Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
9 шаг.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
08.07.2019
Размер:
111.62 Кб
Скачать

Возмещение ущерба: прямое и косвенное

В АН принято считать, что прямое, лицом к лицу, возмещение ущерба более предпочтительно, и этот Шаг действительно говорит, что нам следует поступать таким образом везде, где это только возможно. Но прямое возмещение ущерба - это не единственный путь, а в некоторых случаях он может оказаться менее действенным.

Прежде чем привести какие-то примеры, очень важно подчеркнуть, что это всего лишь примеры. Данное руководство не призвано заменить спонсора в каждом отдельном случае возмещения ущерба, где спонсор и подопечный могут вместе найти лучший выход из положения.

Некоторые ситуации более сложны, чем кажутся на первый взгляд. Нам может показаться, что решение очевидно, но, прежде чем что-то предпринять, всегда нужно взять паузу. Например, может оказаться, что человек или люди, которым мы нанесли ущерб, и не подозревают об этом, а осознание того, что именно мы им причинили, может причинить им еще больший вред. У нас могут быть друзья, родственники или наши начальники, которые не знают о нашей болезни. Известие об этом может навредить им. Спонсор поможет нам разобраться в мотивах, касающихся желания рассказать людям о нашей болезни. Надо ли им знать об этом? Во имя каких добрых намерений нужно рассказывать им об этом? Может ли эта информация навредить им?

А что, если эта же ситуация осложнена тем, что мы украли какие-то деньги у своих друзей? А что, если в краже был обвинен кто-то другой? Следует ли нам в этом случае рассказывать о своей болезни, признаваясь в краже и возвращая деньги? Возможно, но, может быть, и нет. Каждую подобную ситуацию нужно рассматривать индивидуально. Повторяем еще раз: только спонсор поможет нам решить, как лучше всего поступить в той или иной ситуации. Во время дискуссий со спонсором мы наверняка увидим эти ситуации с такой стороны, с какой на них еще ни разу не смотрели, - но только в том случае, если будем сохранять непредубежденность. То, что на первый взгляд казалось нам очевидным, в итоге может оказаться неправильным. Большую помощь в этой дискуссии окажет список всех тех сомнительных обстоятельств, при которых нами был причинен ущерб, и этот список во время разговора со спонсором должен быть у нас перед глазами.

  • Какие люди из моего списка Восьмого Шага связаны с сомнительными обстоятельствами? В чем специфика этих обстоятельств?

Проблема, представляющая трудность для многих из нас, состоит в том, что за нами есть такие грехи, из-за которых мы можем потерять работу, попасть в тюрьму или понести какую-то другую ответственность. Например, если мы сами сдадимся и признаемся в совершении какого-то преступления, то нам действительно придется отправиться в тюрьму. Как это повлияет на нашу жизнь? Мы потеряем работу? Скомпрометирует ли это кого-то еще кроме нас самих, - скажем, нашу семью? С другой стороны, если мы нарушили закон, как может неожиданный арест повлиять на нашу жизнь и нашу семью? Наверное, самое лучшее в такой ситуации - это обратиться к юристу и увидеть, какой выбор у нас есть. Нам нужно признать последствия своего поведения несмотря ни на что; при этом не следует забывать, что именно к нашей семье могут относиться слова «кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому». Мы обязаны изучить эти ситуации самым тщательным образом. Под руководством своего спонсора мы найдем способ, как именно сможем возместить ущерб.

  • Есть ли за мной что-то такое, что может иметь серьезные последствия, если я начну возмещать ущерб? Что именно?

Другой случай, когда мы не в состоянии напрямую возместить ущерб, но не по причине последующего нанесения вреда, – это когда человека, которому мы должны возместить ущерб, уже нет в живых. Такие ситуации встречаются в АН сплошь и рядом - настолько часто, что наши члены придумали ряд способов, как быть в таких случаях. Наши товарищи даже сумели гарантировать, что возмещение ущерба в таких случаях будет иметь гораздо большую пользу, нежели освобождение от собственного чувства стыда. Кто-то делал финансовые пожертвования от имени того человека, кому был должен. Кто-то принимал участие в деле, о котором переживал тот человек. Некоторые передавали причитающееся детям этого человека, которые, впрочем, и так могли оказаться в нашем списке Восьмого Шага. Способы, с помощью которых мы можем уладить подобную ситуацию, зависят лишь от нашего воображения и уровня нашей готовности. Мы можем удивиться тому, насколько эффективным может оказаться «косвенное» возмещение ущерба. Многие из нас стремятся сделать возмещение ущерба как можно более прямым, приходя на могилу этого человека или в какое-то другое памятное место и зачитывая там письмо или просто словесно обращаясь к памяти этого человека. Наш способ действий в данных ситуациях будет определяться природой причиненного нами ущерба, нашими представлениями о духовности и, конечно, наставлениями нашего спонсора.

  • Должен(а) ли я возместить ущерб кому-то, кого уже нет в живых? Какие особенности я должен(а) принять во внимание в отношении этого человека, чтобы спланировать свое возмещение ущерба?

Мы пришли к выводу, что до совершения каких-либо действий нам следует посоветоваться со спонсором относительно каждого отдельного случая возмещения ущерба. Важно также помнить, что нам нет нужды изображать из себя бездумных роботов, боящихся думать или действовать, не посовещавшись со спонсором. Многие из наших товарищей сталкивались с тем человеком из своего прошлого, которого не внесли в свой список Восьмого Шага, но который должен был там находиться. Иногда способ возмещения ущерба оказывался таким простым, что мы чувствовали себя дураками, упустившими удачное стечение обстоятельств. Порой способ возмещения причиненного этому человеку ущерба настолько очевиден, что нам не стоит отказываться от такой прекрасной возможности это сделать. В другом случае мы можем столкнуться с человеком из прошлого и пережить не очень приятные чувства, не понимая, что стало их причиной. Если это так, то лучше обратиться к процедуре Четвертого и Пятого Шагов, чтобы все прояснить. В любом случае, не стоит считать свой список Восьмого Шага «отработанным до конца». Не исключено, что мы будем добавлять в него какие-то имена на протяжении всей своей жизни.

А как быть с людьми, которых мы не можем найти? Не следует ли нам косвенно возместить им ущерб? Можно и так, хотя многие наши товарищи, отчаявшись найти этих людей, все же встречались с ними, причем в таких местах, в которых ну никак не ожидали их встретить. Мы, конечно же, можем заключить, что такие совпадения происходят по воле Высшей Силы, но, даже если это не так, нам не следует упускать представившуюся возможность прямого возмещения ущерба.

Если мы не можем найти человека, внесенного в свой список для возмещения ущерба, нам следует просто подождать. В это время мы можем продолжать свои поиски, не причинять такого же ущерба другим людям и сохранять готовность к возмещению ущерба. Моральная сила готовности часто может способствовать успеху возмещения ущерба в тех случаях, когда мы не в состоянии возместить реальный ущерб.

После рассмотрения всех сложностей, сопряженных с косвенным возмещением ущерба, может показаться, что прямое возмещение ущерба – это более простой путь, или, по крайней мере, более честный. Мы совершили что-то, что причинило вред (боль) другому человеку. Мы должны принести извинения и искупить вину. Не так ли?

Не всегда. Как уже было сказано, процесс возмещения ущерба не имеет четкого начала и конца. Зачастую мы приступаем к возмещению ущерба, в каком-то смысле, сразу же, как только становимся чистыми. В большинстве случаев мы незамедлительно начинаем компенсировать недостатки в своем поведении. Эта часть процесса возмещения ущерба - та самая, где меняемся мы сами – продолжается и после того, как мы напрямую переговорим с теми людьми, кому причинили ущерб.

  • Что в своем поведении я должен(а) изменить в лучшую сторону?

Как быть с прямым возмещением ущерба, когда мы усаживаем кого-то перед собой, делаем признание и принимаем на себя ответственность за причиненное зло, а потом выслушиваем ответ, каким бы он ни был? Это как раз то возмещение ущерба, которое может наполнить страхом наши сердца. Мы представляем себе, как сидим перед этим человеком, смиренно и от всего сердца предлагая ему исправить нашу ошибку, а в ответ слышим: «Это невозможно исправить. То, что ты сделал, слишком ужасно» или «И не старайся, я никогда не прощу тебя».

В действительности ситуация, описанная выше, - это как раз то, чего мы боимся больше всего, поскольку нам страшно потерять веру в сам процесс возмещения ущерба. Мы невероятно рисковали, позволив себе поверить в Высшую Силу, в себя самих, в возможность выздоровления. Самое страшное для нас - оказаться ужасными существами, не заслуживающими прощения, а нанесенный нами ущерб при этом нельзя компенсировать. Нас может утешить тот факт, что многие выздоравливающие зависимые сталкивались с отрицательной реакцией человека, которому пытались возместить ущерб, однако это не только не лишало их присутствия духа, но и приносило им ту же духовную пользу, какую принесло бы возмещение ущерба, принятое с любовью и прощением.

Порой, когда наши попытки возмещения ущерба воспринимаются столь негативно, мы понимаем, что нам нужно сделать какие-то дополнительные шаги, чтобы почувствовать решительность. Наш Базовый текст подсказывает нам, что «контакт с человеком, все еще страдающим от последствий наших злодеяний, может быть опасным». Кроме того, он может оказаться непродуктивным, особенно в случае с членами семьи или близкими друзьями. Контакт с людьми, которым мы причинили зло, пока они еще не остыли, может сильно настроить их против нас, хотя спустя какое-то время они могут отреагировать на нас совершенно по-другому. И если мы обратились к такому человеку слишком рано, то лучше нам какое-то время выждать, а потом попытаться снова.

Иногда, правда, человек просто не хочет принимать наших извинений, независимо от того, насколько тщательно мы подготовились или насколько искренны были в своем предложении о возмещении ущерба. Если мы сталкиваемся с такой ситуацией, то вынуждены признать, что существует какой-то предел, где наша ответственность заканчивается. Если кто-то сочтет нужным до конца своей жизни злиться на нас, нам лучше оставить этого человека в покое и считать, что извинения принесены. Если нам трудно справиться с чувствами, возникающими в процессе подобного возмещения ущерба, помочь с принятием ситуации такой, какая она есть, нам может спонсор. Возможно, в каких-то ситуациях нам легче косвенно возмещать причиненный ущерб. Иногда нам может казаться, что наше возмещение ущерба будет более «завершенным», если мы предпримем другие действия, которые восстановят или исправят создавшееся положение. Например, мы попытались возместить ущерб бывшему начальнику, у которого украли деньги, однако он или она и слышать не хотят про наши деньги и возмещение ущерба. Мы можем найти выход в том, чтобы вернуть деньги законному владельцу путем привлечения в его магазин клиентов или, если это возможно, анонимного взноса.

Нам следует помнить, что возмещение ущерба - это часть нашей личной программы выздоровления. Да, мы действительно возмещаем ущерб потому, что обязаны это сделать, но нам также нужно признать тот духовный рост, который происходит в процессе возмещения ущерба. Во-первых, мы осознаем и признаем то зло, которое мы причинили. Как сказано в книге «Это Работает: Как и Почему», это «вырывает нас из самонаваждения». Поскольку самонаваждение и эгоцентричный страх - это часть нашей болезни, которая наиболее сильно влияет на нашу духовность, то смягчение и ослабление этой части наверняка будет способствовать расцвету нашего выздоровления. Во-вторых, обращение к человеку, которому мы причинили прямой ущерб, и признание причиненного ущерба - это громадный шаг на нашем духовном пути, независимо от того, как именно будет воспринято возмещение ущерба. Сам факт, что мы прошли через что-то, что требует такого смирения, уже свидетельствует о том, что в какой-то степени мы этого смирения достигли. Наконец, после процедуры возмещения ущерба, мы обретаем душевный покой. Нас больше не отягощает груз незаконченных дел и чувство стыда за причиненное нами зло. Все позади. Наша душа ликует.

  • Готов(а) ли я морально к возмещению ущерба в каких-то сложных ситуациях, а главное – к результатам такого возмещения?

  • Что я сделал(а), чтобы подготовиться к этому?