Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Ирана с древнейших времен до конца XVII...doc
Скачиваний:
150
Добавлен:
08.05.2019
Размер:
4.93 Mб
Скачать

§ 6. Феодальные отношения в Иране при Сефевидах

Класс феодалов, как и в предшествующий период, составлялся из четырех основных групп: 1) военной знати кочевых племен, среди кото­рой первое место занимали эмиры кызылбашских племен; 2) старинных иранских династов и местных оседлых феодалов в областях; 3) высшего мусульманского (шиитского) духовенства; 4) гражданских чиновников. Последние лишь с конца XVI в. стали играть значительную политиче­скую роль; они стояли ниже первых трех групп. Главы кочевых племен (мир-и иль) не только управляли своими племенами, но нередко станог вились наследственными владетелями пожалованных им в кормление округов и феодальными эксплуататорами живших там оседлых крестьян. Земли, пожалованные шахом главам кочевых племен, носили разные названия: юрт (монг.), оджаклык (тюрк.), джа у макам (перс-араб.). Такие же пожалования давались и отдельным представителям военно-кочевой знати (эмирам). Так, в 1553 г. шах Тахмасп I пожаловал Ха-лил-хаиу, главе курдского племени Сийях Мансур, округа Абхар, Зен-джан и Султанийэ с тем, чтобы он приводил в шахское войско три тыся­чи воинов своего феодального ополчения. «Юрты» кочевых племен (иль, мн. ч. илят, тюркск.), помимо обработанных земель с оседлыми райя-тамй, включали также пастбища — летние (яйлаг, тюрк.) в горах и зим­ние (кышлаг, тюрк.) на равнинах. Земли эти формально отдавались пле­менам, фактически же находились в распоряжении племенных глав, однако, те не могли продавать эти пастбища или обращать их в свою личную собственность. У кочевых племен сохранялись, как и раньше, патриархально-феодальные отношения: феодальные повинности рядовых кочевников по отношению к кочевой знати были прикрыты патриархаль­ной формой «родовой помощи»; сохранялось деление на племена и роды, давно исчезнувшее у персов и других оседлых народностей.

Помимо «юртов» кочевых племен, в Иране XVI в. существовали те же категории феодальной собственности на землю и воду, что и в 'Пред­шествующие периоды: государственные земли (дивани), земли шахской фамилии (хассэ), аллодиальные земли (мульк), земли религиозных и благотворительных учреждений (вакф), наследственные лены (союр-гал), обусловленные службой государству. Но, поскольку после образо­вания Сефевйдского государства земельный фонд большей части перешел к новым хозяевам (государству и кызылбашской знати), соотношение между землями разных категорий изменилось. Увеличился фонд земель ливанских, хассэ и особенно «юртов» кочевых племен (иначе говоря, кы­зылбашских эмиров — ханов и султанов). Уменьшилось число земель мульковых и союргальных. Сефевидокие шахи, сохранив часть преж­них союргалов, избегали раздавать новые, ибо сними были связаны слишком обширные права владетелей их (сахиб-и союргал), в ущерб центральной власти.

Сефевиды предпочитали раздавать знати и служилым людям пожа­лования, известные под именем тиула (тюрк.). О тиуле .впервые упоми­нается в начале XV в. (у Абд-ар-реззака Самарканда), но широкое рас­пространение этот институт получил с XVI в. Под тиулом понималось пожалование феодальной ренты — целиком или частью — с определен­ных земель. Одни тиулы были прикреплены к тем или иным должно­стям и давались на время отправления их, другие давались за личные заслуги, персонально и пожизненно, но не наследственно и без права административного иммунитета. Таким образом, тиул был попыткой оо стороны центральной власти возродить институт икта' в его старой форме (временного бенефиция), существовавшей во времена владычества хали­фата. Тиулы выделялись из фонда государственных (диванских) земель.

256

Все местные династы, будь то главы кочевых племен или старин­ные иранские владетели, считались шахскими «хакимами» (правителями), т. е. чиновниками, назначаемыми и смещаемыми шахом. На деле это были наследственные местные феодалы. Вожди кочевых племен носили титулы хана и султана,1 местные оседлые владетели — титул мелика. Одни из меликов были подчинены шахским наместникам областей — беглербегам, другие зависели непосредственно от шаха и именовались «вали», как, например, цари Картлии и Кахетии, владетели Луристана, Курдистана и Арабистана (Хузистана).

Положение кочевников (илятов), составлявших ядро феодальных ополчений, было значительно легче положения крестьян-земледельцев (раиятов). Огромное большинство райятов находилось в тяжелой фео­дальной зависимости от владельцев земель, а на землях государственных или хассэ — от разных управителей, являвшихся еще более жесткими эксплуататорами, нежели частные владельцы. Положение иранского рай-ята этого периода изучено пока слабо. Известно, что он платил владельцу ренту (на государственных землях совпадавшую с налогом), чаще всего на­турой (зерном, рисом, шелком-сырцом); основу ренты составлял харадж (иначе маль у джехат) — доля урожая. При шахе Исмаиле I, которому надо было привлечь на свою сторону 'крестьянство, харадж был понижен до 7б доли урожая. Но наряду с хараджем вносились также и другие сборы, как в пользу владельца, так и в пользу государства.. Большое место за­нимали натуральные повинности в пользу государства — бигар (перс.) или сухрэ (араб.) — работы по сооружению крепости, проведению дорог, каналов и т. д. Сохранялись повинности, существовавшие до Сефевидов: улуфэ и алафэ — поставка провианта и фуража для войск, коналга — по­стойная повинность, шикар — участие в звериных гонах во время охоты феодала. Какие размеры принимала последняя повинность, видно из того, что для участия в зверином гоне во время большой охоты на волков, устроенной шахом Аббасом I в густых лесах Гиляна, было согнано де­сять тысяч крестьян. Повинности работой в пользу собственников земель, напротив, были незначительны, так .как феодалы почти не вели собствен­ного крупного хозяйства.