Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
[N.P._Eroshkin]_Istoriya_gosudarstvennueh_uchre...doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
3.68 Mб
Скачать

Глава IV государственный аппарат абсолютной монархии в россии первой четверти XVIII в.

§ 1. Установление абсолютизма в россии. Бюрократический

Аппарат

Перемены в государственном строе России в первой четверти XVIII в. были подготовлены всем предшествующим развитием стра­ны: ростом производительных сил в области сельского хозяйства и ремесла, становлением единого всероссийского рынка, зарождением мануфактурного производства и т. п. К концу XVII в. Русское госу­дарство не только залечило нанесенные ему польско-шведской интер­венцией раны, возвратило временно захваченные польскими феода­лами земли, но и значительно расширило свою территорию за счет освоения огромных пространств Сибири, воссоединения с Украиной и т. д.

С изменением экономики страны и окончательным закрепощени­ем крестьян усилились позиции поместного дворянства. Массовые восстания горожан в 1648, 1650, 1662 гг. и крестьянская война под руководством С. Разина были ответом народных масс на возросшую Эксплуатацию. Обострение классовой борьбы создавало угрозу для господствующего феодального класса, толкало его на сплочение сво­их рядов, на укрепление государственного аппарата.

В силу неблагоприятных внешнеполитических условий (постоян­ная борьба с внешними врагами, отсутствие выхода к открытым мо­рям) в XVII в. стала особенно сказываться отсталость Русского госу­дарства в сравнении с наиболее развитыми государствами Западной Европы, вступившими на путь капиталистического развития (Анг­лия, Голландия, частично Франция).

Монархия с Боярской думой, рыхлым аппаратом приказов и во­евод не могла разрешить сложные внутри- и внешнеполитические за­дачи.

Необходимо было укреплять государственный строй путем пре­образования высшего, центрального и местного аппарата и армии, превращения главы государства — самодержавного царя — в носите­ля абсолютной (неограниченной) власти.

[76]

Отдельные черты абсолютизма в России проявлялись с середины XVII в., но только со времени правления Петра I (1689—1725 гг.) самодержавная монархия приобрела характер абсолютной, когда «верховная власть принадлежит всецело и нераздельно (неограни­ченно) царю», который «издает законы, назначает чиновников, со­бирает и расходует народные деньги без всякою участия народа в законодательстве и в контроле за управлением» 53.

В отличие от западноевропейских государств абсолютизм в Рос­сии появился при отсутствии классовых противоречий между поме­щиками-дворянами и слабой еще буржуазией, но в условиях резко­го обострения классовой борьбы основных классов феодального об­щества: помещиков-дворян и крестьян.

Только абсолютная монархия с бюрократическим государствен­ным аппаратом могла гарантировать господствующему феодальному классу имущественную, личную безопасность и сохранение сослов­ных привилегий, а зарождающемуся классу буржуазии — благопри­ятные условия для развития торговли и промышленности.

Абсолютная власть монарха была закреплена в законах первой четверти XVIII в. «Его величество,— отмечалось в «толковании» к 20 статье Воинского устава 1716 г., — есть самовластительный мо­нарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не дол­жен; но силу и власть имеет, свои государства и земли, яко христианейший государь по своей воле и благомнению управляет»54. В Ду­ховном регламенте та же мысль была выражена в более лаконичной форме: «Монархов власть есть самодержавная, которой повиноваться сам бог за совесть повелевает»55.

Расширение и бюрократизация государственного аппарата требо­вали новых кадров командного состава регулярной армии и чиновни­чества гражданского аппарата.

Законодательство Петра I ввело обязательную военную или граж­данскую службу для дворян. На службу государства были привлече­ны церковь и многочисленное духовенство. Призывалось на службу и еще слабо оформившееся сословие горожан, сословные органы ко­торого явились дополнительным и бесплатным для государства зве­ном, облегчавшим выколачивание налогов, комплектование армии, осуществление некоторых полицейских функций.

Приток новых бюрократических сил вызвал создание бюрокра­тической иерархии служилых чинов, установленной Табелью о ран­гах 24 января 1722 г. Табель о рангах заменила старый порядок за­мещения постов в армии и государственном аппарате — по степени знатности — новым — по личным заслугам, способностям, опыту и т. д.

[77]

Стремление вывести страну из отсталости привело к открытию некоторых учебных заведений и подготовке кадров для экономики и культуры за границей. Просветительная деятельность затрагивала в основном господствующие классы: дворян-помещиков и нарождающуюся буржуазию. Правительство стремилось сделать их наиболее культурными классами в государстве. Это накладывало отпечаток на абсолютизм Петра I, делало его «просвещенным». Характеризуя раз­витие государственного строя России, В. И. Ленин писал о самодер­жавии XVIII века «с его бюрократией, служилыми сословиями, с от­дельными периодами «просвещенного абсолютизма»56.

В результате реформ в области управления в России сложилась система бюрократических государственных учреждений: Сенат, Си­нод, Кабинет и коллегии в центре, губернаторы, провинциальные во­еводы, комиссары и другие органы на местах. Основные кадры чи­новников в этом аппарате занимали помещики-дворяне. Это была «чиновничье-дворянская монархия»57.

Абсолютная монархия представляла собой «регулярное» полицей­ское государство. Полицейская регламентация пронизывала все сто­роны деятельности бюрократического аппарата. «Генеральный рег­ламент» 28 февраля 1720 г. установил порядок деятельности и дело­производства государственных учреждений России. «Регламенты» имели все коллегии.

Основное острие полицейского государства Петра I было направ­лено против народных масс.

С полицейской регламентацией была тесно связана жестокость наказаний. К существовавшему по «Уложению» 1649 г. наказанию смертной казнью в шестидесяти случаях Воинские артикулы 1716 г. добавили еще тринадцать (в их числе было и «сопротивление начальству»).

К старым видам смертной казни добавились: расстрел, казнь по жребию; к членовредительным наказаниям прибавились новые: вы­рывание ноздрей, языка и клеймение; новым видом ссылки была ссылка на галеры (каторгу).

В первом четверти XVIII в. характерным было применение к гра­жданским лицам военно-уголовных законов.

В условиях длительной Северной войны (1700—1721 гг.), народ­ных волнений и восстаний государственный аппарат управления и суда в стране носил военно-полицейский характер.

Петр Великий, получивший 22 октября 1721 г. титул императо­ра, был выдающимся и энергичным государственным деятелем. По далеко не полным подсчетам, в его правление издано 3314 указов, регламентов и уставов; в составлении и редактировании многих из них Петр I принял личное участие. С его участием составлен об­ширнейший «Генеральный регламент» — закон, определивший дея-

[78]

тельность коллегий, указ о должности генерал-прокурора 1722 г.; лично Петром I был написан Морской устав 1720 г. Во многих ука­зах Петр I подчеркивал свою неограниченную власть, оправдывая ее, а также грубость и жестокость законодательства «всенародной пользой», «общим благом». В действительности вся законодательная деятельность Петра Великого служила на пользу помещикам и вер­хушке купечества.