Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 12 по АЖ.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
23.12.2018
Размер:
103.94 Кб
Скачать

Прогноз

Предсказания, или прогнозы,это суждения о будущем. Иногда понятие «прогноз» журналисты заменяют понятием «гипотеза». Как и про­гноз, гипотеза, в ряде случаев может рассматривать некоторые явления, от­несенные в будущее. Но она может быть обращена и в прошлое. Прогноз же всегда связан только с будущим тех или иных явлений. Кроме того, прогноз всегда рассматривает будущее состояние уже существующих явлений. В отличие от него в гипотезе может идти речь о явлениях, которые никогда не существовали или не суще­ствуют в настоящий момент.

На страницах сегодняшней прессы журналисты в качестве ав­торов прогнозов выступают относительно редко. Чаще всего их со­ставляют специалисты, эксперты, ученые соответствующей сферы деятельности.

Так происходит, когда издание преследует цель — дать серьезный прогноз. Причиной обращения журналистов имен­но к экспертам являются, разумеется, те знания, которыми они владеют. В оптимальном случае — это точные знания. Опираясь на них, как раз и можно сделать точный прогноз.

Но точность знаний о современном состоянии прогнозируемого явления не гарантирует точности прогнозирования. Любое имеет две составляющие - то, что нам уже извест­но, и то, что неизвестно. Когда неизвест­ное оказывается весомее известного, прогноз получается неточным.

Отсюда вывод: чем больше достоверной информации о самом предмете, о его связях и зависимостях, тем точнее прогноз. Но случаи, когда мы можем утверждать, что знаем о чем-либо абсолютно все, крайне редки. Поэтому любой прогноз носит вероятностный характер.

К чему сводится задача журналиста, если он обращается за прогно­зом, например, к ученому? Прежде всего — к определению точной темы прогноза и литературному оформлению текста.

Если журналист решил выступить со своим собственным про­гнозом, то начинать, как и в любом ином случае, надо с главно­го — с выяснения истинного положения дел в той сфере, кото­рой касается прогноз, с всестороннего и полного ее изучения. Иначе говоря — с установления основных фактов, которые определяют развитие предмета исследования они станут базой прогноза.

Методы прогнозирования. На страницах прессы чаще всего присутствуют следующие методы.

Метод экстраполяции. В переводе на русский слово «экстра­поляция» означает «проецирование, расширение, распростране­ние». Что же «проецирует» автор прогноза? А проецирует он основ­ную тенденцию развития исследуемого явления в целом на будущее этого явления.

Метод аналогии. Напомним, что аналогия — это один из ви­дов сравнения, когда на основе совпадения ряда основных призна­ков делается вывод о том, что и все другие признаки сравниваемых явлений совпадают.

Метод сценариев. Подобный метод исходит из того, что слож­ные ситуации, процессы развиваются под воздействием ряда фак­торов. При наличии определенных условий преобладающим может оказаться влияние одного из факторов, а значит - возможны и разные результаты этого влияния (т.е. будущие состояния исследуемого явления). Изложение разных вариантов и представляет со­бой создание сценариев возможного развития явления.

1) Предметом прогноза выступает будущее состояние какого-то социально-значимого явления. (Прогностический элемент есть в статье, но там этот аспект не является самостоятельным предметом исследования).

2) Функция – исследование явления с целью прогнозирования его будущего состояния.

3) Методы по­лучения информации – научные (статистические, социологические, формально-логические) плюс специальные методы научного прогнозирования.

4) Масштаб охвата действительности, уровень выводов и обобщений. От прошлого изучаемого явления до его ближайшего или отдаленного будущего. Выводы всегда имеют вероятностный характер.

5) Язык и стиль. Научный, адаптированный для массовой аудитории. Профессиональные социологические термины (понятные или расшифрованные).

Прогноз иногда называют опасным жанром. В отличие от сооб­щения о том, что уже произошло, прогноз нельзя проверить, по­этому он — прекрасное средство провокации.

Предположим, читатель узнал из газеты, что банк, в котором лежат его день­ги, вот-вот рухнет. Скорее всего он на всякий случай заберет свой вклад. А если заберут свои вклады многие, то банк может рухнуть!

Знают об этом и политики, и журналисты. Поэтому «прогнози­сты» всегда находятся под прицелом внимания оппонентов. В силу этого опубликованный прогноз нередко становится поводом для политических потасовок.

ВЕРСИЯ

Такого рода публикация базируется на неполных доказатель­ствах, на предположениях автора. Версия исключает категоричность выводов, заключений. Основным фактором, который порождает жанр версии, является метод исследования действительности, оп­ределяемый как «домысел», «вымысел». Если до этого мы рассматривали жанр прогноза, где речь шла о будущем состоянии предмета, то в данном случае мы говорим о гипотетическом методе исследования действительности, то есть объяснения уже произошедших событий.

Имеется доля вымысла. Этот метод является веду­щим в литературно-художественном творчестве. Оценивая роль дан­ного метода в искусстве и литературе, писатель Константин Паус­товский утверждал, что факт, поданный литературно, со сгущением нескольких характерных черт, освещенных светом вымысла, от­крывает сущность вещей ярче, чем иной, скрупулезно составлен­ный отчет.

В журналистике в отличие от литературы этот метод позна­ния действительности обычно считается предосудительным, по­скольку он дает необоснованное или недостоверное знание. Это прежде всего надо отнести к случаям неправильного, неумест­ного его использования. Однако без применения домысла вооб­ще журналист обойтись не может, речь идет о «дозированном» применении его.

Домысел становится неизбежным, когда журналист реконст­руирует неизвестные детали какого-то в целом достоверно извест­ного события, явления. Этот метод дает аудитории возможность более ярко увидеть событие, о котором сообщает журналист, а сам автор с помощью детализации события получает дополнительный шанс привлечь внимание аудитории к своему выступлению. При­меняя домысел, создавая версию тех или иных событий, автор должен обязательно указать на условный характер своих утвержде­ний. Это обезопасит его от обвинений со стороны «героев» публи­кации в клевете.

Цель создания и публикации версии заключается в том, чтобы познакомить аудиторию с «промежуточными» результатами ана­лиза какого-либо события, явления, представить на суд читате­лей, зрителей, слушателей авторское толкование (комментарий) происходящего. Версия показывает направление размышлений ав­тора публикации, предоставляет аудитории информацию о воз­можных причинно-следственных связях отображаемых событий, дает варианты прогноза их дальнейшего хода.

Исходным пунктом выдвижения версии является какое-либо (чаще всего — необычное) событие, действие, явление. Версия не возникает изолированно, как правило, за ней вскоре следуют ей подобные.

Пример. Когда 31 августа 1999 г. в Москве на Манежной площади в торговом комп­лексе «Охотный ряд» произошел взрыв, версии о его характере, причинах по­явились практически во всех городских газетах. Так, «Московский комсомолец» в публикации «Смертельный трюк на «Манеже» (1999. 2 сентября) дал четыре версии происшедшего: «чеченскую», «исламскую», «политическую», «финансо­вую». «Известия» в материале «Кто взорвал «Динамит» (1999. 2 сентября) пред­положили, что взрыв могли организовать либо хулиганы, либо криминальные элементы (вымогатели), либо представители «Союза революционных писателей». По мнению «Комсомольской правды», высказанному в публикации «Взрывы все ближе к Кремлю» (1999. 2 сентября), взрывы могли быть произведены либо чеченскими террористами, либо конкурентами взорванной фирмы «Динамит», либо политическими противниками Юрия Лужкова. По несколько версий взры­ва дали и другие издания.

Развитие версии в верном направлении происходит тогда, когда автор ее ищет дальнейшие основания среди фактов, которые «укла­дываются» в канву реальной (т.е. имеющей под собой материальную основу) причинно-следственной связи. Образно говоря, хлеб пра­вильной версии — относящиеся к делу факты. Именно ими «обра­стает» она в ходе своего развития.

Такой представляется версия «чеченского следа» взрывов жилых домов в Мос­кве. Появившись как «чистое» предположение, она вскоре начала получать фак­тические подтверждения. Во-первых, обнаружились свидетели, которые видели, что мешки с сахаром, в котором содержалась (как выяснилось) и взрывчатка, разгружали люди «кавказской» наружности. Были созданы фотороботы, а затем — выяснены фамилии лиц, присутствовавших у дома накануне его взрыва и при­бывших в Москву из Чечни. Затем были арестованы несколько чеченцев, на руках которых обнаружили следы очень редкого взрывчатого вещества (гексогена), ко­торое применялось при взрыве домов и т.д. Все это — признаки правильно выб­ранного направления развития версии.

Развитие версии в неверном направлении происходит в том слу­чае, когда автор ставит целью отстаивать свое предположение во что бы то ни стало, не обращая внимание на всю зыбкость его обо­снования. Чаще всего такие обоснования выступают как:

— использование для подтверждения версии фактов, не отно­сящихся к делу. В этом случае на одну и ту же нить нанизывают любые примеры, факты из той сферы, к которой относится вер­сия (например, из криминальной сферы);

— применение в качестве доводов в пользу своих версий мне­ний каких-то людей по поводу исследуемого события.

Обладая предварительной информацией в форме журналист­ской версии, аудитория с большим, нежели ранее, вниманием следит за дальнейшим ходом событий, как бы сравнивая уже изве­стные ей сведения с уточненными данными, достоверно обосно­ванными выводами, заключениями автора.

Публикуя версию, журналист может рассчитывать на опреде­ленную реакцию на данную публикацию как со стороны аудито­рии, так и со стороны лиц, учреждений, упомянутых в данном выступлении. Версия, таким образом, является как бы определен­ным инструментом, способом нащупывания верного направления в изучении заинтересовавших автора событий.

Вполне возможно, что вслед за публикацией версии автор по­лучит сообщения от лиц, обладающих необходимой информаци­ей, которая может стать очередным звеном в нахождении истины. Это в полной мере оправдывает публикацию материалов в жанре версии, делает ее незаменимым в палитре других журналистских жанров.

Версия в творчестве журналиста выступает обычно в качестве жанра, предваряющего подготовку материала других, более серь­езных жанров — корреспонденции, статьи, журналистского рас­следования и т.д., опирающихся только на достоверные, прове­ренные сведения, факты.

Предмет жанра – течение, причины уже произошедшего события.

Цель создания и публикации версии заключается в том, чтобы познакомить аудиторию с «промежуточными» результатами ана­лиза какого-либо события, явления, представить на суд читате­лей, зрителей, слушателей авторское толкование (комментарий) происходящего.

Масштаб охвата действительности – чаще всего, не выходит за рамки пространственно-временной локализации рассматриваемого события.

Методы исследования действительности – гипотетический, традуктвиный методы, анализ документов, интервью.

Вывод: жанрообразующие признаки версии напоминают признаки корреспонденции. Данный жанр находится на стадии формирования, и потому является либо элементом более крупного аналитического жанра, либо выступает иллюстрацией к гипотетическому методу.