Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
S_4.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
16.11.2018
Размер:
243.2 Кб
Скачать

Виды капитала и формы собственности в индустрии сми

На сегодняшний день в мировой медиаэкономической практике сложилось несколько основных типов компаний, работающих в сфере масс-медиа. Одним из самых принципиальных различий, существую­щих между ними, является происхождение задействованного в них ка­питала: в одном случае он является недиверсифицированным, во втором — диверсифицированным. В медиаэкономике под диверсификацией под­разумевается образование многоотраслевых комплексов путем проник­новения промышленных, торговых и финансовых структур в различ­ные сферы информационно-коммуникационной индустрии. Другими словами, диверсифицированные медиакомпаний создаются в резуль­тате того, что созданный в немедийных областях экономики капитал вкладывается в приобретение, создание и развитие средств массовой ин­формации. Исходный капитал специалисты обычно называют -биз­несом (англ. С -business). При этом появившиеся вследствие диверси­фикации медийные активы владельца, как правило, продолжают суще­ствовать в тесной взаимосвязи с немедийными активами. Таким образом складывается конгломератная собственность.

История мировой медиаэкономики показывает, что подобный «пе­релив» ресурсов является довольно распространенной практикой. В ка­честве примеров диверсифицированных медиакомпаний можно назвать следующие: крупнейший медиаконцерн Италии «MediaSet» вырос на базе риелторской компании «Fininvest Group», франко-американская транснациональная компания «Vivendi-Universal» создавалась на базе водопроводной компании «Compagnie Generale des Еаих», шведская компания «Modern Times Group» — на базе деревообрабатывающего бизнеса, американская «Bloomberg» — на базе финансовой империи, т.е. все они так или иначе были связаны с немедийными секторами эконо­мики. Из российских медиакомпаний к явно диверсифицированным относятся «Газпром-Медиа», являющаяся дочерней структурой топлив­но-энергетического концерна «Газпром», и «Проф-Медиа», принадле­жащая металлургическо-машиностроительной группе «Интеррос».

Известны также «пограничные» примеры, когда масс-медиа попа­дают в сферу влияния организаций, производящих техническую инф­раструктуру для СМИ. Так, рекординговая компания «Poly Gram» при­надлежит компании «Philips», телекомпания NBC — «General Electric», а кинокомпанией «.Universal» в свое время владели «Seagrem» и «Sony». В основе образования многоотраслевых конгломератов лежит стремле­ние существенно повысить конкурентоспособность бизнеса за счет извлечения дополнительной выгоды от сочетания различных видов деловой активности и обеспечить уровень капитализации компании, гарантирующий ее от поглощения конкурентами. В мировой практике средств массовой информации, однако, существует и феномен обрат­ной диверсификации. Этот процесс заключается в том, что экспансию в немедийные области экономики проводит уже сформировавшийся ме-диакапитал. Так, американская радиокомпания RCA в свое время ку­пила фирму «Hertz», специализирующуюся на прокате автомобилей, а в состав мегамедиакомпании «Viacom» входит аудиторское бюро «Simon&Shuster». Не единичны случаи, когда медиакомпании выступа­ют в качестве инвесторов и арендодателей на рынке недвижимости.

Между тем различные виды диверсификации отнюдь не являются обязательным условием для успешного развития СМИ. Примером круп­ного «чистого» медиаконцерна может послужить компания «News Corporation». Ее глава — Руперт Мердок — начал свою деятельность в 1950-х годах с небольшой австралийской газеты «The Adelaide News», затем он начал завоевывать рынок средств массовой информации Но­вой Зеландии, в конце 1960-х появился в Великобритании, а в начале 1970-х годов — в США. В итоге подконтрольные Мердоку СМИ обра­зовали глобальную «медиаимперию». Но на всех этапах создания свое­го детища предприниматель использовал только тот медиакапитал, ко­торым он уже располагал. Правда, с другой стороны, опыт Мердока по­казывает, что формирование недиверсифицированных медиакомпании весьма длительно по срокам, в то время как становление конгломерат­ных образований порой происходит всего за несколько лет.

Для понимания структуры и типа медиакомпании необходимо раз­граничить такие понятия, как концерн, холдинг, конгломерат, синдикат и картель. С юридической точки зрения такое видовое деление медиа-предприятий нигде в мире не является официально обязательным, и дан­ные слова на практике могут использоваться компаниями просто как составная часть собственного названия (например, «Bertelsmann-Konzern» или «Медиахолдинг РЕН-ТВ»). С экономической же точки зрения введение этих понятий представляется необходимым для более точной и подробной классификации хозяйствующих субъектов на рынке СМИ по характеру их деятельности и по особенностям внутренней орга­низационной структуры.

Концерн (англ. concern) — крупное объединение предприятий, свя­занных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в сов­местной деятельности. Часто такая группа предприятий объединяется вокруг сильного головного предприятия (материнской компании), кото­рое держит в своих руках акции этих предприятий. Номинально входя­щие в концерн предприятия, производящие отдельные товары, распо­ложенные в разных регионах, сохраняют хозяйственную самостоятель­ность, остаются юридическими лицами, являясь дочерними компаниями, филиалами головной компании. Фактически в рамках концерна наблюдается высокая степень централизации управления и хозяйственного подчинения, особенно в области управления финанса­ми, инвестициями. Международные концерны известны под названи­ем транснациональных. Концерны, в которые входят участники из мно­гих стран, именуются мулътжационалъными. Американская компания «Time Warner», представляющая собой организованную совокупность интегрированных СМИ, является типичным транснациональным медиаконцерном.

Холдинг (англ. holding) — компания, управляющая деятельностью или контролирующая деятельность других предприятий. В зарубежной прак­тике холдинговая компания занимает ведущее положение благодаря обладанию пакетом акций контролируемых ею фирм. При этом сама холдинговая компания может не владеть собственным производствен­ным потенциалом и не заниматься производственной деятельностью (чи­стый холдинг). Под «контрольным пакетом» акций понимается любая форма участия в капитале предприятий, которая обеспечивает безуслов­ное право принятия решений по организации их деятельности. Компа­ния «Газпром-Медиа», под управлением которой находятся акции медиа-структур «Газпрома», — яркий пример информационного холдинга.

Конгломерат (англ. conglomerate) — одна из форм союза, объедине­ния разнопрофильных предприятий, оперирующих на разных секторах рынка. В условиях конгломерата сохраняется высокая степень самосто­ятельности входящих в него фирм и децентрализация управления СМИ в данном случае могут сосуществовать с организациями, специализи­рующимися на иных сферах деятельности. Франко-американская «ме­диа-коммунальная» компания «Vivendi-Universal» является классичес­ким конгломератом.

Синдикат (англ. syndicate) — объединение предприятий, выпускаю­щих однородную продукцию, созданное в интересах организации кол­лективного сбыта такой продукции через единую торговую сеть. Син­дикат учреждает общее торговое товарищество, заключающее договор о продаже с каждым из членов синдиката. На медиарынке синдикаты могут создавать издатели периодической печати для участия в общей системе дистрибуции.

Картель (фр. cartel) — форма объединения производителей или потребителей, гласное или негласное соглашение группы близких по про­филю предприятий об объемах производства и продажи, ценах, рынках сбыта. Цель создания картелей — увеличение прибыли посредством ус­транения, ограничения и регламентации конкуренции внутри объеди­нения и подавления внешней конкуренции со стороны фирм, не уча­ствующих в данном соглашении. В ряде стран заключение картельных соглашений запрещено антимонопольным законодательством или ог­раничено узкими рамками отдельных отраслей и видов производств или особых условий. На медиарынке картели могут создаваться, например, во время подписных кампаний или в сфере розничной реализации ти­ражей. Исторический пример — картель информационных агентств «Reuters», «Havas» и «Associated Press» в XIX в.

Другое принципиальное различие между существующими медиакомпаниями мира характеризуется принадлежностью задействованно­го в них капитала к той или иной форме собственности. Как известно, в медиаэкономике принято выделять три такие формы — государствен­ную, общественную и коммерческую. Первая подразумевает, что собствен­ником СМИ является само государство (как правило, в лице органов исполнительной или законодательной власти). В классическом пони­мании управление такими компаниями возлагается на назначенных вла­стными структурами менеджеров, а финансирование, хотя бы отчасти, ведется из государственного бюджета. Примером масс-медиа, находя­щихся в государственной собственности, сегодня могут послужить фран­цузская телекомпания «France Television», американские международные радиокомпании «Liberty» и «Voice of America» и германская «Deutsche Welle». Общественная (или общественно-правовая) модель означает, что масс-медиа по сути являются общенациональным достоянием. Обще­ственные медиакомпании финансируются за счет налогов с населения (абонентской платы) и управляются специальными органами, сформи­рованными из представителей различных групп общества. Британская вещательная корпорация ВВС, германские ARD и ZDF, японская NHK и многие телерадиокомпании Скандинавских стран — классические при­меры общественных медиапредприятий. Суть же коммерческой модели заключается в том, что собственниками СМИ являются частные лица, группы лиц или частные же компании. Абсолютное большинство масс-медиа мира, как становится видно из экономической истории прессы, являются именно коммерческими организациями.

Основываясь на этой типологии, можно в целом охарактеризовать нынешнюю «расстановку сил» на мировом рынке СМИ. Государствен­ный капитал как таковой неуклонно теряет свои позиции в нацио­нальных медиасистемах. Понятие государственной периодики суще­ствует лишь в ряде отсталых стран с ярко выраженными авторитарны­ми политическими режимами. На рынках развитых демократических стран государственный капитал иногда присутствует только в структу­ре собственности аудиовизуальных СМИ. При этом очевидно, что та­кой вариант существования масс-медиа все больше представляется ана­хронизмом. Общественный капитал, напротив, скорее расширяет свое присутствие. Однако мировая практика показывает, что общественная форма собственности пока прижилась лишь в электронных СМИ и по­чти нигде не применяется на рынке печатной периодики. Коммерче­ский капитал, как форма наиболее распространенная и жизнеспособ­ная, в отличие от государственного и общественного, активно присут­ствует на всех существующих сегментах медиарынка.

Однако, и это весьма важный нюанс, процесс концентрации средств массовой информации может базироваться на всех трех формах медийно­го капитала. Примером государственной «медиаимперии» может послу­жить российская ВГТРК, примерами общественной — британская ВВС и германская ARD. Другими словами, концентрация СМИ как экономи­ческий процесс не знает ограничений, связанных с формой собственнос­ти, и активно развивается на любых информационных рынках, где для этого имеются соответствующие причины и подходящие условия,

В то же время практика показывает, что традиционные виды капи­талов не всегда встречаются на информационном рынке в «чистом» виде. Достаточно распространенной является практика слияния и взаимопро­никновения различных форм собственности на средства массовой ин­формации. Созданные, например, в результате частичной приватиза­ции, медиакомпании могут одновременно оказаться как во владении государства, так и частных структур. Такая форма собственности полу­чила название смешанной или гибридной. В России типичной гибридной медиакомпанией является холдинг «Газпром-Медиа», поскольку одно­значно идентифицировать его как коммерческую или государственную организацию не представляется возможным. Следствием создания сме­шанной медиасобственности становится внедрение и соответствующих смешанных моделей ведения медиабизнеса. Подстраиваясь под рыноч­ную конъюнктуру, государственные и общественные медиакомпаний активно ведут коммерческую деятельность, стараясь увеличивать свои доходы и инвестиционную привлекательность, что по определению не входит в их изначальную миссию.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]