собака дол­жна целый день стоять, пока вы не скоманду­ете: "Сидеть!". Она может садиться сколько ей вздумается. Однако во время тренировок или работы, когда предполагается использование условных стимулов, "пуск" и "стоп" сигналы должны быть твердо установлены, чтобы вы­полнение команды было надежным.

Итак, полный контроль с помощью сти­мулов определяется четырьмя условиями, к каждому из которых следует относиться как к самостоятельному разделу тренировочной за­дачи, самостоятельному пункту программы выработки:

1. Поведение всегда осуществляется сразу после подачи условного стимула (собака са­дится, когда ей приказывают).

2. Поведение никогда не возникает в от­сутствие стимула (во время занятий или ра­боты собака никогда не садится спонтанно).

3. Поведение никогда не наблюдается в ответ на другие стимулы (если вы говорите:

"Лежать!", собака не должна садиться).

4. Никакое другое поведение не возникает в ответ на данный стимул (когда вы говорите. "Сидеть!" собака не должна ложиться или скакать и лизать ваше лицо)

Только когда все четыре условия соблю­даются, собака действительно полностью и окончательно понимает команду "Сидеть!". Теперь вы действительно управляете ею с помощью стимула. <...>

Что может быть сигналом?

Условным стимулом — выученным сигна­лом — может быть все, абсолютно все, что может быть воспринято. Флаги, свет, слова, прикосновения, вибрация, хлопки пробок шампанского — короче говоря, безразлично, какой сигнал вы используете. Коль скоро субъект может воспринимать его, сигнал мо­жет быть использован для вызова выученного поведения.

Дельфинов обычно тренируют с помощью воспринимаемых зрением сигналов руки, но я знаю одного слепого дельфина, который . выучил много разных типов поведения в от­вет на различные прикосновения. Пастушьих собак обычно дрессируют с помощью сигна­лов, поданных рукой и голосом. Однако в Новой Зеландии с ее широкими просторами, где собака может находиться очень далеко, в качестве условного сигнала используют прон­зительные свистки, которые слышны на боль­шем расстоянии, чем голос. Когда новозе­ландский пастух продает такую собаку,

покупателем может оказаться человек, живу­щий за много миль; так как свистки невоз­можно записать на бумаге, то старый хозяин обучает нового командам по телефону.

У рыб можно выработать условный реф­лекс на звуки или свет — мы все знаем, как аквариумные рыбки устремляются к поверх­ности, если постучать по стеклу или вклю­чить свет. А человеческие существа могут вы­работать условные связи практически на все что угодно.

В тренировочной ситуации полезно, что­бы для всех субъектов были одни и те же клю­чи и сигналы, чтобы не только дрессиров­щик, но и другие люди могли вызывать данное поведение. Поэтому дрессировщики склонны строго следовать традициям в использовании условных стимулов. Во всем мире лошади под седлом начинают движение, когда вы толка­ете их пятками в бока, и останавливаются, когда вы натягиваете поводья. Верблюды в зоопарке Бронц ложатся, когда слышат ко­манду "Каш!", даже если рядом с ними ни­кого нет, включая их дрессировщика, гово­рящего по-арабски; и любой человек знает, что надо сказать, чтобы верблюд лег. И то, что живущих в Нью-Йорке верблюдов можно с тем же успехом обучить ложиться при сло­вах "Спокойно, крошка!", не имеет ни ма­лейшего значения.

Поэтому-то профессиональные дрессиров­щики не могут понять, что многие условные стимулы выбраны произвольно. Однажды в платной конюшне я работала с молодой ло­шадью на корде, обучая ее команде "Вперед!". Тренер конюшни смотрел на это с отвраще­нием и наконец сказал: "Так ничего не вый­дет — лошади не понимают "Вперед!", надо цокать". Потом взял веревку у меня из рук, сказал: "Тцо-тцо" и стеганул жеребенка по крупу свободным концов веревки, что есте­ственно тотчас же вызвало движение вперед. "Понятно?" — сказал он, считая свои слова доказанными.

Я поняла. С тех пор, воспитывая моих пони, я обучала их слушаться не только моих ко­манд, но и любой возможной системы пону­каний, окриков, применяемой другими дрессировщиками. Это избавило меня от не­приятностей и заставило говорить обо мне как о подающем надежды дрессировщике-люби­теле. По крайней мере мне не приходилось переделывать моих сигналов!

Обучить пони двум системам команд не только возможно, но и легко. В то время, как на каждый отдельный сигнал вам надо полу-

204 К. Прайор

чать только какое-либо одно поведение, впол­не достижимо получение одного и того же поведения на несколько условных сигналов. Например, в переполненном людьми по­мещении оратор может потребовать тишины, воскликнув: "Тихо!", или встать и, подняв руку, жестом призвать к молчанию. А если присутствующие шумят и при этом находят­ся в некотором подпитии и, следовательно, отличаются рассеянным вниманием, поможет позвякивание ложкой по стакану. Мы все обу­чены осуществлять данное поведение в ответ на любой из, по крайней мере, трех этих сти­мулов.

Введение второго условного стимула для выученного поведения называется переносом стимулов. Чтобы добиться переноса, вы предъявляете старый стимул — допустим, команду, поданную голосом, — как всегда, и новую команду — скажем, сигнал, поданный рукой,— и подкрепляете ответ; затем посте­пенно делаете старый стимул все менее и менее заметным и одновременно привлекае­те внимание к новому, делая его очень выра­женным, пока на новый стимул не будете получать столь же хороший ответ, даже тог­да, когда старый стимул не предъявляется вовсе. Обычно этот процесс идет несколько быстрее, чем выработка ответа на первона­чальный стимул; когда уже выработано "Вы­полняй это действие" и "Выполняй это дей­ствие по команде", то легче выработать "Выполняй это действие также по другой ко­манде". <...>