Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
21-30.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
170.5 Кб
Скачать

28)Характерные черты дипломатической службы Российской Империи

При Петре 1 были заложены основы дипломатии как особой науки и искусства, черты, которые свойственны внешней политике в целом, все что делалось дальше являлось лишь развитием возведённых ранее структурных построений. При Анне Иоанновне был учреждён особый орган кабинет для обсуждения важных гос.дел, в том числе и внешнеполит.

Екатерина вторая активно заключала договоры с Пруссией, Данией, Великобританией, выслушивала всех их проекты(Панина, безбородко и потёмкина, пошла на сближение с австрией

В дальнейшем наша дипломатия начинает быть все более схожей с иностранными службами…Состоит из центрального аппарата и подведомственного ему зарубежного состоящего из диппред и консульских учреждений.

При Александре Первом мы смогли остановить Наполеона…При Николае 2 Россия стала жандармом Европы, При Александре 3 Россия не вела войн и старалась их избегать

29)Дипломатический стиль Нессельроде

Граф Карл Васильевич Нессельроде(1780 -1862) – одна из крупнейших и одновременно самых неоднозначных фигур европейской дипломатии 19в.. Причиной подобной неоднозначности в оценках деятельности Нессельроде являются не только морально-этические качества канцлера, но и весьма своеобразный дипломатический стиль графа.

Нессельроде - потомственный дипломат: место рождения – город Лиссабон, куда прибыл для прохождения дип.службы его отец Вильгельм Карл с супругой. Карл Васильевич до конца своих дней оставался протестантом по вероисповеданию и так и не научился говорить по-русски.

Ещё младенцем Карл Васильевич был записан мичманом в русский флот, где и проходил службу по достижению шестнадцатилетия. Затем был переведён в армию, однако, нигде себя не проявил и, несмотря на симпатии Павла I, к которому юноша был на некоторое время по долгу службы приставлен, был вынужден закончить военную карьеру (в чине полковника).

Карьеру дипломатическую Карл Васильевич начал вопреки воле отца, который не сумел сделать успешной карьеры на поприще дипломатии. Нессельроде был назначен по рекомендации государя в русскую миссию при берлинском дворе сверх штата. Там граф прослушивает курс публичного права у известного профессора Ансильона (будущего министра иностранных дел Пруссии), а затем совершает ознакомительную поездку по Богемии и Саксонии, где знакомится с австрийским представителем в Дрездене графом Меттернихом (впоследствии – также министром иностранных дел ). Нессельроде смотрел на Меттерниха снизу вверх; последний казался ему гениальным дипломатом, а его советы — всегда спасительными; в свою очередь Меттерних умел хорошо пользоваться слабостями своего ученика. Основной мыслью всей дальнейшей политики Нессельроде был тесный союз с Австрией.

В 1802 году Нессельроде, к его радости, переводят в Гаагу, где располагается небольшая русская миссия. Оттуда от молодого дипломата в Петербург поступают умело составленные депеши, в столице принимают решение дать Нессельроде поручение особого свойства – шпионаж за французским флотом, для которого Гаага является идеальной точкой. Нессельроде с удовольствием принимается исполнять поручение, попутно оттачивая навыки тайной переписки, которая станет позже его главным профессиональным «коньком». Граф настолько увлёкся, что отказался покинуть Гаагу в 1805, несмотря на отзыв посольства, вплоть до личного распоряжения канцлера Адама Чарторыйского, заверенного императором.

В политике Нессельроде с того момента начинает прослеживаться ярко выраженная антипольская линия.

В 1807-1808 гг. Нессельроде был командирован в Тильзит, затем в Эрфурт, в распоряжение русских уполномоченных князей Лобанова и Куракина, а потом отправлен советником посольства в Париж ( Нессельроде ведёт активную тайную переписку с некой «Анной Ивановной», т.е. Талейраном, и «Наташей», т.е. Фуше ), где вновь попадает под влияние Меттерниха, австрийским посла при французском дворе.

В 1811, когда отношения России к Франции начали портиться, Нессельроде был отозван в Петербург. Граф извещает императора о предполагаемом начале войны Наполеона с Россией не позднее 1812 г., рекомендуя коалицию с Австрией, которая тогда сама ещё не определилась с союзником.

С 1812 г. Начинается самый успешный отрезок карьеры Нессельроде: граф постоянно находился при императоре и был влиятельным участником Венского конгресса, позже также сопровождая самодержца на конгрессы в Аахен, Троппау (ныне Опава), Лайбах (ныне Любляна) и Верону.

Обнаружение тайного договора между Австрией и Францией против России слегка поколебало его положение: с января 1816 г. МИД России возглавляют 2 человека с равными полномочиями, но разными сферами ответственности (разделение «Запад - Восток») – вторым главой ведомства становится граф Иоанн Антонович Каподистрия. Такое положение сохраняется до 1822 г. (Каподистрия получает отставку) при очевидных разногласиях между двумя графами по «восточному вопросу».

Нессельроде как приверженец легитимизма последовательно придерживается монархистской линии: он приветствует отход Александра от либерализма.

Вступление на престол императора Николая I не помешало Нессельроде сохранить свой пост: граф активно дезинформирует российские представительства о восстании декабристов, в разы приуменьшив его масштабы. Граф доводит до абсурда присущую ему и до этого черту характера – осторожность: император получает личное извещение по любому поводу относительно дальнейших действий Нессельроде.

Стоит отметить ещё одну характерную черту графа: безразличие на грани жестокости к своим подчинённым: за полвека службы граф подал лишь 1(!) рекомендательную записку. Из примеров подобного отношения – отказ в ответе Грибоедову относительно дополнительного финансирования миссии под «закупку 2-х-3-х хибарок», т.к. «дом переполнен больными, ранеными и пленниками».

Линия внешней политики остаётся прежней: антипольский курс + жёсткая (но не силовая) позиция относительно Турции. Впрочем, граф с готовностью исполняет даже те распоряжения императора, с которыми не согласен.

В 1849 способствовал вмешательству России в австрийские дела, с целью усмирения венгерского восстания. Ответственность за Крымскую войну в значительной степени падает на Нессельроде.

Из заслуг Нессельроде – упорядочение архивов министерства и основание знаменитой русской школы драгоманов. Граф получит отставку в 1856 г..

Как видим, дипломатический стиль Нессельроде отличало влияние собственных национальных и идеологических симпатий и антипатий на проводимую им политику, что привело к крымской катастрофе. Антипольская, проавстрийская и монархистская линии стали лейтмотивом курса Нессельроде. Кроме того, чрезвычайная осторожность графа граничила порой с нерешительностью, а зачастую и политическим безволием: Нессельроде, противопоставляя Талейрану (а тот всегда предпочитал вести «свою игру»), называли «лакеем» и «верным приказчиком государя». Впрочем, подобное понимание роли внешнеполитического ведомства близко к современному пониманию дипломатической лояльности, а следовательно – роль графа Нессельроде в истории России не может быть оценена однозначно негативно, особенно с учётом его дипломатических (и не только) успехов в период войн Наполеона.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]